Витражи на стекле своими руками по трафаретам: роспись и ее история

Витражная роспись

Что такое витраж?

Витражная роспись – это процесс нанесения краски на стекло или керамику. Первые витражи зародились сотни лет назад и на протяжении всей своей истории то теряли, то вновь обретали популярность. В данной статье мы подробно расскажем о том, как зародилось и развивалось витражное искусство, а также детально опишем технологию создания витража.

История витражной росписи

Первые витражи, судя по найденным письменным источникам, появились в XII веке. Для их создания использовалась специальная краска, состоящая из смеси меди и железа со стеклом. Ее разбавляли и использовали для рисования по стеклу.

В Средние века витражная роспись была только в храмах. Яркие отблески и игра цвета погружали людей атмосферу таинственности и благоговения. Готический стиль также развивал витражное искусство-увеличение оконных проемов и создание новых круглых окон, позволило художникам по стеклу проявить всю свою фантазию и богатое воображение.

На Руси витражная роспись не пользовалась популярностью по двум причинам:

  1. Церковь запрещала рисовать библейских персонажей на стекле.
  2. Промышленность на Руси отставала от европейской.

Вскоре, витражная роспись перестала быть исключительно церковной. Эпоха Возрождения стала для витражного искусства пиком популярности. Ее заказывали для украшения светских зданий и домов зажиточных горожан.

Однако, слава витража была недолгой. Религиозные войны 16 века, а после и эпоха Просвещения повлияли на его спрос. В то время искусство стремилось к прозрачности, а витражные окна в церкви наоборот затемняли помещение. Поэтому все те немногие витражи, что остались после после военных действий уничтожили, а на их место поставили обычные стекла.

XVIII и XIX века возродили искусство витража. В России также начали им интересоваться. Однако, уровень развития промышленности до сих пор не позволял создавать витражи.

По этой причине для украшения Исаакиевского Собора в Германии был заказан витраж с образом Спасителя, который до сих пор считается одним из красивейших в мире.

В середине XIX века Император Николай I приказал построить стеклянный завод и с тех пор витражи стали создавать и в нашей стране.

В XX веке интерес к витражам снова угас. Виной тому стиль модерн, который тяготел больше к искусству панно, чем к росписи по стеклу. Однако, конец XX века возродил витраж, и он до сих пор остается одним из самых популярных видов декора.

Где используется витраж?

В современных интерьерах витраж имеет довольно широкое распространение. Это связано прежде всего с его эстетическими характеристиками.

Рассмотрим основные виды витражей в интерьере:

  1. Оконные витражи. Их история насчитывает сотни лет, однако свою популярность они до сих пор не утратили. Оконный витраж создает уникальную игру светотени, которая, меняясь в зависимости от солнечного света, придает окружающему пространству новый, неповторимый вид.
  2. Потолочные витражи-уникальный элемент в интерьере квартиры. Такие витражи придают яркий и праздничный вид, создают уют в доме.
  3. Различные витражные конструкции, например декоративное панно, являющееся в интерьере не только элементом декора, но и способом скрыть некоторые дефекты квартиры.
  4. Декоративные витражные перегородки. Такие перегородки, особенно в просторной комнате, служат отличным решением вопроса о зонировании пространства.
  5. Витражные аксессуары, такие как лампы, зеркала, ширмы заметно освежают интерьер, позволяя создать свой собственный, уникальный дизайн.

Однако, профессионально сделанные витражи стоят достаточно дорого. Что же делать, если финансовые возможности ограничены, а иметь красивое украшение все же хочется? Современная лакокрасочная промышленность предоставляет широкий ассортимент товаров для создания витражей своими руками.

Витражная роспись для начинающих

Итак, Вы решили украсить стеклянную поверхность красивым замысловатым узором. Глубоких знаний о технологии и способах создания росписи на стекле Вам не потребуется. Для создания по-настоящему красивых и ярких витражей прежде всего необходимо потренироваться, сделав две-три пробные композиции. Отметим, что с первого раза желаемого результата не получится.

Важно помнить, что для работы с витражами у Вас должен быть острый взгляд и высокая степень аккуратности. Мелкие дефекты можно удалить, однако если их накапливается слишком много, картина приобретает довольно неряшливый вид.

Далее мы поговорим о витражных красках и о том, как создать красивый рисунок на стекле в домашних условиях.

Шаг 1

Выбираем краску

Существует 2 основных вида витражных красок. Рассмотрим особенности каждой из них.

Акриловые краски отличаются тем, что помимо акриловой смолы и различных полимеров, в их состав входит вода.

Благодаря водной основе акриловые краски:

  1. быстро сохнут
  2. не имеют запаха
  3. легко ложатся на неровную поверхность, благодаря своей густой консистенции

Однако, стоит помнить, что такие «водные» краски не рекомендуется разбавлять водой по той причине, что краситель, находящийся в их составе, может лечь не ровно, а напротив, собраться на поверхности каплями и стечь в сторону.

Сольвентные краски получили свое название благодаря нефтяному сольвенту, входящему в их состав. Такие краски рекомендуется разбавлять уайт-спиритом.

Нюансы использовния сольвентных красок:

  1. Долгая сушка (от 2-3 часов до 2-3 суток).
  2. Идеально ровная поверхность для нанесения краски.
  3. токсичность. При работе с сольвентными красками рекомендуется постоянно проветривать помещение. Их пары в больших количествах вредны для человека.
  4. Игра с цветом. Растворитель (уайт-спирит) позволяет изменить цвет от глубокого и насыщенного до практически прозрачного.

