Вышивка крестом иконы: учимся правильной последовательности в работе

Вышивка крестиком для начинающих

Хотите научиться вышиванию крестиком? Мы поможем! Давайте разберемся, с чего нужно начинать и какие материалы подобрать, какие методы и стили вышивания существуют и какие из них наиболее подойдут вам. Итак, чтобы не превратить это успокаивающее занятие в сущие тяготы с неправильными инструментами и неверной техникой, сначала познакомимся с азами этого рукодельного искусства.

1. Материалы и инструменты для работы

Прежде чем записаться в вышивальщицы, вам понадобится запастись основными инструментами и материалами. Минимальный набор предметов, которые должны быть у каждой мастерицы, включает:

  • иглы;
  • игольницу или подушечку для иголок;
  • пяльцы или станок;
  • нитки;
  • наперсток;
  • ножницы (большие, маленькие и средние);
  • линейку.

Зачем так много? Поверьте, всё пригодится! Теперь о каждом пункте поподробнее.

Игольница нужна прежде всего для того, чтобы не потерять одну из иголок на столе, диване или еще где-нибудь. К тому же это очень удобно. Что же касается самих иголок, то здесь лирики уже будет гораздо меньше. Подбор иголок — это довольно сложное дело; во-первых, для каждого вида ткани требуется своя определенная игла нужной толщины и длины. Чем тоньше и воздушнее сама ткань, на которой вы собираетесь работать (батист, маркизет, канва или лен), тем тоньше нужна игла. Соответственно, толстая игла подходит для более грубого вида материала – такого, как шерсть.

Размеры гобеленовых игл (в мм)

Лучше всего использовать гобеленовые иглы — большое ушко не перетрёт нить в процессе, а тупой конец не повредит саму основу. Набор из качественных игл прослужит вам не одну вышивку.

Пяльцы

Для того, чтобы ткань не стягивалась под рисунком, мастерицы испокон веков используют пяльцы в процессе вышивания. При помощи этого приспособления вы сможете плотно закрепить ткань. Умелые вышивальщицы выбирают деревянные пяльцы, так как они надежнее держат ткань и не портят материал, в отличие от пластиковых аналогов. Еще совет: выбирайте пяльцы с гладкой и ровной поверхностью, потому что любые шероховатости и неровности могут повредить ткань.

Нитки

Выбор ниток — это целое искусство, ведь от этого зависит эффект готового рисунка. Наиболее популярны и распространены такие виды (советуем выбирать из них, так как их легче купить и с ними проще работать):

Мулине – такие нити очень просто соединять друг с другом, чтобы получился нужный цвет. Каждая нить состоит из 6 скрученных волокон. Этот вид нитей наиболее популярен в вышивании и используется почти во всех готовых наборах. Они не запутываются и не теряют цвет со временем.

Металлизированные нити – этот интересный материал вы можете совместить с хлопчатобумажными нитками мулине или шерстяными для получения блестящего, сверкающего эффекта.

Персидская пряжа – состоит из очень мягких нитей. Отличный выбор для вышивки гобеленов или гладью.

Тонкая шерсть – такая нить может быть использована и в сочетании с другими материалами, и отдельно. Такие нити незаменимы в вышивке шерстью по ткани.

Наперсток

Наперсток не только защищает ваши пальцы от проколов, но и помогает лучше протолкнуть иглу сквозь толстую и непослушную ткань. Прежде чем купить его, вам сперва нужно примерить изделие на средний палец – он должен сидеть как влитой и не доставлять никакого дискомфорта. Только в этом случае вы можете быть уверены, что он станет верным помощником в вышивании, и смело купить его.

Ножницы

Купите сразу несколько видов ножниц, которые будут выручать вас в разных ситуациях. Например:

  • Маленькие ножницы помогут деликатно обрезать тоненькую ниточку и убрать ненужные наметки.
  • Средние будут удобны во время обработки ткани.
  • Большие будут незаменимы в процессе раскройки.

Дополнительные аксессуары

Из дополнительных инструментов рекомендуем также запастись водорастворимым карандашом для разметки канвы, лупой и органайзером для ниток. Маркеры или карандаши удобнее традиционных мыла или мела, так как их легко можно смыть при ручной стирке изделия. К тому же их можно использовать на любых типах тканей и с их помощью можно рисовать более точные и изящные эскизы.

Лупа нужна для того, чтобы не напрягать зрение во время вышивания наиболее мелких завитков, а органайзер для ниток позволит распределить цвета согласно естественному градиенту, выстраивая четкую палитру. Это максимально облегчит выбор нужного оттенка, и вы сможете без труда узнать, какой из цветов использовать в вашем изделии.

Готовый набор для новичков

Конечно, вы можете попробовать подобрать все “ингредиенты” для красивой и качественной вышивки самостоятельно. Но все же многих этот этап отпугивает, и они прекращают интересоваться этим видом рукодельного искусства. Поэтому мы советуем вам приобрести уже готовые наборы для вышивания. Во-первых, это очень удобно, так как любой такой набор уже содержит все необходимое в нужном количестве. Во-вторых, вам не придется долго подбирать каждый материал и инструмент, что сэкономит вам немало времени. Посвятите его лучше изучению схем или самому процессу вышивания.

