Вышивка золотом, золотыми нитями для декора разных предметов
Золотное шитьё: азы «драгоценного рукоделия» для начинающих
Изначально этот вид вышивки был по‑настоящему драгоценным — он выполнялся золотом и серебром. Сегодня используют металлизированные нитки и шнур , шёлк , «ирис» — результат всё равно выглядит роскошно.
Драгоценное шитьё: история
Золотое, или золотное, шитье — это особая техника ручной вышивки, известная с древности. Как правило, для золотого шитья применяются металлизированные золотые и серебряные нити, канитель (очень тонкая металлическая нить для вышивания), трунцал (металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в спираль пятиугольной формы), а также жемчуг, бисер, пайетки.
Фото: hands-across-the-sea-samplers.com
Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э. — согласно преданию, оно возникло в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда пришло к римлянам. На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века.
Фото: honorbeforevictory.com
Разные виды нитей для этого вида шитья делали из золота и серебра. Металл выделывали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, или пользовались для шитья непосредственно самой проволокой. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Сохранившиеся с XV века работы — это в первую очередь церковные принадлежности, иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.
Фото: jessicagrimm.com
Металлическая нить получалась довольно хрупкой, ею было сложно вышивать, как обычными нитками, продевая сквозь ткань. Поэтому нить укладывалась на лицевой стороне ткани по узору и прикреплялась шёлковой нитью — либо в цвет металла, либо контрастной. Получались настоящие вышитые картины, либо сияющие монохромные, либо разноцветные, красочные.
Фото: sarahhomfray.com
Фото: potos.miarroba.com
22 редких и необычных вида рукоделия
Золотное шитьё сегодня
На сегодняшний день золотное шитьё в немалой степени стало светским видом рукодельного искусства. Мастерские такого шитья сохранились (и возрождаются) и при монастырях, но всё шире оно применяется для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений, картин, выполнения отделки и так далее.
Фото: kathleenlaurelsage.co.uk
Фото: @nazarkinamasha
По большей части сейчас при золотном шитье используются не «драгоценные», а металлизированные, созданные фабричным способом нити. Кстати, золотным вместо золотого этот вид шитья стал называться именно из-за замены настоящих золотых нитей нитями «под золото». Современные нитки уже не такие хрупкие, как много веков назад, но одна из основных техник остаётся прежней: основная нить (шнур) укладывается по узору и прихватывается более тонкой вспомогательной ниткой. Чтобы узор получился объёмным, под металлизированную нить подкладывается подложка из тонкого картона, сукна, кожи, верёвки. Украшается вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом, бусинами, пайетками, даже пуговицами.
Фото: @submarina707
Фото: imperiya. by
Надо сказать, что умение шить золотом в прежние времена ценилось очень дорого — во многом этот вид рукоделия граничит с искусством, кроме того, требует большого внимания, усидчивости, точности. И на сегодня золотное шитьё — один из самых трудоёмких видов рукоделия. Чтобы достичь вершин мастерства, ему учатся от нескольких недель до нескольких лет на курсах, в специальных школах и даже в вузах. Но освоить азы этого искусства, достаточные, чтобы создавать и украшать вещи, можно и самостоятельно.
Фото: @juliet_mikecharlie
Фото: @submarina707
Белая вышивка и ришелье: мастер-класс для начинающих
Золотное шитьё: учимся азам
Фото: @submarina707
1. Ткань
Начинать учиться лучше на плотной льняной или хлопчатобумажной ткани.
2. Пяльца
Для золотного шитья используются прямоугольные пяльца — нужно, чтобы ткань была натянута на них хорошо и равномерно. В идеале подойдёт вышивальный станок — прямоугольная конструкция, располагающая запяленную ткань на некотором расстоянии от стола: так руки получают одновременный доступ и к лицевой, и к изнаночной стороне вышивки, для золотного шитья это важно. Вариант — деревянная рама, на которую натянута ткань (можно заказать такую в художественной мастерской или натянуть ткань самостоятельно, воспользовавшись кнопками).
3. Нитки:
— вышивальная кручёная нить — ирис, шелковый гарус, шелк строчевой и др.;
— золотная нить — металлизированная нитка или тонкий металлизированный шнурок;
— вспомогательная нить — крепкая шелковая, х/б, синтетическая нитка.