Шаг 2

Работаем со стеклом

Для идеального результата работы необходимо не только правильно выбрать витражную краску, но и подготовить саму стеклянную поверхность к покраске. Сделать это несложно, достаточно обезжирить стекло любым моющим средством, а после протереть спиртом.

Далее приступаем к выбору эскиза. Каким он должен быть?

  1. Все контуры выбранного изображения должны быть замкнуты или выделены специальной контурной пастой. Иначе цвета сольются между собой и добиться желаемого результата не получится.
  2. Рисунок без мелких элементов. «Паста» для их выделения не подойдет по причине толщины наносимого ею контура, а если не выделять такие детали рисунка, то они просто-напросто «потеряются» на общей картине.

Эскиз выбран. Приступаем к его нанесению на стеклянную поверхность. Для этого мы берем толстую непрозрачную ткань, кладем на нее желаемый рисунок и накрываем стеклом. Переносим рисунок на поверхность. Подробнее о том, как именно это сделать читайте ниже.

Совет: Чтобы стекло не сместилось во время нанесения эскиза рекомендуется закрепить его скотчем.

Шаг 3

Приступаем к покраске

Прежде всего следует нарисовать контур по уже готовому эскизу. Для этого мы обязательно надеваем медицинские перчатки чтобы не испачкаться и не испортить рисунок. Наносим краску со средней скоростью. Ошибочное нанесение контура можно легко исправить после того как он слегка подсохнет. Для этого используем ватные палочки, смоченные в спиртовом растворе.

Итак, контур готов. Самое время наносить краску. Важно помнить, что в зависимости от вида, витражные краски ложатся на поверхность по-разному, а значит и техника окрашивания должна отличаться друг от друга. Так, например, более густые акриловые краски следует наносить тонкой кисточкой, а сольвентные, при попадании на стекло, напротив, сами заполняют окружающую поверхность.

Шаг 4

Сушка и обжиг

После покраски витраж необходимо просушить. Напомним, что продолжительность сушки также зависит от типа краски. Чтобы ускорить этот процесс и избежать нежелательных подтеков, стеклянную поверхность лучше не перемещать до полного высыхания краски.

Отметим, что краски по способу обработки также делятся на 2 вида:

  1. Обжигаемые. Такие краски должны проходить термообработку. Для этого подойдет обычная духовка, разогретая до 150 градусов. При такой температуре витраж должен обжигаться примерно час. Витражный рисунок после такой термообработки можно мыть любыми средствами, он останется таким же ярким.
  2. Необжигаемые. Эти краски сушатся при комнатной температуре и для их закрепления достаточно использовать прозрачный лак.

Заключение

Информация в данной статье окажется полезной всем творческим людям, которые хотят прикоснуться к искусству витража и самим создать красивый узорчатый рисунок. Создание витражей позволит Вам проявить всю свою фантазию, украсить свой дом или сделать уникальный подарок друзьям и близким. Попробуйте создать свой первый витраж и с каждой новой работой вы будете совершенствовать свое мастерство и возможно со временем станете настоящим профессионалом.

материалы по теме

Декоративные краски в тренде. Как жители Индии становятся хозяйственными

Промышленность декоративных красок развивается, тем самым создавая радужную картину, поскольку индийцы становятся более хозяйственными и бережливыми, запуская процессы перекрашивания домов, говорит Раджив Рэджгопэл – директор India and South Asia Cluster, Decorative Paints, AkzoNobel.

Краски для декоративных работ

Лакокрасочные материалы зачастую выполняют декоративную функцию в большинстве жилых помещений. Они используются дизайнерами для создания уникальных интерьеров. Но с другой стороны каждый товар, принадлежащий к этой группе, создаётся при помощи применения специальных химических веществ и составов, определённым образом сделанных в лабораторных условиях. Современное оборудование, установленное на заводах и предприятиях, позволяет:

Краски для витража

Творческим личностям всегда свойственны поиски для себя чего-либо нового, неизведанного, еще неизученного ими. Им присуще находиться в постоянных поисках себя и нового увлекательного хобби. Так что роспись витражами по стеклу – как раз то, что нужно любителям изобразительного искусства.

Витраж своими руками: интересно, полезно, несложно

Искусство создания витражей можно применить в своём жилище. Помещение, в котором будут присутствовать фрагменты витражного декора, заиграет новыми красками, такое оформление не останется незамеченным.

Полезная информация о витражах

Такой вид оформления, как витраж, относится к художественной росписи. Это декоративное искусство не знает границ ни во времени, ни в разнообразии его применения.

Некоторые факты истории

Этот вид искусства имеет древнюю историю. Археологические раскопки подтверждают, что витражное творчество существовало ещё в Древнем Вавилоне, Риме, Греции, Египте. Некоторым находкам из разноцветного стекла, по данным археологов, около пяти тысяч лет.

Современное понимание витражей неразрывно связано с христианскими традициями оформления храмов. Окна, украшенные витражами, были созданы византийскими мастерами своего дела в Храме святой Софии Константинопольской (VI век). Витражи того времени представляли собой доски с вкраплениями из стекла. Те страны, в которых о стекле ещё не подозревали, использовали камни (в виде пластин) – селенит, алебастр.

Так выглядят изображения в храме, выполненные в технике витража

Первая книга, описывающая все тонкости витражного искусства, увидела свет в XI веке. В этом труде, написанном немецким монахом Феофилом, содержатся все классические основы применения стекла для декорирования.

Опустим многовековую историю развития витражного декора и вернёмся в наши дни. За этот долгий период и материалы, и инструменты кардинально изменились.

Сочетание классики и новаторства характерно для работ современных мастеров этого вида творчества. Технологии создания витражей намного упростились, и это даёт возможность использовать такую технику для создания красивого декора своими руками.