2. Выбор канвы

Канва – это наша основа для вышивки. Её производят из разных материалов – льна, хлопка, конопляной ткани, акрила, шерсти и даже из пластика. Мы советуем вам подбирать канву из такого материала, который идеально подойдет под вашу задумку.

  • Конопляную ткань чаще всего выбирают из-за ее прочности. Вам даже не придется использовать пяльцы, чтобы вышивать на ней. Такая ткань очень плотная и сохраняет свою форму очень долго.
  • Пластик – это новый хит среди мастериц. Такая канва может превратить ваше изделие во что угодно, так как она легко меняет форму. Просто вырежьте нужную вам фигуру – и вот основа готова. Детям особенно нравится вышивать на пластике, так это легко и весело.
  • Для тех, кто хочет придать объем и фактурность своей вышивке, мы советуем использовать шерстяную канву. Но как бы красиво ни выглядело готовое изделие на такой основе, все же на шерсти не очень удобно вышивать из-за многочисленных торчащих пушистых ниточек.
  • Хлопок — это настоящая классика искусства вышивания. А все потому, что этот материал очень ровный и гладкий. С таким материалом вышивать – одно удовольствие.
  • Сложно работать с шерстью, но всё же хочется немного объема? Тогда выбирайте акрил. Несмотря на его ненатуральное происхождение, вышивать на нем гораздо проще, чем на шерсти, к тому же он не так пушится.
  • Лен также пользуется популярностью среди мастериц. Но если вы решили облагородить какой-либо предмет одежды красивым орнаментом, то лучше проверить, как себя поведет такая ткань, предварительно постирав ее.

Для начинающих мы советуем выбрать канву из хлопка Aida. Эта марка славится своей универсальностью. Каждый может выбрать для себя материал с нужным размером клеточек. Такой канвой пользуются и новички, и уже умелые вышивальщицы.

Канва Aida поделена на клетки, что очень сильно упрощает процесс вышивки креста.

Еще одна не менее популярная канва производится маркой Hardanger. Хотите вышивать в технике гобелен или гладью? Такой материал – лучшая основа. Но, к сожалению, вам как новичкам она не подойдет. Если вы впервые берете иголку и нитку в руки, то лучше начать с канвы №8. Её активно используют для обучения вышиванию.

3. Пошаговое обучение вышивке крестом

Первым делом, нужно подготовить свое рабочее место. Проследите за тем, чтобы вам было комфортно вышивать. Самое хорошее место для рукоделия – это мягкое, удобное кресло. Также вам следует позаботиться об освещении, так как ваши глаза могут быстро устать при недостаточном освещении. Для таких случаев используйте настольную лампу, которая и будет вашей палочкой-выручалочкой вечером, ночью и днем, при плохом естественном освещении. Разложите все материалы и инструменты так, как вам удобно, а схему лучше положить на самое видное и освещаемое место.

Работа с тканью – это следующий этап в начале вышивания. Не бойтесь, от вас потребуется всего четыре шага – и можно приступать к основной работе.

  1. Отмерьте и отрежьте столько ткани, сколько вам понадобится для вышивания, как говорится, «с запасом». Для этого оставьте примерно 7 – 10 см припусков с каждой стороны, чтобы натянуть полотно на пяльцы.
  2. Затем обработайте края, чтобы они не топорщились и не распускались. Можно использовать прозрачный лак или специальный клей.
  3. Посчитайте количество крестиков на схеме и на вашем полотне.
  4. Время размечать вашу основу перед вышивкой. Отмерьте квадраты размером 10×10 мм (используйте крестики на ткани как единицы измерения. 10 крестиков с каждой стороны квадрата – это и е сть 10×10 мм). Расчерчиваем разметку смываемым маркером или мылом.

Видео как размечать канву:

Затем следует определиться, каким методом вы будете вышивать. Выбирайте из следующих:

  • Традиционный (вышивание крестом) – вышиваете один крестик за другим по отдельности. Следите за тем, чтобы рабочая длина нити составляла 25-30 см, максимум 50, если рисунок довольно крупный. Сделайте два стежка – и крестик готов. Для этого ведите иголку из верхнего правого в нижний левый угол клетки. Второй стежок идет из левого верхнего угла в правый нижний.
  • Датский способ вышивания – сначала вы закрываете ряд только первыми стежками (справа сверху и налево вниз или наоборот), а потом возвращаетесь, закрывая остальные половинки крестов.
  • Способ пропуска стежков – его используют, когда нужно пропустить несколько клеток на ткани. Для этого нить проходит крестом по изнаночной стороне ткани.
  • Простая диагональ – делайте стежки по диагонали. Сперва нужно двигаться сверху вниз, а потом снизу вверх.

Видео как начать вышивать:

Теперь давайте разберемся со схемой. Она показывает нужное количество крестиков и их расположение на разметке ткани. К слову, схемы бывают и цветные, и черно-белые. С цветными проще работать, так как вы сразу видите нужный цвет, но если цветовая гамма рисунка разнообразна, то многие ячейки будут выделены символами или номерами, соответствующими какому-то цвету в расшифровке.

Внимательно ознакомьтесь с ключ-расшифровкой именно вашей схемы и особенно обратите внимание на пустые клетки, которые чаще всего не заполняются ничем. Работать со схемой довольно просто, ведь все нужные данные там прописаны.

