Как вышивать владимирскую гладь и украсить женскую блузу

Владимирская вышивка: декоративные мотивы и оригинальная техника

Бытование вышивки на Владимирской земле отмечено не одним десятком веков. Вышитые изделия, найденные на территории Владимиро-Суздальского княжества XI – начала XII века в захоронениях сельского населения характеризуют развитое декоративно-прикладное искусство.

Фрагменты тканей, сохранившие древнюю вышивку, позволяют восстановить фактуру нитей и особенности орнамента. Установлено, что вышивки выполнялись в основном шелковыми и золотыми нитями по шелку, который служил для отделки праздничного костюма, обшивки ворота или накладного воротника, раскрывая семантику декоративности. Золоченые или серебряные нити, скрученные с льняной основной нитью, служили различным техникам вышивки.

Гладь в старинных золотошитых изделиях выполнялась так, что лицевые нити образовывали плотные стежки. Позже золотая вышивка выполнялась техникой «в прикреп», когда нити прикрепляются к ткани при помощи шелка, что позволяет сохранить целостность основного изделия без проколов жесткой золоченой или серебряной проволокой. Вероятно, именно эта техника легла в основу владимирского шва или верхошва, в котором крупными стежками застилается лишь лицевая сторона орнамента.

Характер орнамента владимирской вышивки менялся под воздействием заимствований из парчевых тканей, ювелирных изделий, привезенных с востока. Неоспоримо влияние христианской культуры, в частности окладов икон, книжных заставок и, главное, белокаменной резьбы, украшающей храмы города Владимира.

Однако заимствованные мотивы не вытесняли сердцевинные, исконные образы родной природы. Гармония космического и земного как идеальное представление наших предков об окружающем мире отразилось в многообразии декоративных мотивов растительного орнамента. Мотив Солнца и Луны, древа жизни, трав, птиц, цветов и плодов характеризует старинные вышивки и продолжает оставаться характерной чертой современной владимирской вышивки.

Наследовав старинные золотошвейные традиции, привнося и развивая народные черты декоративной вышивки, на Владимирских землях утвердились два промысла – мстерский и александровский.

Известно, что мстерский промысел не только продолжил древнюю традицию вышивки растительного орнамента, но и создал свой стиль вышивки белой и цветной гладью, так называемый «владимирский шов». Материал, по которому выполняется белая гладь, должен быть шелковистый и тонкий, к примеру, натуральный шифон или шелк или, наоборот, грубый и плотный, как льняное полотно. И в том, и в другом случае белая гладь создает необычное рельефное изображение. Белой гладью вышивали платки, полотенца, скатерти. В настоящее время особой популярностью пользуются вышитые изделия женской одежды – блузки, платья, белье.

Одностороннюю гладь, ее называют верхнешов, выполняют цветными нитками – мулине или цветной шерстью. Яркая, нарядная, цветная гладь, где доминирует красный цвет декорирует скатерти, настенные панно, портьеры, покрывала. Платья и блузки, вышитые верхнешвом, представляют собой подлинно высокое мастерство.

Вышивку владимирским швом часто дополняют нарядными накладными сетками, которые имитируют фон, заполняют сердцевину цветка. Своеобразный мстерский растительный орнамент, развивая традицию любовного отношения к родной природе, сочетается с фоновыми мережками. Излюбленный мотив мстерской вышивки – венок, в центре которого изображается роза, окруженная полевыми цветами: незабудками, колокольчиками, васильками или ягодами смородины, земляники, вишни.

Обширный ассортимент строчевышивальных изделий фабрики им. Крупской отличается высоким художественным совершенством узоров. Тема природы в работах мстерских мастериц раскрывается широко и разнообразно. Это зависит от творческой манеры вышивальщицы. К примеру, тема народной песни, сказки, басни перекликается в вышивках с уборкой льна, жатвой сбором урожая плодов в связи с изобразительными природными мотивами. Кроме того, изображение человеческих фигурок, зверей, птиц воссоздает полную картину жизни.

Рабочий инструмент русских искустниц-вышивальщиц несложен. И во Мстере, и в Александрове нехитрый инструмент вряд ли перетерпел большие изменения с незапамятных времен. Два кола, планочки и накатки с ровными палочками для ослабления и натяжения полотенца ткани, над которым трудится вышивальщица – так устроены пяльцы для ручной вышивки.