Места применения

Современное применение витражей очень многообразно:

  • окна;
  • двери и дверные проёмы;
  • стеклянные перегородки;
  • ниши;
  • предметы мебели;
  • зеркала;
  • панно;
  • потолки.

Витражи — элементы декора, которые уместны как в общественных местах (кафе, рестораны, музеи, офисы), так и в домашних условиях. Мебель в детской комнате и на кухне, горки в спальной, потолки в гостиной, фасады мебельных гарнитуров — это совсем малая толика того, что можно украсить витражами в домашнем интерьере.

Преимущества использования витражей дома:

  1. Безопасность. Такие элементы не могут нанести травму ни взрослым, ни детям, особенно если витражи сделаны при помощи плёночной технологии.
  2. Разнообразие цветовых и стилевых решений. Вы сами вправе решать, какой тон и стиль выбрать, чтобы витражное украшение было созвучно всей обстановке.
  3. Несложный уход. Витражи не нуждаются в каких-либо особенных средствах по уходу, обычный стеклоочиститель и мягкая ткань отлично справятся с поставленной задачей.
  4. Экономичность. Создать витраж у себя дома своими руками гораздо дешевле, чем заказать такое удовольствие у фирм, занимающихся их производством.

Виды техник

Витражи можно создавать, используя различные техники и приёмы, наработанные мастерами своего дела. Вот краткая характеристика таких техник.

Техника

Этапы создания

Применение

  1. Создание наброска-эскиза.
  2. Выкладывание контура рисунка при помощи металлического профиля.
  3. Вставка стеклянных фрагментов в металлопрофили.
  4. Спайка стыков.
  5. Роспись стеклянных участков.

Подходит для создания конструкций с крупными размерами.

Все сферы, перечисленные выше.

  1. Рисование эскиза.
  2. Разбивка эскиза на фрагменты.
  3. Вырезание стеклянных элементов.
  4. Придание фрагментам из стекла нужных размеров и форм.
  5. Стеклянные детали оборачиваются клейкой лентой из меди.
  6. Соединение деталей при помощи спайки (олово+свинец).

Такая технология сродни процессу создания художественных полотен из красок, настолько мелкими могут быть детали витража.

Применение разноплановое, но интересно оформление в этой технике светильников.

  1. Эскиз.
  2. Резка стекла точно по эскизу.
  3. Сбор заготовок в единое целое.
  4. Спекание в специальной печи.

Рельефность и многослойность полученных изделий позволяет использовать их в качестве картин, зеркал и других украшений интерьера

  1. Выбор рисунка и изготовление трафарета.
  2. Обработка поверхности (стекло, оргстекло, зеркало).
  3. Крепление трафарета к декорируемой поверхности.
  4. Воздействие на поверхность при помощи абразива и сжатого воздуха.
  5. Нанесение гидрофобного лака (для защиты).

Декор получается матовый, поэтому его применяют чаще всего в интерьерах для приглушения света, а также для украшения дверей и т. п.

  1. Создание рисунка по размеру предполагаемого витража.
  2. Перенесение рисунка на стекло.
  3. Прорисовка контуров (спецкрасками).
  4. Заполнение фрагментов нужным цветом (выполняется специальными красками для витражей).

Разнообразные области применения — в зависимости от задумки декоратора или дизайнера. Экраны, закрывающие батареи, интересно смотрятся под такой «защитой».

Существует ещё много других способов нанесения узоров на стеклянные поверхности, но, скорее всего, это уже будет не витраж, а его имитация: плёночная техника, заливные, фарцетные витражи, фотопечать, матирование стекла, коллажи, 3D оформление и др. Отличный вариант применения таких витражей — дверки шкафов-купе, зеркала, элементы мебели и т. п.

Создание витражей своими руками

Для начала продумайте, а потом представьте на бумаге, что вы хотите получить в итоге. Исходя из этой задумки, запаситесь материалами.

Выбор материалов и инструментов

Для росписи витражей (одна из самых доступных техник для простого обывателя) понадобится:

  • акриловые краски, подобранные по цвету вашего эскиза;
  • растворитель, подходящий для таких материалов;
  • кисточки разных размеров;
  • контуры для витражных работ;
  • ватные палочки;
  • палочки для барбекю или зубочистки;
  • металлический наконечник.

Акриловые краски давно снискали большую популярность среди рукодельниц разных направлений. И это неслучайно, так как они легко смываются (при нанесении ненужных штрихов), качественно ложатся и смешиваются между собой, при работе с ними нет никакого химического запаха.

При выборе краски не забудьте посмотреть строку о назначении этих материалов. Они должны подходить для работы со стеклом, керамикой.

Очень просто воплотить витраж на стеклянной поверхности при помощи плёночной методики. Для этого необходимо подыскать специальную плёнку, которая отличается от обычной самоклейки и представляет собой высокотехнологичную имитацию цветного стекла. Между двумя прозрачными слоями находится окрашенное вещество, которое устойчиво к воздействию солнечного света, разбросу температур (от -45 до +135 по Цельсию). Цветовые гаммы, представленные производителями такого материала, помогают воплотить в жизнь любую задумку.

Режется витражная плёнка обычными ножницами, никаких специальных устройств вам не понадобится. Фрагменты склеиваются при помощи специальной свинцовой ленты. Есть и другой вариант — самый лёгкий — использовать плёнку уже с нанесённым рисунком, готовую. Но в таком случае с вашей задумкой придётся попрощаться.

Выбор техники и соответственных материалов— за вами.