Видео как работать со схемой:

4. Виды вышивок и техники

Существует огромное разнообразие техник и стилей вышивания. Осталось выбрать ту, которая больше всего вам подходит:

  • Счетный крест – хотите вышить изображение на схеме точь-в-точь? Тогда этот вид вышивки вам подойдет. Такой метод применяется на тканях с регулярным плетением и отличается счетом нитей на ткани.
  • Еще одна простая техника – это несчетный крест. Вышивайте все, что выделено цветами, четко следуя схеме.
  • Печатный крест выполняется на канве с уже нанесенными крестиками.
  • Гобеленовая техника очень напоминает полукрест, но изнанка должна совпадать с лицевой стороной рисунка.
  • Гладь. Для того чтобы украсить ваше изделие с помощью этой техники, просто перенесите рисунок на ткань и аккуратно заполните прямыми стежками все пространство внутри рисунка.

5. Преимущества и особенности готовых наборов

Основным плюсом работы с готовыми наборами является то, что не нужно тратить много времени и сил на поиск всех инструментов и материалов. Просто выберите понравившийся набор, и там уже будут все составляющие (нитки, иголки, схема).

Наборы бывают разные, и выбрать можно по типу канвы и рисунка. Чаще всего можно приобрести такие варианты:

  • Рисунок нанесен прямо на материал и есть схема
  • Рисунок не нанесен
  • Канва тонированная и нанесен фон
  • Нарисована только схема
  • На материале есть водорастворимый рисунок.

В категории наборов вышивки на нашем сайте можно воспользоваться фильтром Рисунок на канве и выбрать то, что вам подходит.

Сложно? Нет, если будете следовать нашим советам:

  • Для начала стоит выбирать рисунки с небольшим количеством цветов, с преобладающими крупными деталями в узоре. Чем больше деталей, тем сложнее вышивать, а простой рисунок не займет много времени.
  • Выбирайте наборы с канвой Aida для крупного размера вышивки; №14 подойдет для любого новичка.
  • Не выбрасывайте остатки! Некоторые материалы из набора могут пригодиться в другом рукоделии.

Вышивка – это не сложно и даже интересно, если вы будете вышивать то, что вам нравится и что вы любите. Научиться такому ремеслу просто, и пользы от него тоже много. Так что пользуйтесь нашими советами, и уже скоро вы перейдете от новичка к мастеру вышивки!

Как правильно вышивать иконы? Советы и рекомендации

Как вышивать иконы? В какой технике их вышивать? Чем вышивать? С какими мыслями? Знакомые вопросы? Мы подготовили для вас ответы на них. Читайте и смелее приступайте к работе!

Вышивка икон — одно из популярных сегодня направлений в вышивании. Чаще всего иконы вышивают бисером или крестиком, иногда работы украшают стеклярусом, стразами, камнями и другими декоративными элементами. Поскольку икона — это не просто вышитая картина, а образ, который несет определенную смысловую нагрузку, к ее созданию относятся с особым трепетом и уважением, стараясь придерживаться некоторых правил. О них мы и расскажем ниже.

Если у вас есть такая возможность, прежде чем приступить к вышиванию иконы, рекомендуется попросить благословения в церкви у священнослужителя на работу (если вы захотите ее освятить).

В вышивке иконы очень важен выбор конкретных цветов и оттенков. Самые незначительные на первый взгляд детали могут иметь важное символическое значение: изменив их, можно изменить тайный смысл изображения. Поэтому самостоятельным подбором бисера или мулине определенных цветов лучше не заниматься и предпочесть схеме набор для вышивания, который уже содержит необходимые для работы материалы. В этом и заключается отличие вышивки икон от милых сердцу картин с цветами или котиками, где можно дать волю фантазии.

Сегодня существует большое разнообразие наборов для вышивания икон разных производителей и комплектаций, и выбрать то, что по душе, не составит труда.

При вышивании иконы нужно стараться думать только о светлом, добром, хорошем. Не следует браться за работу во время ссоры, семейных неурядиц, в состоянии душевной злобы, обиды или зависти. Окружайте себя позитивными и светлыми мыслями!

Лучше не браться за работу после увеселительных мероприятий, а также в воскресный день и православные праздники — в эти дни верующим полагается посещать храм, читать молитвы и духовную литературу, поэтому вышивание (да и вообще любая работа) не рекомендуется.

Приступив к работе, постарайтесь довести ее до конца, чтобы незаконченный образ не лежал вместе с другими вещами, а также не следует прерывать работу другой вышивкой или другими рукодельными делами.

Если вышитую икону планируется использовать в дальнейшем для богослужения или молитвы, обязательно нужно освятить ее в церкви.

Своими советами и рекомендациями по вышивке икон с нами поделилась координатор работы дизайнерского отдела и руководитель отдела продаж фирмы “Паутинка” Александра Слепова.

— Вышивка иконы — это, прежде всего, творческий процесс и несомненно должен приносить удовольствие и радость, а так как результатом этого увлекательного занятия будет икона, то бесспорно вся работа должна проходить с настроением светлым и одухотворенным.

Что важно?

Рассматривая такое рукоделие через призму творчества, следует учитывать следующее.

Во-первых, нужен хороший настрой. Любое рукоделие пойдет хорошо и качественно, если вы этого желаете и выполняете работу с удовольствием и без напряжения, ощущая момент получения результата — великолепного творения собственными руками.