4. Материал для создания объёма, или для настила
Чтобы вышивка получалась выпуклой, под нитки подкладывают специально вырезанные кусочки картона, сукна, драпа, кожи. Для тонких объёмных деталей подойдут кусочки верёвки, бечёвки, пучки мулине. Иногда после создания объёма рельефный рисунок обтягивают х/б трикотажем (необязательно, однако такой способ позволяет потом шить более чисто).
5. Иглы
Иглы вышивальные № 1−2, игла для тонкого шелка с маленьким ушком, большая игла, иглы для бисера (если вы планируете украшать им вышивку).
6. Материалы для украшения
Бисер, бусины, пайетки и так далее.
7. Обычные и вспомогательные инструменты для вышивания
Ножницы, ножик, напёрсток, карандаш/фломастер для нанесения на ткань узора, воск (поможет ниткам лучше скользить), клей для ткани, витейки (особая плоская или квадратная катушка, на которую наматывается рабочая нитка — такую катушку удобно класть на плоскость работы).
Последовательность работы
1. Определитесь с рисунком и размером вышивки. Подберите ткань, основные (намотайте их на витейки) и вспомогательные нитки, материалы для украшения.
2. Натяните ткань на пяльцы или подрамник. Последовательность натягивания краёв — на картинке.
3. Нанесите рисунок на ткань.
4. Если вы будете делать рельефную, или высокую, вышивку, подготовьте подложки: переведите рисунок будущих выпуклых частей узора на картон (сукно, драп), вырежьте, аккуратно приклейте подложки к ткани для вышивки или пришейте несколькими стежками. Также объём можно создать с помощью верёвочки, уложенной в узор и прикреплённой к ткани несколькими стежками.
5. Далее следует сам процесс вышивки. Стежков и способов вышивки в золотном шитье много. Вашему вниманию — три видео, объясняющие основные принципы.
Шов в прикреп:
Вышивка по настилу:
Вышивка по картону (подложке):
История появления и развития золотого шитья на Руси
Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего – это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.
Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего – это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.
Золотая вышивка в древней Руси
Золотое шитьё – это одно из образцов старинного женского декоративно-прикладного искусства, которым исстари славились русские рукодельницы. По мнению историков, золотое шитьё появилось на Руси около десяти веков назад и пришло оно к нам из Византии. Нитки для золотого шитья изготавливались из золота, расплющенного в тонкие пластинки и нарезанного на очень узкие полоски.
Вышивка золотой нитью зародилась на Востоке, свидетельством этого являются первые археологические находки расшитых, вернее, сотканных из золотой нити предметов, которые датируются 6-5 вв. до нашей эры. Со временем это искусство распространилось по территории Сибири, Кавказа, Поволжья, Азии и Европы. Ученным часто встречаются предметы, вышитые золотой нитью, которые они находят в погребениях, датируемых 1-4 вв. нашей эры.
Такая техника вышивки применялась в старину для шитья золотой нитью элементов одежды и других предметов религиозного назначения. Золотое шитьё применялось также для украшения обычной одежды или различных декоративных элементов интерьера.
Как вышивали золотой нитью в разные века?
Художественные мастерские пятнадцатых веков занимались в основном лицевым шитьём, которое заключалось в вышивании цветным шелком ликов святых и различных библейских мотивов, что с удивительным мастерством выполнялось искусными рукодельницами того времени. Шитьё же золотыми нитками применялось в работах нечасто. Этими нитками, главным образом подчеркивались лица в композициях на религиозную тематику.
Изделия шестнадцатого века отличаются своей декоративностью, которая достигалась применением в работе нитей из золота и серебра, различных драгоценных камней и жемчуга. Роскошный вид и декоративность, пышное орнаментальное обрамление часто достигались в ущерб естественности и живописности изделия. Такая тенденция в дальнейшем сохранилась и еще более усилилась, а стиль изделий стал графичным в большей степени, чем раньше. Кроме большого количества драгоценных камней в золотом шитье, стали также использоваться так называемые «дробницы», которые представляли собой пластинки прямоугольной или другой формы из драгоценного металла, украшенного резным, чеканным или эмалевым изображением лика святого.