Делаем трафарет

Если всё же вам ближе воплощение витражей в расписном варианте, то для работы понадобится трафарет. Это особенно нужно людям, не имеющим в запасе достаточный опыт и определённые навыки художника.

Эскиз, предварительно нарисованный вами или скачанный из интернет-источников, нужно с тонкого бумажного листа перевести на более плотный «носитель» — картон, ватман и т. п.

Если рисунок витража предполагается использовать несколько раз, то есть логический резон сделать трафарет из пластика, тогда он сможет послужить не один раз.

Существуют шаблоны, которые можно воспроизвести на трафарете, со специальными обозначениями каждого фрагмента будущего витража. Это могут быть цифровые или буквенные сокращения, обозначающие цвет этого участка.

Надёжно прикрепив рисунок-шаблон к стеклянной поверхности, вы сможете не переживать, что не воспроизведёте точно вашу задумку. Вам останется только рисовать, следуя обозначениям шаблона.

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками

Это сегодня технологии остекления достигли таких высот, что окно может быть практически любого размера, формы и цвета, а нашим предкам приходилось ломать голову над заполнением оконных проемов. Так появился витраж – светопроницаемое панно из кусочков цветного стекла или тонких каменных пластин. В этой статье мы рассмотрим, как делать витражи своими руками, которые актуальны по сей день. И не только как вид искусства, но и как возможность разнообразить практически любой интерьер. Рассмотрим:

  • какие техники изготовления витражей сегодня используются;
  • способы создания витражей своими руками;
  • как сделать витраж Тиффани своими руками.

Техники создания витражей

Популярность мозаичных картинок во многом обусловлена возможностью их самостоятельного изготовления различными способами. В зависимости от материалов и технологии это могут быть не только витражи на окна, но и различные элементы декора. Это и плафоны, и дизайнерские цветочные горшки, и вставки в двери, и предметы меблировки, и обрамление межкомнатных арок, и многое другое. Сегодня существует несколько распространенных техник изготовления витражей своими руками.

Пайка

Классика витражного дела. Сюжет по эскизу нужно собирать из отдельных стеклянных фрагментов (витражные смальты), которые фиксируют между собой свинцом, медью, оловом или латунью. Каждая смальта оборачивается кованным или литым «шнурком» и спаивается с остальными.

Сейчас этот способ несколько модифицировали и для окантовки используют мягкую металлическую ленту (фолию) – медную или латунную.

Сюжеты из разных мелких деталей собирают, спаивают и обрамляют, технология позволяет создавать любые формы, а не только плоские панно.

Фацет

Для витражей используется толстое, от 6 мм, стекло, со всех граней каждого элемента под небольшим углом снимается фаска, что обеспечивает преломление света. Фацетные витражи выполняют из особых сортов стекла – свинцового и поташного, первое тяжелее, но дает сильный оптический эффект, второе легче, но и лучи в нем не так играют. Наиболее зрелищными считаются комбинированные фацетные витражи из стекол обоих видов. В силу толщины и тяжести элементов собирают такие картины только в алюминиевый профиль. Поэтому их второе название – алюминиевые витражи.

Фьюзинг

Более сложная техника, но и витражи можно сделать объемные и более зрелищные, возможно изготовление многослойных картинок или фигурок. Разноцветные стеклянные элементы укладываются согласно сюжету, запекаются и прокатываются, границы фрагментов могут оставаться четкими или наслаиваются, проявляя фактуру рисунка, недостижимую в других техниках.

Травление

Рельеф на стекле образуется в процессе обработки поверхности специальными кислотами, используются трафареты, по контуру которых вытравливают рисунок.

Аппликация (пленочные витражи)

Это не совсем техника создания витражей своими руками, хотя в результате и получается нечто подобное, это способ изготовления имитации с помощью стеклянной или пластиковой основы, разноцветных витражных пленок и специального металлического скотча. Рисунк постепенно создается на основе посредством наклеивания слоя матовой пленки, а контуры изображения обклеиваются скотчем, чтобы дать рельефный узор.

Роспись (заливка)

Тоже имитационная техника, только рисунок не наклеивается, а раскрашивается на стекле своими руками стекспециальными витражными красками. Роспись получается прозрачнее, а заливка дает более яркие, насыщенные витражи. Контуры в этом случае сначала прорисовываются более толстыми линиями контурной пастой, для придания фактуры, или также обклеиваются скотчем/проволокой. Требует художнических навыков.

Витражи своими руками

Для самостоятельного создания витражей в домашних условиях подойдут не все техники, так как вряд ли у каждого в кладовке завалялись кованные или литые металлические полосы, фаскорез с алюминиевыми профилями или печное оборудование. Теоретически можно достать плавиковую кислоту, но придется дышать испарениями, а гарантировать получение узора, а не ожога, сложно. Поэтому домашним мастерам остается техника Тиффани и две имитации на выбор.

Для витражей Тиффани потребуется определенное оборудование, да и работа это достаточно кропотливая и трудоемкая, росписью же и заливкой можно заниматься любому начинающему витражисту и даже с детьми. Но если Тиффани – это полноценный витраж, который можно вставить хоть в окно, хоть в двери, то имитация классического витража все равно себя выдает, даже если рисунок зеркальный с двух сторон.

Витраж Тиффани

Рассмотрим пайку с использованием фолии, которую можно купить в любом художественном магазине, как способ создать настоящий витраж в технике Тиффани.

Рисунок – выбирая рисунок, стоит избегать слишком сложных линий, их потом не только вырезать из стекла, но и обрабатывать и соединять, лучше остановиться на фигурах с плавными изгибами и для начала из средних размером деталей. Эскиз можно взять из интернета, там масса вариантов узоров в различных техниках с учетом специфики витражной живописи. Можно нарисовать самостоятельно, при условии, что желание подкреплено хотя бы минимальными навыками. Если таковых не наблюдается, лучше воспользоваться типовыми заготовками.