Во-вторых, выбор ориентируем на свой вкус и желание. При выборе картины (несмотря на то что в результате получится икона, пока образ не освящен в церкви считать его иконой неверно) необходимо опираться на собственные ощущения — нравится или не нравится. Так как даже если вышивка должна быть подарена, вы вложите в нее частичку себя и потратите много усилий и времени. А корпеть над тем, что не по душе — это пытка, а не удовольствие, и не даст готовой работе должного положительного эмоционального заряда! Выбор зависит только от вас.

Самые актуальные иконы — это Богородицы и Святые Чудотворцы, такие как Николай Угодник (Чудотворец), Матрона Московская, Ксения Петербургская, Стилиан — покровитель детей, Серафим Саровский и другие. Именную икону выбрать несложно, главное — знать имя, данное при крещении, того, кому планируется в дар икона.

В-третьих, это качество выбранного набора. И лучше, если это будет именно набор, а не схема, так как подбор цветов для иконы очень сложен и в готовых наборах проведен качественно и в соответствии с церковными канонами.

В-четвертых, техническая сторона. В наборах всегда присутствует подробная инструкция по вышивке, и ее рекомендуется придерживаться, стараться вышивать со средней натяжкой нити, чтобы не перетянуть работу и не сделать ее очень рыхлой, необходимо соблюдать наклон бисеринок в одну сторону, не делать перетяжек нити с обратной стороны (а лучше обойти это место вокруг), для вышивки бисером использовать лавсановую белую нить или хлопок/лавсан “30 мкм” простую швейную нить (тоненькую, как для оверлока). Обязательно отметим, что не стоит брать для вышивки мононить, а уж тем более леску, так как результат может быть печальным: прорезка ткани и разрыв лески или мононити при натяжке картины, провисание бисеринок при повышении температуры и так далее.

К вопросу о благословении

Самый интересный вопрос “Нужно ли получать в церкви благословение на работу?” — вопрос неоднозначный. Многое зависит от настоятеля церкви, в которой планируется освящение иконы. Из личного опыта, проверенного не единожды, в большинстве своем батюшки относятся очень положительно к таким произведениям искусства, с радостью идут навстречу и не настаивают на необходимости получения благословения. Объясняется это просто: до тех пор, пока образ не освящен — это картина, а не икона; в современных наборах, как правило, части тела и основные принадлежности Святых напечатаны, вышивается по сути только оклад иконы.

Выбор каждого!

Конечно, полноценное соблюдение правил никогда не будет лишним и, бесспорно, внесет еще больше духовной ценности в работу, но это уже остается исключительным выбором каждого.

Если вы верующий человек, а иначе и быть не может, раз данная тема вам интересна, то знаете, что Господь видит всех и слышит всех, и, если ваши помыслы чисты, а сердце добро, то он поможет вам в любом начинании!

Грех ли — вышивать иконы?

Взять благословение

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ:

Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.

Протоиерей Александр Салтыков

Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.

Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.

А ошибки – кто их не допускает?

Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.

То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.

Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.

Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.

Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.

Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.

Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так. Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство. И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.

И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.

И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.

Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?

Отличить настоящее искусство от китча

Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец

Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.

Священник Андрей Давыдов

Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.

Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.

Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.

Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.

Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.

Сначалаучиться

Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской

Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.

Протоиерей Николай Чернышев

А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.

Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.

Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.

Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?

Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.

И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.

Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?

Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».

Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.

Для дома – ничего страшного

Александр Лавданский, иконописец

Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?

А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.

Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.

Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.

А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.

А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.

Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое

Александр Соколов, иконописец

Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.

Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.

В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…

Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?

Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.

Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.

Вышивка икон по всем правилам

Здравствуйте, дорогие мои читатели и посетители, зашедшие на блог galvija.ru совсем случайно!

Я открыла рубрику и начала публиковать в ней самую заветную и ценную информацию для любой вышивальщицы. Короче, друзья и подруги мои замечательные, создали мы банк схем для вышивания и постоянно будем его наполнять. Одна неделя — одна схема или чуть реже. Примерно как у нас в августе был марафон, постараемся запустить его и сейчас. Постепенно все схемы распределятся по рубрикам. Там вы их и сможете найти. Или на странице — Статьи

Вышивка икон — все правила вышивки икон

В банке есть и раздел посвящённый схемам с иконами. Именно иконой — покровительницы и защитницы моей семьи я и открыла его. Очень красивая икона попалась мне. Я не смогла устоять, чтобы не создать её — схему, и не поделиться с Вами.

Я постоянно стараюсь пополнять свой блог полезными материалами и у маня уже собрался целый архив статей который постоянно пополняется. И мне всегда интересно ваше мнение. В результате обсуждения некоторых статей на блоге и появилась эта статья. Давайте обо всём по порядку.

Схему я сделала, правда с первого раза она у меня не получилась, хотя нет получилась, но я допустила несколько ошибок. В результате всё пришлось переделать и перезаписать.

Различия светского и церковного вышивания

Вышивание светское и церковное имеет много различий. При обычном вышивании мастер может думать о чём угодно. Вышивание икон относится к церковному. Садясь за работу над иконой, меняется строй мыслей. Мы почему-то думаем уже совсем о других вещах. И задаём себе всё новые и новые вопросы.

При вышивании икон, мы получаем не просто эстетическое удовольствие. Мы стараемся раскрыть внутренний смысл святого образа, который послужил основой создания вышивального набора. Вышивка схем бисером увлекательное занятие вообще, а вышивка икон приносит не только удовольствие.