Характерной чертой изделий семнадцатого века является применение вышивки в «прикреп», техника выполнения которого достигла больших высот. Часто, вместе с этим, применялась также вышивка изделия «волоченой» нитью – фиксация на поверхности ткани тонких золотых проволочек. Также использовалась вышивка, так называемой, «золотной» нитью – шелковые или льняные нитки, которые обвивались, по всей длине, «волоченой» нитью. Применения шелка становится менее распространенным, его используют в основном для вышивки ликов и прикрепления золотой нити к ткани.
Кружево из золотых и серебряных нитей
Сохранились великолепные образцы одежды русских придворных восемнадцатого и девятнадцатого веков, которые, помимо золотого шитья, украшены также кружевом из золотых и серебряных нитей. Такое кружево распространилось на Руси в конце шестнадцатого века и пришло оно к нам из Западной Европы. Искусные русские кружевницы в своей работе применяли в основном заграничные нити из золота и серебра, которые ввозились в Россию вместе с готовыми кружевами в семнадцатом и восемнадцатом веке.
Кружева из золотой и серебряной нити отлично гармонировали с традиционными русскими тканями из парчи, богато украшенными золотым шитьём и расшитыми жемчугом. Это послужило причиной их невероятной популярности в те времена, ими украшались как одеяния священнослужителей и другие церковные принадлежности, так и одежды царей и бояр, а позднее и платья придворных. Следует отметить, что постепенно, вместо золотых и серебряных нитей стали использовать всего лишь позолоченную нить, а позднее применялись уже искусственные нити различных цветов.
Различные способы шитья золотом
При вышивке золотой нитью наиболее подходящей тканью являются шелковые или атласные. Ткань необходимо туго натянуть и заправить в рамку или же в специальные пяльцы, которые должны быть более большого размера, чем сама вышивка, в противном случае края рамки могут при работе повредить золотую нить. Непосредственно для шитья требуются две разные иглы: толстая иголка с достаточно широким ушком, с помощью которой выводится нить из золота и иголка с острым кончиком и узким ушком для «прикрепа». Такая техника вышивки позволяет применять самые разные металлизированные нити, «трунцал» – полую металлизированную трубку с крученой поверхностью, тонкую проволоку- «канитель», «галун» – полую трубку, «люрекс», «шнур», «пайетки», бисер.
Искусные рукодельницы в старину вышивали нитью из золота так, как это делают при обычной вышивке – пропускали нить через ткань. Позднее, более распространенным стал способ вышивки в «прикреп», когда золотые нити располагаются на ткани параллельными рядами и прикрепляются поперечными стежками с помощью шелковой нити, которая могла быть золотистого цвета и становиться малозаметной на готовом изделии. Или же, наоборот, применяли шелковую нить контрастного цвета и, в этом случае, ложась на нить из золота, она дает отблеск и нижней нити передается оттенок прикрепляющей.
Очень эффектный вид имеют изделия, выполненные с применением техники «шитья по карте». Такая техника обычно используется при вышивке геометрических и растительных узоров, орнаментов и различных букв. Для этого сначала вырезают необходимые элементы узора из какого-либо плотного материала, например, картона или кожи, далее наклеивают на ткань в соответствии с нужным рисунком и после этого их обшивают золотой нитью в «прикреп». Для прикрепляющей нити из шелка необходимо заранее разметить узор на подложке и потом с помощью тонкого шила проделать отверстия в нужных местах. Изделие с вышивкой, при которой использовались золотые нити и вставки из картона нельзя стирать, их можно только очищать очень мягкой щеткой, медленными и осторожными движениями.
Часто при вышивке золотой нитью применяется жесткая и мягкая «канитель». Мягкую можно легко разрезать обычными ножницами, после чего в образовавшуюся полую трубочку вставляется иголка с нитью и далее вышивается узор, а жесткая канитель, которая скручена в спираль, очень эластичная и её можно выложить по линиям рисунка. Шов золотом и серебром можно встретить в восточных вышивках – индийских, арабских, китайских или японских.
“Драгоценное” рукоделие. Золотое шитье вчера и сегодня
Мы не устаем рассказывать вам о различных видах рукоделия. И о вышивке, конечно, в первую очередь! Сегодняшняя наша статья посвящена прекрасному древнейшему искусству — золотому шитью. Интересно ли вам, когда возникло это рукоделие, как оно развивалось на Руси и легко ли ему научиться сегодня? Мы думаем, что да, если вас заинтересовала эта тема. Обо всем перечисленном и пойдет речь дальше.