Резка – эскиз переносится на толстый картон и разрезается на детали (пронумерованные). Чтобы осталось место на пайку, контур смальты должен быть глубже контура шаблона на 0,5-0,7 мм. Шаблон прикладывается к стеклу и обводится, а затем из стекла вырезается деталь.

Листовое витражное стекло стоит прилично, чтобы сэкономить, можно воспользоваться старым боем. Перед тем, как приниматься за смальты, желательно потренироваться на резке обычного стекла изогнутыми линиями, чтобы набить руку.

Обработка – грани каждой детали необходимо обработать шлифмашинкой для стекла.

Но это дорогое удовольствие и чаще для доводки смальт используются бруски № 220-240, шириной 12-20 мм, как минимум, квадратный и полукруглый, треугольный нужен для сложных элементов, когда есть изгибающаяся вовнутрь линия.

При шлифовке смальту и брусок опускают в подходящую емкость с водой. После шлифовки каждую смальту по контуру оборачивают фолией, края завальцовывают (разравнивают и прижимают ленту деревяшкой или пластиком). После краев разглаживают торцы и еще раз проходятся по всему периметру.

Сборка – профессионалы рекомендуют нарезать, обрабатывать и укладывать смальты по одной, но это личное дело каждого. Сборку проще выполнять на светокопировальном станке. За неимением можно положить прозрачный лист пластика или толстого стекла между опорами и подсветить настольной лампой. Еще проще, если есть журнальный столик со стеклянной столешницей – тонкая ткань, калька (трафарет) и вперед. Подсветка необходима, чтобы не допустить щелей между смальтами, при укладке их плотно подгоняют друг к другу или к границам узора. Трафарет фиксируют двумя планками – слева и сверху или справа и сверху (для левшей), выкладку начинают с угла, постепенно заполняя весь узор.

Флюсовка – собранный витраж обжимают рейками с оставшихся сторон, следя, чтобы детали не выпирали вверх или в угол, при необходимости довальцовывают кромки, приглаживают и прижимают. В идеале, витраж перебирают заново, чтобы равномерно покрыть флюсом и грани и торцы, но можно и упростить задачу, тщательно пройдясь обильно смоченной кисточкой или ватной палочкой по граням каждой детали. Флюс выбирают полуактивный, с бурой, остатки активного могут с течением времени разъесть переплет.

Пайка – отличается от привычной радиотехнической и оборудованием и способом исполнения.

Мощность этого инструмента всего 100 Вт, он нагревает элементы до нужной температуры, но припой к нему не прилипает. Обычные, оловянно-свинцовые припои не рекомендуются, из-за них могут трескаться смальты. Поэтому для Тиффани лучше использовать припои с кадмиевыми присадками (ПОСК-50-18, Авиа-1). Можно обойтись и припоем ПОС-61/61М, но он мягче и не такой прочный.

Паяют Тиффани капиллярным способом в два этапа – сначала по контуру смальты прокапывают расплавом припоя примерно через сантиметр (нитка по ширине как жало), не касаясь деталей паяльником и припоем. За один подход не рекомендуется проходить большой участок, если витраж габаритный. Проходят фрагмент с мужскую ладонь, дают витражу остыть, продолжают, пока не прокапают каждую деталь. Вторым заходом каждый шов пропаивают, накладывая припой по контуру каждой смальты и нагревая, пока он не просочится сквозь шов и не покроет соединение изнутри.

Обрамление – готовый витраж припаивается к профильной рамке, прямоугольной, если это плоское панно, или фигурной, если речь о плафоне или другом элементе декора. Зачищенная и обезжиренная (спиртом) рамка покрывается флюсом изнутри, а витраж по кромке с лицевой и боковой стороны. Раму накладывают на композицию или вставляют композицию в каркас и паяют, как смальты, фрагментами, если остается щель, ее тоже флюсуют и пропаивают.

Промывка – часть изготовления витража, необходимая для удаления остатков флюса, как ни старайся, а собирается он не только в швах, но и на смальтах. Сегодня простейший способ избавиться от этих пятен на этом этапе – обработать витраж губкой, смоченной в средстве для мытья посуды, после чего изделие промывается и вытирается.

Патинирование – если уже браться за Тиффани, стоит раскошелиться на специальное цветное стекло, листовое или бой, так как пленка или краска смотрится все же хуже. А вот патинирование такому витражу не повредит, а только подчеркнет его красоту. Аккуратное нанесение готового состава на переплет выполняется в перчатках и респираторе, а помещение должно хорошо проветриваться. Если напачкали – смело мыть, вытирать и в заключении – аккуратно полировать мягкой тканью. При необходимости металлическое обрамление закрывают декоративной рамкой из дерева или имитации.

Независимо от выбранной техники, витраж, сделанный своими руками, будет не только украшать дом, но и радовать осознанием того, что и вам по плечу древнейшее из искусств.

Упрощенная разновидность витража, но тоже вполне способная оживить дом или сад – на нашем сайте в статье о декорах из керамической плитки. Еще одна возможность оригинально оформить жилище – пробковые обои или бамбуковые покрытия. Это совершенно другая, но не менее интересная тема. В видео можно подсмотреть хитрости профессионального дизайнера.

Искусство создания своими руками витражей на стекле

История делает очередной оборот «вокруг оси человеческого развития» и повторяется. В нашем случае это роспись по стеклу.