Вышивальщицы работающие над образами и художники пишущие лики святых, сходятся в одном мнении. Они все считают, что работа над образом это титанический не только физический, но в первую очередь, духовный труд.

Моя первая вышитая икона

Свою первую икону — «Умиление», подаренную мне на день рождения, я долго не могла начать вышивать. А позже, когда всё таки это произошло, моя работа двигалась тяжело. Вышивала я её два с половиной года. Всё, что-то мешало работе или уводило и переключало на другие дела. Вышивала я её без благословения и молитвы. Видимо всё вело меня к правильному подходу к работе на иконой.

До этого я вышивала только на швейной машинке, полюбила это занятие, потом на долгое время была вынуждена с ним расстаться. Когда стало появляться время, решила рассказать всем о моём увлечении. Результатом чего и стал – Урок № 0 — Курсы машинной вышивки — Подготовка машинки и Ришелье

Вас это может заинтересовать:

Три способа создания вышитых образов

  • Лик выполняется лицевым шитьём

Вышивание иконы крестиком — полный зашив поля и лика. Такой способ не считается каноническим и вполне естественно. Если Вы принесёте её в храм на освящение, то батюшка может отказать Вам в этом действе. Усмотрев некоторые неточности и не соответствия канонам написания(изображения) святых ликов.

Пример неканонической иконы, с допущенными мною ошибками.

Внимание: икона должна быть подписана в соответствии с церковно-славянскими правилами или канонами.

А каковы же правила вышивки икон, спросите вы. Рассмотрите внимательно любую икону. Видите, на ней нанесены надписи. Пишутся они как на церковно-славянском языке, так и на греческом. В православной иконописи применяются условные обозначения и сокращения.

Широко применяется контрактура (по латински — стягивание) — сокращённое написание слов с помощью начальной и конечной букв. Сверху, над такими сокращёнными словами — контрактурами, пишется надстрочный знак. Он говорит о том, что слово сокращено, иначе стянуто. Называется такой знак — титло(

Если Вы в точности не можете вышить надписи на своих иконах и лик лицевым шитьём, то Ваша икона будет считаться неканонической. Такая икона не должна покидать Ваш дом (не надо ей и хвалиться). Священник имеет полное право, да по сути и обязан, отказать Вам в освящении выполненного вами образа.

Правила вышивки икон — как появился чин освящения икон

Чин освящения икон был в ведён Церковью в конце XVII века. В то время производство икон стало повсеместным и выходило из под контроля Православной Церкви,превращаясь в рыночное производство.

Было принято решение, дабы дать подлинные ориентиры художникам и производителям иконописной продукции, а также чтобы отсеять плохие, неумелые, не качественные — неканонические образы — «Ввести чин освящения икон служителями церкви». Православные священники несут на себе бремя цензоров.

После освящения образа написанного Вами или вышитого, с благословения батюшки, он может называться святой иконой, святым образом. И начинает нести свою роль. Мы в любом случае должны относиться к нему бережно, с уважением к традициям наших предков и в соответствии с канонами православной церкви. Вышивка икон — это нечто, что сродни тайне.

  • Лик может быть напечатан на ткани на которой вы вышиваете

И так, мы выделили ещё одно вытекающее правило вышивки икон.

В старину иконы писали на досках, а все остальные церковные принадлежности вышивали лицевым шитьём, золотным шитьём. Поэтому долгое время вышитые иконы были очень большой редкостью. Ведь обычно они расшивались уже готовые, написанные художником на ткани. Такое позволить мог себе не каждый. Рисунок для этих целей изготавливали знаменщики, а расшивали его монахини или высокопоставленные мирянки. Но это не считалось женским рукоделием. Вышивка икон была доступна, можно сказать, единицам.

Вышивка икон — создание священного образа нельзя смешивать с рукоделием

Рукоделием считалось вышивание и украшение столового белья и одежды. Никто не смешивал битовое вышивание и создание святого — священного образа. Вышивка икон бисером, крестиком это кропотливый труд над созданием образа.

Лик напечатан или вышит лицевым шитьём. Напечатаны или вышиты лицевым шитьём надписи традиционно(канонически) соответствующие данному образу. Теперь вы можете вышивать всё остальное крестиком, бисером или каменьями, стразами, или вообще выложить мозаику. Популярное сегодня хобби по собиранию мозаики из всевозможных стразов, называют:

  • Алмазная мозаика
  • Алмазная вышивка
  • Кристальная мозаика
  • Хрустальная мозаика

Другой способ вышивания икон или их украшения

  • Вышивание по напечатанному на бумаге или картоне образу

Такой способ вышивки икон предполагает, что предварительно нанесённый на ткань или картон образ, прикрепляют к ткани. А затем украшают его, пришивая поверх рисунка оклад.

Оклад не обязательно должен быть из бисера, каменьев или страз. Он может украшаться накладными золотистыми или серебристыми металлизированными пластинами или нитями. Разрешается вместо оклада расшить облачение. Здесь тоже необходимо помнить все выше перечисленные правила вышивки икон.

Вышивка икон — образ с исправленными ошибками

по которому можно вышивать икону, соответствующую канонам. И представить в храм для освящения.