Александровские вышивальщицы несколько десятилетий, начиная с 1928 года, трудились артелью, а затем объединились в фабрику. Крестом и счетной гладью, выполняемой по счету нитки на тонких тканях, где нити хорошо просматриваются, в послевоенные годы 1945 – 1960, вышивали женскую одежду – блузки, белье, мужские сорочки и конечно детские рубашечки, кофточки.

Для украшения интерьера александровские вышивальщицы создали свои отличные от мстерских изделия – это мелкие салфеточки, для украшения праздничного стола, накидушки, подзоры – они долго оставались в моде, скатерти. В конце 1960-х годов в Александрове образовалась строчевышивальная фабрика, где кроме ручной начала выполняться и машинная вышивка.

Технология ручной вышивки мало чем отличается от мстерской – это по сути дела тот же «владимирский шов», где одна сторона застилается гладью, а изнаночная остается однотонной. Так же как и мстерские, александровские мастерицы вышивают белой гладью и счетной гладью белоснежные скатерти, с рельефным орнаментом из венков, букетов. Те же природные мотивы украшают тонкие занавески, блузки, белье.

Собственно «владимирский шов» александровских мастериц отличается более крупными объемами яркого, с преобладанием красного цвета орнкамента, усиленного цветными контурами на льняных тканях растительных тонов.

Машинная вышивка александровских мастериц отличается сложной строчевой разделкой и тамбурным швом, звенья строченой цепочки входят одно в другое.

Образная система орнаментации владимирской вышивки не только отразила мировоззрение периода становления русской культуры, но также органично вошла в современную систему духовных ценностей.

Все фотографии представляют экспонаты Музея декоративно-прикладного искусства, г.Владимир.

Вышивка гладью для начинающих

Если вы всегда хотели научиться вышивать, но пугались сложностей техники, то считайте, что настал ваш час! В этой статье мы расскажем вам о тонкостях вышивания гладью, чтобы вы поняли, что нет ничего сверхсложного в том, чтобы хотя бы попробовать научиться.

Вышивка гладью как элемент украшения появилась еще в древности. Таким способом женщины и девушки создавали уникальные узоры и орнаменты, делая свою одежду, скатерти, постельное белье и платки не похожими на другие. Научившись вышивать гладью, можно создавать поистине потрясающие шедевры с многообразием цвета и тонким цветовым переходом.

В современной моде вышивка занимает обширную нишу, но чаще всего брендовые изделия с декором гладью стоят немалых денег. Поэтому освоение основ вышивания не только поможет вам иметь в гардеробе эксклюзивные вещи, но и неплохо сэкономит ваш бюджет. Научиться вышивать гладью несложно, но сам процесс требует кропотливой, аккуратной работы и усидчивости.

Что понадобится для вышивания гладью?

Пока вы не приступили непосредственно к работе, нужно озаботиться приобретением необходимых инструментов и материалов. Для вышивки гладью нужны простые приспособления, которые имеются в любом магазине фурнитуры. Вам понадобятся:

  • иглы и нитки
  • пяльцы или рамки;
  • ножницы;
  • копировальная бумага или калька для переноса контуров рисунка со схемы
  • ткань для основы – шелк, сатин, хлопок, лен;
  • наперсток для проталкивания иглы в толстую ткань

Ткань

Ткань для первых работ лучше выбирать тонкую. Советуем не брать на начальных этапах шелк или атлас, которые могут усложнить процесс вышивки. Идеальный вариант – хлопок или бязь. Не забудьте перед началом работы тщательно отгладить ткань, чтобы рисунок получился ровным и аккуратным. Прекрасно подойдет канва Aida, т.к. на ней хорошо видно волокна.

Их нужно выбирать в соответствии с толщиной ниток, но при этом слишком толстая игла будет оставлять отверстия от проколов. Для хлопка или шерсти подойдут иглы от 4 до 8 размера, более плотные ткани – 9 и толще.