Все ныне «живущие и работающие» виды народных промыслов, когда-то уже были известны человеку. Сегодня они возвращаются.

Имитация «стеклянной» мозаики, наверное, будет существовать до тех пор, пока существует стекло.

Хорошо, что у людей сохранилось желание творить. И пусть даже творение будет тем, что называют псевдовитраж.

Если есть такое направление, значит, это кому-то нужно. И необязательно все это делают ради получения прибыли: большинство мастеровых людей делают что-то новое, чтобы принести в свой дом новшество или просто ради любви к искусству.

Однако есть желающие научиться мастерству. Им нужно объяснить процесс «стеклянного» творчества по пунктам, чтобы задуманное было возможно осуществить даже такому человеку, который никогда с ничем подобным не сталкивался.

Витражи на стекле своими руками

Витраж пришёл к нам из глубины веков. Научившись делать стекло, люди сразу же захотели его разукрасить. Многое дошло до нас в целости и сохранности. В большинстве своём это старинные замки и церкви.

Красота исполнения привлекает к себе взоры. Наверное поэтому данное искусство не потеряло свою актуальность и поныне.

Россия приобщилась к такому виду искусства в 19 веке. Как обычно, в те времена, принесли его наши купцы из Европы. На Руси об этом знали и раньше (с 12 века), но раньше оно не было так распространено. Окна некоторых храмов имели так называемый фальши-витраж (роспись). Революция привнесла свои коррективы в сам рисунок — остальное осталось без изменений.

Любители витражных окон и дверей тратят огромные деньги, чтобы иметь дома нечто подобное. Однако удовольствие не всем по карману, так как несмотря на прогресс, технология производства осталась довольно сложной. Что делать если хочется порадовать себя, но нету финансовой возможности? Есть самое простое решение вопроса: сделать работу своими руками.

Умельцами давно уже созданы свои собственные методы воплощения желаемого в жизнь. По их рекомендациям даже начинающий мастер сможет создавать шедевры, которые будут выглядеть профессионально.

Галерея: витражи на стекле (25 фото)

Как делается витраж

Настоящее производство основано на сборном варианте кусочков разноцветных стёклышек. Такая технология не изменилась со дня своего основания. Делается это методом скрепления стеклянных кусочков свинцовой лентой. Сделать подобное в домашних условиях попросту нереально:

  • во-первых, само по себе витражное стекло очень дорогое;
  • во-вторых, необходимо иметь специальные инструменты;
  • в-третьих, нужно уметь вырезать стеклянные детали по шаблонам;
  • в-четвёртых, у человека должен быть опыт работ по соединению деталей свинцом — запаиванием.

Даже если получится собрать панно, не факт, что в следующий раз будет также просто. Этот метод считается классическим и под силу только опытным мастерам.

Классический метод берёт своё начало в стеклянной мозаике. У них много общего, например, слово «смальта». В мозаике так называют фрагменты, из которых набирается всё панно. Позже этим словом стали обозначать части витражного рисунка.

Итак, начинается работа с нанесения рисунка на стеклянную поверхность.

  1. Вторая аналогичная картинка понадобится для изготовления фрагментов.
  2. Каждая смальта или фрагмент обрамляется свинцовой лентой, П-образной формы. Вместо свинца может использоватся медь, латунь или олово.
  3. Обрамлённые кусочки выкладываются на первый эскиз и соединяются между собой припоем.
  4. На готовый стеклянную картинку сверху по периметру накладывается латунный уголок. Уголок также пропаивается, чтобы завершить композицию.
  5. Готовый витраж вставляется в оконную или дверную раму.

Если панно будет иметь подсветку и висеть на стене, смальты должны быть с другой стороны матовыми.

Современные технологии позволяют при помощи пескоструйки делать любые узоры. На поверхности закрепляется трафарет и под давлением песком обрабатываются открытые участки. Потом шаблон снимается и остаётся однотонный рисунок. Данный метод тоже не годится для домашнего творчества.

Следующий производственный способ изготовления заключается в плавке стеклянных деталей. Называется он фьюзинг, что переводится как сплав. Набирается мозаика и отправляется в печь. В печи всё это сплавляется друг с другом и затем остужается. Потом процесс проводится повторно. Такие витражные полотна крепче классических и не имеют швов. Температура плавки составляет 800 градусов. Дверные витражи стали так популярны, что некоторые домовладельцы стали заменять витражными или матовыми стеклами часть стены ванной комнаты, или даже оконное стекло — заглянуть извне через такое стекло не представляется возможным, а вот свет такие окна не задерживают, добавляя тем самым интерьеру особый шарм.

А вот теперь мы подошли к тому, что можно создать собственноручно. Самым простым способом доступным всем, можно назвать наклейку прозрачной цветной плёнки. Из этой плёнки вырезаются нужные детали и приклеиваются на стеклянную поверхность. По стыку клеится свинцовый скотч. Если композиция будет занимать место в межкомнатных дверях, то скотч клеится с двух сторон.

Вторая технология тоже по плечу любому новичку. Заключается метод в росписи стекла красками. Вот этот способ, а также наклеивание своими руками способен сделать каждый.

Мастер-класс по росписи стекла

Работы проводятся на ровной поверхности. Поэтому мастер-класс начинается с того, что для создания картины витражными красками стекло должно быть вынуто из рамы.