Созданием схем для вышивки бисером и крестиком, я занимаюсь уже более шести лет. Схем скопилось у меня достаточно много, поэтому захотелось поделиться ими с окружающими.

Теперь на блоге я публикую схемы, которые вы можете свободно скопировать и распечатать. Я делаю странички для распечатки таким образом, чтобы Вы могли их сложить как книжечку. Чтобы Вам удобно было ими пользоваться без компьютера.

  • Правила вышивки икон — икона вышивается крестиком по счетной схеме

В этом случае очень важно помнить, если вы вышиваете весь образ крестиком, вместе с ликом, то не несите его в храм освящать. Не искушайте тем самым своего священнослужителя. Он ведь тоже человек и, как любой другой человек, может оступиться. Помните, такая икона не будет считаться канонической.

Церковные каноны и правила вышивки икон

Подразумеваете в последствии освятить образ, подготовьтесь к работе над ним. Придерживайтесь всех церковных канонов.

Соблюдайте церковные каноны в отношении создания святого образа. Перед тем, как вы решите попросить у батюшки благословения на вышивание иконы, следует выдержать хотя бы трёхдневный пост.

  • Выдержать пост
  • Не вышивать в воскресенье
  • Не вышивать в праздничные дни

О чем можно поговорить в следующий раз

Как соблюдать пост — это не тема сегодняшнего разговора. Может быть мы и поговорим о ней когда нибудь. Вам понравилась эта статья? Подписывайтесь на обновления.

С течением времени возможно правила вышивки икон могут быть измены. Некоторые священники говорят, что нет ничего плохого в том, что люди занимаются вышиванием икон. Порой в такие моменты они больше начинают интересоваться Церковью и её жизнью, становятся ближе к храму.

На сегодня — всё, что я хотела Вам рассказать. Вышивать или не вышивать иконы — это Ваше личное дело. Придерживаться правил или нет тоже каждый решает сам. Я желаю Вам и вашим близким добра и удачи. Господь Вам в помощь.

Заходите на блог galvija.ru за новыми советами и схемами вышивки

Видео советы для рукодельниц вышивающих иконы

Техника вышивки крестом для начинающих

Вышивка крестом — это вышивание рисунка на канве с помощью иглы и различных нитей. Существует несколько техник вышивки крестом. Чаще всего используется техника простой полный крест и полукрест. Научиться вышивать крестиком совсем несложно. Процесс создания красивого рисунка очень увлекательный, вы получите удовольствие и приведете в порядок свои мысли.

Материалы и инструменты для вышивки

Не скупитесь для своего удовольствия. Выбирайте качественные материалы и приспособления для любимого занятия.

  1. Пяльцы.
  2. Иглы.
  3. Игольница и подушечка для иголок.
  4. Наперсток.
  5. Ножницы для обрезания ниток.
  6. Канва.
  7. Ткань для вышивки.

Если вы не можете принять решение, какие инструменты и материалы лучше купить, то выбирайте готовый набор для начинающих. Он стоит недорого, и вы найдете там все необходимое.

Подготовка к процессу

Важно найти удобное место, где можно работать расслабленно.

  1. Это может быть кресло с высоким подголовником, мягкий уголок, диван и небольшая подставка для ног. Увлекшись, можно не заметить, как болит спина от неудобной позы.
  2. Второе, не менее важное условие, — это хорошее мягкое освещение. Торшер, бра или другой точечный светильник помогут глазам не уставать слишком быстро. Пусть это будет ровный теплый свет, а не холодное мерцание ламп дневного света.

Пяльцы

  • Пяльцы лучше выбрать традиционные, деревянные.
  • Дешевые пластиковые аналоги портят ткань и плохо держат натяжение.
  • Можно купить кресельные пяльцы на ножке, которые позволяют работать двумя руками.
  • Или пяльцы в виде рамки, которые станут обрамлением для будущего шедевра.
  • Выбирайте пяльцы диаметром 25 см. Они хорошо подходят для небольших эскизов.
  • Если вы купили готовый набор для вышивания с пластиковыми пяльцами, то обмотайте круги хлопчатобумажной лентой. На ткани не будут оставаться следы.

Ножницы

  • Ножницы для обрезания ниток (маленькие) и для обработки ткани (средние).
  • Подойдите к выбору этой вещи ответственно, проверьте, чтобы ножницы были легкими и удобно ложились на пальцы.

Иглы для вышивания

  1. Опытные мастерицы советуют вышивать гобеленовыми иглами. Они имеют большое вытянутое ушко и тупой конец.
  2. Для разных видов ткани лучше иметь набор игл из 6-7 штук, разных по длине и толщине.
  3. Приобретите игольницу и подушечку для иголок
  4. Пусть это будут изящные атрибуты, которые создадут нужное настроение для вашего уютного занятия.

Наперсток

  • Наперсток лучше из нержавеющей стали.
  • Важно при покупке примерить его на средний палец правой руки, чтобы не пережимал фалангу и не болтался.
  • Удобнее наперсток с донышком.

Нитки

  1. Для вышивки крестиком чаще всего используют нитки мулине, чуть реже – акрил, шерсть.
  2. Правило опытных вышивальщиц – ниток много не бывает.
  3. Нужно собирать большую политру цветов.