Мы уже упоминали о золотом шитье, когда рассказывали на страницах нашего журнала об английской вышивке , ее особенностях и истории развития. Принято считать, что это рукоделие зародилось на Востоке и на распространение его в западных странах в Средние века оказала большое влияние византийская вышивка. Сегодня мы хотим рассказать вам о золотом шитье на Руси.
История
На Руси искусство вышивки золотыми нитями появилось более тысячи лет назад, еще во времена принятия христианства и пришло к нам именно из Византии.
Самые древние сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н.э. Считается, что возникло это рукоделие в Пергамском царстве (располагалось на северо-западе Малой Азии) и пришло оттуда к римлянам.
С древних времен Русь связывали с Византией торговые и дипломатические отношения и на протяжении веков сюда привозились византийские произведения искусства: расшитые золотыми нитями византийские ткани (“паволоки”) были известны в Древней Руси еще до принятия христианства. И впоследствии в летописях не единожды упоминалось о расшитых золотом одеждах, предметах церковного обихода и одеяний духовенства, ввозимых из Царьграда.
Упоминания о русском золотом шитье встречаются в летописях и других источниках уже в 10-12 веках. В 11 веке в Киеве при монастыре даже существовала школа золотого шитья и тканья.
С 15 века ведущее место занимают царские мастерские, во главе которых были великие княгини. С начала 17 века с царскими мастерскими начинают соперничать мастерские купцов и солепромышленников, которые уже к середине столетия занимают превосходящие позиции. Чаще всего этим видом шитья занимались особо зажиточные люди, так как материалы для него были дорогими, а сам процесс работы был очень длителен и требовал много свободного времени.
Мастерские шитья, которые назывались светлицами, имелись почти в каждом знатном доме. Во главе такой мастерской стояла хозяйка дома, которая и сама была искусной вышивальщицей. “Штат” мастерской составлялся в зависимости от общественного и материального положения главы дома и нередко в него входило около пятидесяти мастериц. В светлицах торговых и служилых людей золотым шитьем занимались крестьянки, а у цариц — жены и дочери служилых людей во главе с боярынями. Также мастерские имелись и при женских монастырях.
Рисунок для вышивки, как правило, выполнялся художниками-иконописцами. Вышивка велась на однотонных тканях: камке, тафте, шелке, атласе. Для прочности под них подкладывали хлопчатобумажное полотно или холст.
Вышивали позолоченными (золотными) и серебряными нитями. Они были разными: прядеными, скаными, волочеными (в зависимости от способа изготовления). Пряденые представляли собой серебряные и золотые нити, обмотанные вокруг шелковинки, волоченые имели вид тонкой проволочки, а сканые были перевиты с шелковыми нитями. Золото и серебро (так же, как и драгоценные камни) были привозными. Нередко золотое шитье сочетали с украшением изделий жемчугом.
Произведения золотого шитья очень высокого ценились (что, конечно, неудивительно!) и занимали важное место в жизни Древней Руси. Их бережно хранили в богатых домах, церковных ризницах и монастырях, передавая из поколения в поколение.
В 18-19 веках происходит упадок церковного искусства. Со второй половины 19 века золотое шитье становится народным промыслом, создаются артели мастериц. В этой технике вышивают обувь, женскую одежду, пояса, головные уборы, на заказ и просто на продажу. В монастырях золотыми и серебряными нитями расшивают предметы церковного убранства. Лучшие мастерицы украшали парадные наряды для царской семьи.
Техника
Издавна существовало несколько разновидностей техники золотого шитья, но все они объединены одной особенностью, обусловленной особой фактурой используемых в работе нитей — они крепились поверх ткани, не протаскиваясь сквозь нее, — иначе, “вприкреп”. Нить укладывалась на лицевой стороне ткани и закреплялась шелковой нитью (либо в цвет металла, либо контрастной) при помощи различных швов.
Эффект золотого блеска создавался с помощью двух основных способов: когда нити располагали в разных направлениях на плоской поверхности и когда узоры создавались на выпуклой поверхности с использованием бересты или картона.
Изначально рукоделие было действительно драгоценным, ведь работа выполнялась золотыми нитями. Впоследствии они были заменены на позолоченые, в которых содержался лишь небольшой процент золота. Поэтому декоративное шитье приобрело название “золотное”. Теперь в вышивке используются металлизированные нити .