Нитки

Для некоторых видов работ необходимо брать шелковые или атласные нити. Но чаще всего для вышивки гладью используются «Мулине». В магазинах представлена широкая цветовая гамма этих нитей, к тому же вы сможете отслаивать волокна и самостоятельно выбирать их толщину. Толщина нити примерно должна быть равна толщине канвы. Для плотной основы лучше использовать шерстяные нити.

Копирка

Они необходимы для переноса нужного рисунка на ткань. Создать контур узора на ткани гораздо сложнее, чем на бумаге, а для тех, кто далек от рисования, это и вовсе практически невозможно. Именно поэтому выбранная картинка копируется на ткань с помощью специальных листов.

Разновидности глади

Вышивать можно любые по величине рисунки, но для первых шагов лучше подбирать небольшие орнаменты или картинки, которые можно заполнить в ширину гладьевым швом в один стежок. Вы можете начать с простых рисунков ягод, листьев, веточек или цветов. Ну и конечно, лучше воспользоваться готовым набором.

Простая гладь

Эта гладь – двусторонняя, то есть вышитый рисунок выглядит одинаково с обеих сторон канвы. Все элементы схемы выполняются отдельно плотно лежащими рядом друг с другом стежками. Размер и направление шитья в таком случае могут быть любыми. Этот вид глади лучше всего подходит для новичка!

Белая с настилом Белая вышивка гладью

Нитки для такого вида выбирают шелковые или мулине, но обязательно белые, к тому же вышивка выполняется на белой или светлой ткани. Такие узоры выглядят очень элегантно и нежно, рукодельницы оформляют ими одежду, постельное белье, полотенца и скатерти.

Художественная цветная гладь (тоновая)

Стежок выполняется косым и без настила. Для такой глади понадобятся цветные нитки «Мулине» либо шелк. За счет более темной вышивки в центре и светлой по мере приближения к краю вы сможете сделать картинку объемной и сложной.

Китайская гладь

Основой такой вышивки служит темная атласная или шелковая ткань. Преобладают традиционные китайские и японские мотивы: рыбы, животные, птицы и природа. Такой способ лучше отложить до времени, когда вы поднаберетесь опыта и сможете выполнять более сложный уровень работ.

Русская (Владимирская) гладь

Рисунок вышивается по контуру, причем длинные стежки проходят по лицевой стороне, а с изнанки делаются только прерывистые короткие линии. Во владимирской глади преобладают в основном однотонные цвета – красный, зеленый, желтый, синий.

С чего начать работу

Чтобы сделать свои первые шаги в вышивании гладью, совсем не обязательно иметь большой багаж опыта и знаний. Для начала нужно просто научиться нескольким простым приемам и стежкам. Вы можете создавать потрясающие работы, даже владея одним видом техники – простой гладью. Главное – терпение и старание.

Первым делом переносим рисунок на ткань с помощью карандаша или копирки. Работать нужно аккуратно, чтобы картинка получилась четкой, а основа не испачкалась ненужными штрихами. Ткань можно предварительно растянуть на пяльцах, если рисунок небольшой.

Видео: Перенос схемы или рисунка для вышивки гладью на ткань

Чтобы закрепить нить сделайте несколько стежков в технике “вперед иголку”, а затем начинайте прямые стежки гладью, оставив конец нити спрятанным в толще полотна.

Техника “Вперёд иголку”

Вышиваем техникой простой плоской глади – делаем стежки нитью по ширине всего элемента параллельно друг другу, не оставляя зазоров и просветом между ними. Направление стежков выбирайте в зависимости от формы элемента, например, вышивая листья – идите от края к середине.

Если предварительно нанести на ткань направляющие линии, то будет гораздо удобнее соблюдать угол и направление стежков.

Чтобы вышивать плавным переходом цвета, задавать места теней и оттенки – используется техника тоновой глади (художественная цветная гладь). Каждый ряд тона делается чередованием коротких и длинных стежков.

Если в ходе работы нить заканчивается, а рисунок еще не полностью заполнен, фиксируйте новую нитку с лицевой стороны основы обычными стежками, но только в том месте, которое впоследствии закроется вышивкой.

Если вы хотите выполнить некоторые элементы более объемно – используте технику “гладь с настилом”. Проложите последовательно сначала один слой простой гладью (не обрамляя элемент по краям) и затем накройте его еще одним слоем.