Галерея, одежда, вышитая ручным крестом

Расход нитей

Расход зависит от маркировки канвы, от сложности дизайна эскиза и от состава нити. Да и техника вышивания у каждой индивидуальна:

  • кто-то следит, чтобы изнанка по качеству не отличалась от лицевой стороны,
  • а кто-то увлекается протяжками.
  • Некоторые рисунки предполагают шитье в две или три нити, а какие-то — в одну.
  • Самостоятельный расчет сложен и приведет в отчаяние даже опытную рукодельницу.
  • Часто к схемам прилагаются таблицы расчетов или примерный расход для разных каунтов.
  • Если же их нет, то воспользуйтесь специальными калькуляторами, которых немало в интернете.

Как выбрать канву

  1. Выбор канвы зависит от ткани, на которой вы вышиваете. Чем тоньше ткань — тем плотнее должна быть канва.
  2. Удобно вышивать крестиком на канве, которая отличается по цвету от подложки. Глаза не устанут, а огрехи в работе сразу будут видны.
  3. Рукодельницы со стажем выбирают канву A > Таблица соответствия иглы и канвы

Галерея, подушки, вышитые крестиком

Расчет размера канвы

Прежде, чем начать работать по канве, обратите внимание на ее номер.

  • Маркировка — это величина ее квадратов. Для новичков лучше использовать канву №14.
  • Чем больше номер, тем мельче получится крестик и тем сложнее будет вышивать.
  • Самая крупная канва имеет №11, а самая мелкая №22.
  • Маркировка указывает на то, сколько крестиков помещается в 10 см².
  • Например, для канвы A > Ткань для вышивки

Правильный выбор ткани только за вами. Лидер среди этих брендов — немецкий производитель Zweigart.

  • воздушный батист или маркизет;
  • мягкий хлопок;
  • прочный лен.

Чтение схемы для вышивания

Существуют разные виды схем:

Галерея, схемы для вышивки крестом

Все схемы узоров разделены линиями на части величиной 10 х10 крестиков.

  1. Цветная схема похожа на мозаику из квадратиков, близких по цвету к нужным ниткам. Она проста в использовании, но требует напряжения глаз. Еще цвет рисунка может меняться в зависимости от освещения. Поэтому такие схемы хороши для чтения контрастных изображений с небольшим количеством цветов.
  2. В символьной есть и цветные квадратики, и условные значки, которые подсказывают нужный тон. Эти схемы удобны для работы с полутонами и оттенками основных цветов. И при дневном свете, и при вечернем освещении вы не ошибетесь с подбором ниток.
  3. В черно — белой каждый цвет обозначен индивидуальным символом. Он обозначает один стежок и указывает на расположение будущего крестика на ткани. Это самые щадящие для зрения схемы. Сложность заключается только в том, что значки придется запоминать или часто сверяться с таблицей, которая напечатана внизу.
  4. Бесплатные схемы для вышивки на канве с рисунком можно посмотреть в интернете. Этого достаточно, чтобы научиться делать простые узоры.

Простые схемы для вышивки крестом

В продаже появилась новинка, которая быстро набирает популярность. Это «схемы для ленивых»: готовый выбитый рисунок на канве для вышивки.

  • Все, что нужно рукодельнице — это подобрать нитки нужного цвета и заполнять ими соответствующие клеточки.
  • Такие полуфабрикаты берут в дорогу или на работу, чтобы расслабиться в обеденный перерыв. Они легкие в исполнении, не требуют схем и умения разбираться в них.

Подготовка полотна к работе

Чтобы вычислить, какого размера должно бытьполотно для вышивки, нужно:

  1. разделить количество клеток на схеме на количество крестиков, которые занимают один дюйм (согласно маркировке канвы).
  2. Результат умножаем на 10 и получаем длину и ширину вышивки в сантиметрах.
  3. Обязательно добавляем припуски, около 8 см на каждую сторону, чтобы удобно запялить и закрепить ткань.
  4. Можно воспользоваться специальными калькуляторами расчета, представленными в интернете.
  5. Потом канву разлинеивают. Для этого ее складывают в несколько раз и проглаживают по линиям сгиба.
  6. Далее с помощью линейки и маркера наносят разметку, предварительно определив центр вышивки.
  7. После того, как нанесены квадраты по количеству и размерам совпадающие с выбранной схемой, можно начинать работу.

Центровка рисунка для маленьких вышивок

  • Если размер эскиза не превышает размера пяльцев, то достаточно приложить маленькую схему для вышивки крестом к канве и сделать прокол иглой с ниткой без узелка в нужном месте.
  • Потом эту точку отмечают маркером на основе заготовки.
  • На рисунках центр композиции обозначен местом пересечения вертикальной и горизонтальной стрелок.

Видео, вышивка крестом, с чего начать, работа со схемой

Виды техник вышивания крестом

Существует несколько видов техники создания рисунка крестиком, основные из них:

Простой крест, полный

  1. Первый стежок выполняется справа сверху по диагонали вниз, а второй — справа снизу по диагонали вверх.
  2. Все верхние стежки должны иметь одно направление.
  3. Нижние стежки лежат в противоположном направлении.

Полукрест

  1. Выполняется первый стежок «простого» креста.
  2. Все диагональные стежки образуют ровную дорожку, лежат в одном направлении.

Удлиненный крест

  • Техника аналогична «простому» кресту, только он заполняет сразу две или три клетки канвы, расположенные вертикально.