Традиции золотого, или золотного шитья (сейчас для обозначения этого вида рукоделия используются оба названия) сохраняются по сей день. К настоящему времени это искусство приобретает все более “светские” черты. Мастерские золотого шитья по-прежнему существуют и при монастырях, но все шире оно применяется “в миру” для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений и картин.
Чтобы достичь вершин мастерства, ему обучаются на специальных курсах, но освоить азы золотого шитья (достаточные для того, чтобы создавать и украшать вещи своими руками) можно и самостоятельно. Наиболее оптимальный вариант для тех, кто желает приобщиться к древнему искусству, — это набор для вышивания . Да, сегодня есть и такие, которые позволяют шаг за шагом создать свой шедевр.
Мы пообщались с автором и разработчиком таких наборов, генеральным директором компании “Гладкий Мир” Светланой Лукиновой.
— Светлана, в чем вы видите особенности золотого шитья в сравнении с другими видами вышивки?
— Золотое, или золотное шитье — это отдельный вид рукоделия. Хотя техника нередко и перекликается с вышивкой гладью. Так, например, довольно часто используется стежок, применимый в двусторонней глади. А шов “вприкреп”. Куда же без него? Но, тем не менее, большинство стежков, которые используются для вышивки золотом, уникальны. Чего стоит вышивка по картону!
Существенно отличают золотое шитье от других видов творчества материалы, которые используются для вышивки. Металлизированные нити и шнурки, картон и фетр, шелк и хлопок — все это необходимо для создания вышивок в технике “золотное шитье”.
— Как у вас возникла идея создания наборов по золотому шитью? Насколько они подходят для новичков?
— Золотошвейки ревностно хранят свои секреты, но команда “Гладкий Мир” решила приоткрыть завесу тайны искусства золотого шитья. “Гладкий Мир” родился вопреки всему. Мы разбиваем стереотипы, что вышивать гладью и золотом сложно.
Мы создали уникальные в России наборы по вышивке золотом, снабдили их всем необходимым для вашего творчества и описали каждый стежок. Цветные фотографии каждого вышиваемого элемента позволяют шаг за шагом выполнить свой, собственный шедевр. Под силу ли вышивка золотом для начинающих рукодельниц? С “Гладким Миром”? Конечно! Описание настолько подробно, что вы обречены на успех.
— Какие материалы для вышивки предлагаются в наборах? Почему выбор был сделан в пользу такой комплектации?
— Все формы и трафареты подготавливаются для наборов вручную, нити и шнурки — самого высокого качества. Естественно, сердце каждого набора — это его описание. В наборе не предложена основа для вышивки: ее вы можете выбрать сами. В качестве основы может использоваться любая ткань, хорошо держащая форму.
И, кстати, мы учли ваши просьбы и сделали золотое шитье применимым. Украсите ли вы шкатулку или обложку на паспорт, шляпку или пальто; золотой орнамент станет декором очечника или же вы сделаете красивое панно… — выбор за вами!
ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ ОТ НОННЫ ИВАНОВОЙ
|
Нонна Иванова
ВАШЕ ДОВЕРИЕ – ЗАЛОГ НАШЕГО УСПЕХА
– 100% гарантия соблюдения договорных обязательств + индивидуальный подход
– Доствка Почтой России по всей территории Российской федерации и СНГ
– Среди постоянных клиентов нашего интернет-магазина вышивки:
– Владыки всех уровней, включая патриарший,
– Антиохийское подворье в Москве,
– Монастырь Святой Троицы Русской Духовной миссии в Хевроне,
– Екатеринбургская епархия,
– Горицкий Воскресенский женский монастырь Вологодской епархии,
– Храм во имя прп. Иоанна Лествичника при Московской Духовной Семинарии,
– Патриаршее подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря,
– Мужской монастырь в честь Воскресения Христова в с. Белогорье Воронежской епархии,
– Успенский Дуниловский женский монастырь Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии,
– Троицкий храм села Большая Брембола Переславского района Ярославской области,
– ЗАО коммерческий банк “Интеркредит”
Патриарха Кирилла работы
Нонны Ивановой
Ламбрекены | Ларцы | Подушки |
Скатерти | Куколи | Ширмы |
Митры | Реставрация | Плащаницы |
Иконы | Скрижали | Ангелы-хранители |
Картины | Обучение золотному шитью | Вышивка на одежде |