Видео: Вышивка листочка двумя тонами

Видео: Вышивка вишни гладью

В ходе работы помните, что ни на лицевой, ни на изнаночной стороне не должно получаться затяжек, торчащих нитей и узелков. Все хвостики нужно скрывать как в начале работы, так и в конце.

Три способа закрепить нить

Часто при начальных этапах возникает вопрос: как определить, что нужно сменить нить на другой оттенок, чтобы получился равномерный переход? В таком случае нужно положиться на собственное художественное чутье. Даже если сразу не получается добиться идеального результата – не переживайте. Все приходит с опытом.

Помните, что вышивка гладью чем-то напоминает рисование акварелью или цветными карандашами, когда оттенки как будто плавно вытекают друг из друга, от более насыщенного к пастельному или наоборот. Если вы все-таки сомневаетесь в своих силах, на первых порах можно использовать готовые схемы в качестве опорного материала. В них подробно описывается, в каких моментах необходимо совершать переход.

Полезные советы

  • Чтобы линии карандаша или копирки не были видны, выполняйте контур рисунка с небольшим отступом. Так некрасивые штрихи окажутся под вышивкой.
  • Для экономии ниток, когда прокладываете новый ряд стежков, выводите иглу с изнанки близко к предыдущему стежку. Для этого протягивайте нитку поперек готового элемента.
  • Если по завершению вышивки в некоторых местах ткань стянута – это значит, что вы либо плохо натянули (или перетянули) основу на пяльцах, либо черезчур затягивали нитку, выполняя стежки.
  • Основа не должна выглядывать из-под вышивки. Поэтому стежки должны располагаться максимально плотно друг к другу.
  • Добиться эффекта затемнения или игры света можно не только различными оттенками нитей, но и разной направленностью стежков.
  • По мере совершенствования мастерства можно осваивать самые разнообразные стежки, которые придадут элементам вашего рисунка изящества и выразительности.

Поначалу вышивка может показаться занятием сложным и чересчур кропотливым. Но, если всей душой вникнуть в процесс и искренне полюбить это дело, ваши работы впоследствии смогут радовать вас и ваших близких, быть предметом творческой гордости и даже приносить определенный доход. И не забывайте, что важно только желание, а все остальное придет с опытом и со временем!

Очаровательная вышивка гладью: виды швов и основные моменты

У каждого человека есть свое хобби. То занятие, которое способно расслабить, отвлечь от повседневных дел, от различных мыслей и просто дать себе отдохнуть. Сегодня хотела бы привлечь ваше внимание на красивый вид рукоделия, как вышивка гладью для начинающей рукодельницы. Вышивка гладью — это творчество и одно из замечательных занятий, когда ощущаешь радость и видишь результат творения своих рук, когда после завершения очередного проекта «выпорхнет» бабочка, сидевшая на цветке, а может быть красивая птичка (как на первом фото). И, наконец, испытать гордость за себя и свои творения!

Вышивка техникой гладь во все времена помогала внести нотку изысканности в дом — неординарный домашний текстиль, оригинальные предметы интерьера, игрушки для маленьких детей, одежда, белье и многие другие вещи которые украсят любое помещение. Вышивки гладью при отделки одежды будут неповторимой индивидуальной изюминкой в гардеробе любой женщины.

Существует множество видов вышивки гладью, но мы рассмотрим самые необходимые виды швов для начинающей рукодельницы, чтобы попробовать свои силы в этой, бесспорно, интересной технике вышивке гладью.

Для того, чтобы приступить к этому увлекательному процессу создания очередного шедевра, вам понадобятся следующие предметы: пяльцы, канва, нарисованный рисунок будущего проекта на канве, мулине, ножницы и так далее.

Вышивание гладью это самая ранняя техника. Ее применяли еще в древние времена на востоке. Поэтому другое название этой техники — дамасская вышивка — серия плоских стежков, которыми полностью заполняется свободный контур узора, который наносится на канву, ткань и закрепляется на пяльцах для дальнейшей вышивки гладью.

Эскизы рисунков для цветной художественной глади, как правило, черно-белые. Это делается для того, чтобы вышивальщица могла подобрать цветовую палитру по собственному вкусу. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.