Удлиненный крест со строчкой

  • Это удлиненный по высоте крестик, перетянутый дополнительным горизонтальным стежком посередине.

Прямой крест

  • Пересекающиеся вертикальные и горизонтальные стежки.

Болгарский крест или двойной

  • Это чередование «простых» крестов, между которыми вышиты прямые крестики.

Черногорский или славянский крест

  • Удлиненные крестики, которые перекрещиваются друг с другом с наклоном.

Счетный крест

  • Сначала переносят полукрестом самый большой фрагмента одного цвета, например, фон рисунка.
  • Детали поменьше других тонов оставляют на завершающий этап работы.

Методы вышивания

По цветам

  • Последовательное вышивание по цветам.
  • Нитка проходит непрерывно по одному цвету в схеме вышивки.
  • Удобно, если в схеме большое количество цветов.

Рядами

  • Вышивание цвета ограничено одним рядом, пока ряд полностью не будет закончен.
  • Подходит для схем с небольшим количеством цветов.

Техника вышивки простой полный крест

  1. Сначала стежки делаются в одном направлении, например, слева направо.
  2. Затем полукресты дополняются перпендикулярными линиями справа налево.
  3. Такой способ вышивки занимает меньше времени, а изнанка получается аккуратной.

Способы вышивания простым крестом

Традиционный метод

  • Его еще называют «назад иголку» или английский метод.
  • Вы последовательно заканчиваете выполнение одного крестика, затем вышиваете следующий.

Датский метод

  1. Сначала стежки делаются в одном направлении, например, слева направо.
  2. Затем полукресты дополняются перпендикулярными линиями справа налево.
  3. Такой способ вышивки занимает меньше времени, а изнанка получается аккуратной.

Простая диагональ

  • Используя эту технику, делаете стежки сначала снизу вверх, а затем в обратном порядке сверху вниз.
  • Работать английским или датским методом – выбирать только вам.
  • Но в крупных работах стоит учитывать цветовые переходы, не допуская длинных стяжек на изнанке работы.

Варьирующиеся ряды рисунка

Техника выполнения орнамента в рядах разной длины заключается в том, что:

  1. сначала диагональными стежками слева направо прошивается самый длинный из них. Острие иголки при работе направлено вниз.
  2. После того, как выполнен и закрыт последний крестик в ряду, острие иглы поворачивается вверх и делается переход на второй ряд.
  3. Таким образом последний крест длинного рядка становится основой для первого в более коротком ряду, который вышивается справа налево.
  4. Ряды чередуются по направлению полукрестов от самого длинного к самому короткому.

Закрепление нити на канве в начале и конце работы

Существует два способа: для одной и для нескольких нитей. Если вышивка выполняется в одну нить:

  1. Определите по схеме клеточку, с которой вы начинаете рисунок.
  2. Протяните иглу с нитью через нее с изнаночной на лицевую сторону.
  3. Сделайте первый стежок, но не до конца.
  4. С изнанки в получившуюся петлю проденьте иглу и затяните.
  5. У вас получится первый штрих рисунка с закрепленной нитью.
  6. После того, как нужная дорожка по схеме готова, опять выведите иглу на изнаночную сторону.
  7. Проденьте ее через два последние стежка, затяните и аккуратно обрежьте.
  8. При таком способе готовое изделие не распустится даже после стирки.

Если вышивка выполняется в две и более нитки, то:

  1. на изнаночной стороне нужно подцепить ниточку от канвы и протянуть в нее иглу, оставив маленькие кончики.
  2. Повторно продеть иглу через эту же клеточку и вытянуть до упора.
  3. Это нужно сделать и в конце линии для ее закрепления в узоре.

Не нужно делать узелков и протягивать концы через длинные ряды крестиков, потому что готовая вышивка будет топорщиться и выглядеть неряшливо.

Видео, закрепление нити в начале и конце работы

Советы для начинающих

Если вы не знаете, как начать рукоделие, то следуйте советам:

  1. Начинайте с маленьких схем. Взяться за сложную большую вышивку и не потянуть ее — это верный способ отбить у себя охоту рукодельничать.
  2. Запаситесь временем и терпением. Это искусство не любит торопыг.
  3. Не покупайте дешевые материалы неизвестных производителей. Получайте удовольствие не только от готового орнамента, но и от процесса его изготовления.
  4. Заполняя готовый шаблон на канве, начинайте с самых темных участков, постепенно переходя к светлым.
  5. Оптимальная длина нити, вдетой в иголку, должна составлять около 50 см.
  6. Края канвы можно укрепить, обмазав их клеем ПВА и просушив феном.
  7. Натяжение канвы на рамке можно отрегулировать, сшив ее края между собой толстой нитью.
  8. Чтобы вышивка была аккуратной, всегда делайте нижний стежок слева направо, а верхний, наоборот, справа налево.
  9. Стежки, «смотрящие» в другую сторону используются для достижения определенных визуальных эффектов.
  10. Начинать вышивку лучше с центра, двигаясь влево или вправо от него.
  11. Обязательно вычеркивайте из схемы уже вышитые участки.
  12. Сколько использовать нитей в вышивке крестом нужно смотреть по схеме. Фрагмент, вышитый в 3 нити будет обладать эффектом схожим с 3D.

Видео, процесс вышивки крестом для начинающих

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]