  1. Поверхность будущей витражной картины обезжиривается стеклоочистителем.
  2. Рисунок распечатывается на принтере и подкладывается с обратной стороны стекла. Можно также нарисовать картинку своими руками или взять фотографию. Чтобы подложенный рисунок не сместился, его приклеивают скотчем.
  3. Стирающимся маркером наносится трафарет, подложенного снизу рисунка.
  4. После этого берётся контурная краска алюминиевого цвета и обводятся все линии. Линии должны быть замкнутыми.
  5. Когда витражный контур высохнет внутреннюю часть закрашивают нужным цветом. Делается это подходящей по размеру кисточкой. Широкие части закрашиваются широкими кистями. Каждая краска потребует для себя своей отдельной кисти.
  6. После высыхания витраж покрывают лаком. Делается это только в случае использования красок на водной основе.

Как сделать красивый витраж с помощью витражных красок — смотрим в обучающем видео:

Другой вариант мастер-класса рассчитан на использование свинцового скотча или проволоки.

  1. Как наклеить скотч объяснять не надо. А вот из проволоки делается нужная форма и приклеивается к стеклу клеем ПВА.
  2. В созданные таким образом смальты заливается краска.

В обоих мастер-классах краску можно заливать или наносить кистью. Кстати, краситель любого цвета, как и контур, легко изготовить своими руками:

  • Самый простой способ создания контура для витража состоит в смешивании клея ПВА, чёрных чернил и алюминиевого порошка.
  • Краситель «водного» типа замешивается с ПВА. В этом случае покрытие витражной картины лаком не нужно.

Картины, созданные своими руками на стекле, очень практичны:

  • их можно мыть;
  • вставить в рамку и повесить на стену;
  • не требуется собирать кусочки в одно целое;
  • позволяют делать витражи даже на стеклопакетах.

Цветы в витражной мозаике

  1. Лист бумаги с нанесённым изображением должен совпасть со стеклянной основой.
  2. Стеклянная поверхность протирается влажной тряпочкой, смоченной стеклоочистителем.
  3. Контуром обводятся все цветочные детали: лепестки, стебли, листья.
  4. В первую очередь раскрашиваются бутоны и лепестки.
  5. После высыхания цветочных головок, закрашиваются листья и стебли.
  6. Готовое изделие должно полностью высохнуть.
  7. После высыхания цветочки вставляются в багетную раму. При желании делается подсветка.

Те, кто имеет опыт, создают свои произведения на тарелках, вазах, абажурах.

Что нужно знать, создавая витражные картины на стекле

Любая роспись требует наличия трафарета. Делается это для того, чтобы сымитировать свинцовую пайку. Контуры каждого элемента витража обводятся специальными пастами, напоминающими свинцовую или другую ленту.

Особое отличие этого метода в создании картины любой сложности, что невозможно при классических методах. К тому же он даёт возможность использовать краски различных цветов и оттенков.

Второе по важности, что нужно знать каждому начинающему художнику, — это какие красители использовать. Помните, решать вам. Но в основном принято работать с акриловыми красками. Есть также на водной основе и на основе различных растворителей. Если с «водными» работать легко и всегда можно смыть, если что-то не получилось, то со вторыми такого не получится. У каждой из них есть и свои недостатки:

  • «Водные» очень нестойкие и чтобы сохранить покрытие, его надо защитить лаком.
  • Краски на основе растворителей неприятно пахнут и долго сохнут. Трудно исправить ошибку.

Заливка красками внутри контура проводится аккуратно, чтобы не попасть на сам контур. Краситель должен сам растечься и заполнить собой всё пространство.

Помимо больших витражей можно делать небольшие поделки — например, витражи из плавленого бисера, или панно, где рисунок поверх краски выкладывается бисером и рубкой. Схемы для панно можно скачать в интернете.

Мастер-класс по ознакомлению педагогов с нетрадиционной техникой рисования на стекле «Художественный витраж»

Бородина Светлана Дмитриевна
Мастер-класс по ознакомлению педагогов с нетрадиционной техникой рисования на стекле «Художественный витраж»

Цель: Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов через использование нетрадиционных техник рисования.

1. Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;

2. Познакомить педагогов с техникой рисования на стекле.

1. Развивать коммуникативные формы поведения;

2. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.

1. Способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.

2. Мотивировать участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Ход мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги! Начать свой мастер класс мне хотелось бы со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Тема моего мастер-класса «Художественный витраж»

Не секрет, что многие родители и мы, педагоги, хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей, интересных личностей. В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство, где ребёнок отражает реальный мир. А более широко раскрыть свои творческие способности помогают нетрадиционные изобразительные техники.

Хотя занятия рисованием приносят много радости дошкольникам, необходимо постоянно поддерживать интерес к изобразительной деятельности. С этой целью на занятиях я знакомлю детей с разнообразными видами и техниками рисования. Всё необычное привлекает внимание ребенка, заставляет его удивляться.

Давайте вместе с вами вспомним, какие же нетрадиционные техники рисования мы уже успели использовать в своей практике.

1. Рисование ладошкой

2. Рисование пальчиками

3. Оттиск поролоном

6. Рисование ватными палочками – пуантилизм

7. Оттиск мятой бумагой, тычок жесткой кистью

8. Отпечатки листьев

9. Восковые карандаши + акварель, свеча + акварель

10. Рисование углем

11. Монотипия предметная

12. Кляксография – обычная кляксография и кляксография с выдуванием

13. Граттаж – черно-белый и цветной

14. Печатание пробками от пластиковых бутылок

15. Рисование манной крупой, рисование солью

16. Рисование нитью и красками

17. Рисование мыльными пузырями

На моём занятии вы познакомились с одним из инновационных техник рисования на прозрачном мольберте. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения, а так же:

• Способствует снятию детских страхов.

• Развивает уверенность в своих силах.

• Развивает пространственное мышление.

• Учит детей свободно выражать свой замысел.

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

• Учит детей работать с разнообразным материалом.

• Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.

• Развивает мелкую моторику рук.

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

– Сегодня мы с вами тоже будем рисовать, и на эту технику рисования меня подтолкнул мой сын, который однажды расписал окна моей губной помадой и спросил: «Красиво», и мы с ним начали пробовать рисовать, а потом я попробовала со своими воспитанниками, им очень понравилось.

Витраж – это картина, выполненная из кусочков стекла или на стекле, расписанном специальными витражными или акриловыми красками или прозрачной витражной плёнкой.

(На экране презентация разных видов витража).

Существует огромное разнообразие видов витражей: это

– Сюжетные и готические витражи;

– Классический паяный витраж. Витраж Тиффани;

– Фьюзинг. Матированный витраж (матовый);

– Пленочный витраж. Комбинированный витраж и еще много разновидностей.

Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узоры.

Обратите внимание на выставку работ моих воспитанников – они сделаны в классическом и комбинированном стиле, ребята воплотили здесь свои детские фантазии и настроение.

Я предлагаю Вам сегодня познакомиться на практике с росписью классического витража, который делается с помощью готовых шаблонов, рисунок переводится на стекло витражным контуром, и раскрашивается прозрачными красками.

2. Основной этап

Объяснение предстоящей работы.

Главный “инструмент” — это наши руки. Они будут искусными, если за дело браться в добром расположении духа. И этот добрый настрой обязательно перейдет в созданное руками изделие,

Эта техника позволяет создавать узоры, не имея художественных способностей. Приемы — совсем несложные, а результаты получаются просто поразительные при минимуме затрат времени, сил и средств.

Отогнуть скобы, удерживающие стекло и осторожно вынуть из рамки

На эскиз будущей картины наложить стекло, выполнить эскиз декоративной композиции. Это может быть изображение несложных пейзажей, узоров, и т. д. Композицию лучше всего выбрать не слишком сложную и избегать мелких элементов. Это могут быть картинки, фотографии, авторские рисунки (шаблоны на доске).

Контурами из тюбика создаем границы рисунка и переносим рисунок с эскиза на стекло, контур должен быть объемным – тонкая аккуратная «колбаска», подождать пока высохнет, (ошибки, которые допустил ребенок, легко исправить. Свежую краску можно стереть ватными палочками и салфеткой, а когда высохнет аккуратно счистить – иголкой и острым лезвием).

Контур сохнет очень долго (от 30 мин. до 3 часов, поэтому мы применим стёкла с уже нанесенным контуром. Его подготовили мои воспитанники, а наша с Вами задача расписать витражной краской предполагаемые витражные картины. Выберите себе понравившиеся работы.

Мы будем использовать: витражные краски, кисти, палитра, ватные палочки, спирт, салфетки. Заполняем рисунок краской, начиная с крупных деталей. Я советую наносить тона от самых светлых к более тёмным. Начинать роспись легче сверху вниз, дабы избежать смазывания и растекания краски. Для этой же цели окрашиваемая сторона предмета располагается строго горизонтально. В процессе работы проверяется прозрачность рисунка, ведь способность пропускать свет – это главная ценность витража, позволяющая создавать красочные блики. Огрехи убираются ватной палочкой, смоченной растворителем. Пузырьки воздуха, образовавшиеся на картинке, сразу же удаляются зубочисткой или кончиком ткани. Корректировка росписи. Во время самостоятельной работы гости сотрудничают с педагогом. Декорировать витражными красками можно практически любой стеклянный предмет обихода, от зеркала до вазы.

Возможности витражных красок безграничны, любой праздник или день рождения станет с их помощью незабываемым, а поделки – отличным подарком. Удовольствие получают от этого все участники процесса, родители взрослые, особенно дети! Этот вид творчества очень хорошо развивает чувство меры и вкуса. Ребенок сам видит этапы преображения вещей, потому, что эти поделки хранятся на видных местах, долгие годы он гордится своим творчеством. Так что пробуйте, удачи и творческих успехов!

3. Заключительный этап.

Уважаемые, коллеги! Спасибо Вам за ваш интерес и активное участие в мастер – классе, за чудесные картины.

Какие эмоции вы испытывали во время мастер-класса, какие чувства отозвались у вас? (Возможные ответы участников – радость, легкость, приятно)

Благодарю за сотрудничество! Желаю всем эмоционального благополучия, совершения добрых дел, творческих успехов!

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования цветной манкой «Весенние цветы» Цель: Познакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы. Познакомить педагогов.

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду» Мастер – класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду». Разработала: Воспитатель.

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «ниткография» Ниткография Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, где вы сможете познакомиться с мощным и неоправданно забытым инструментом.

Мастер-класс для педагогов по теме «Рисование на стекле» Мастер класс для педагогов по теме “Рисование на стекле” Хочу начать свой мастер класс с вопроса. А вы в детстве рисовали на стекле? Правда,.

Мастер-класс для педагогов «Рисование на стекле гуашью по контуру «Волшебное стекло» Введение: В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс.

Мастер-класс по аппликации «Осенний листопад» с нетрадиционной техникой Мастер- класс по аппликации с нетрадиционной техникой (окрашенная соль). Картина «Осенний листопад» Цель: познакомить детей с нетрадиционной.

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «грифонаж» Мастер-класс в нетрадиционной технике по рисованию «Грифонаж» Воспитеатель по изодеятельности: Купеева Анжела Юрьевна Тема: «Тайны.

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «ниткография» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №119 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Презентация «Познакомимся с нетрадиционной техникой рисования «кляксография» Презентация. Познакомимся с нетрадиционной техникой рисования “Кляксография”.Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]