Рассмотрим основные техники вышивания гладью.

Виды швов:

1. Стебельчатый шов — состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В растительных узорах им чаще всего вышивают стебли или отдельные линии, а также обшивают контуры узоров. Шов удобно выполнять снизу вверх или слева направо. Игла с рабочей нитью направлена назад, как при выполнении шва «назад иголку», но выходит на лицевую сторону ткани примерно посередине последнего стежка, при этом нить лежит всегда с одной стороны от уже вышитых стежков или слева, или справа от. Изнаночная сторона стебельчатого шва совпадает со швом «назад иголку».

2. Петельный шов — выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху. Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз, нить при этом остается под иглой и затягивают рабочую нить до образования петли. Стежки шва могут быть расположены очень плотно или на некотором расстоянии друг от друга. При обшивке края, для достижения его большей рельефности и прочности, под него предварительно прокладывают настил. Стежки шва могут быть различной длины. Петельным швом можно вышивать отдельные мелкие элементы, например, листики или цветочки.

3. Шов «узкий гладьевой валик» выполняется в 2 приема: первый этап — швом «вперед иголку» справа налево намечается линия гладьевого валика (прямая или криволинейная), второй этап — в направлении слева направо укладываются мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Такой шов используется для вышивки тонких линий рисунка, а также для отделки краев изделия-контура, а также для придания объема.

4. Шов «цепочка» — тамбурный шов. Это глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка. Последовательность выполнения шва: нить выводят на лицевую сторону в первой точке и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из второй точки в третью точку движением иглы сверху вниз делают стежок и затягивают нить, образуя первую петлю. Последующие петли выполняются аналогично, таким образом образуется шов «цепочка». Им можно вышивать как прямые контуры, так и криволинейные.

5. Гладь вприкреп — используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных-прикрепляющих длинные стежки к ткани. Длинный стежок лучше делать только по лицевой стороне. Также можно сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.

6. Гладь с настилом — выполняется по предварительно проложенному настилу, выполненному более толстыми нитками благодаря чему вышивка получается более выпуклой, рельефной. Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку», затем прокладывают настил в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу. Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью. При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу. В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики пышечки. Нить выводят на лицевую сторону, левой рукой делают 2-3 витка нити, а на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом. При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок.

7. Плоская гладь — является двусторонней используется в растительных орнаментах для вышивания широких и узких узоров. Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу рис. Направление стежков может быть прямым и косым. Выполняется без настила. В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях — от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов — от края к центру.

8. Теневая гладь — эта гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называемый теневой эффект. Последовательность выполнения теневой глади. Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводят изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже. Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка — то в направлении центра цветка, если листик, то в направлении центральной жилки и так далее. Поэтому для упрощения работы, можно карандашом нанести на ткань штриховые линии, которые указывают направление стежков.

Последовательность выполнения лепестка цветка

Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки. Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета. Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Переход цветов в лепестке — от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).

Последовательность выполнения листика, имеющего жилку посередине

Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов).Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз. Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз, только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой).

Зная эти азы техники вышивки гладью можно смело начать проект для начала небольшого узора вышивки гладью.

Также существуют и другие приемы вышивания гладью: шов назад иголку, витой узел, французский узел, владимирский шовкромочный шов, прорезная гладь, атласная гладь и так далее.

Для овладения техникой понадобится немало терпения, как и в любом другом деле, требующем трудовых затрат, фантазии, вдохновения и аккуратности. Вышивку гладью для начинающих, можно воспроизвести на различных тканях. Если вы решили научиться этому сложному и не менее увлекательному делу, то не пожалеете, ведь своими руками сможете украсить любую ткань.
На просторах интернета встретила очень интересные идеи для вдохновения вышивки гладью, которые представляю вашему вниманию.

Китайская живопись гладью

На прозрачном шелке вышивают шелковыми нитями картины, которые способны поразить любое воображение. Подобные шедевры искусства в стране восходящего солнца являются одними из наиболее дорогостоящих.

Вышивка гладью по сей день является одним из самых любимых и востребованных видов рукоделия, остается популярной, так как используют для превращения простых вещей в ультрамодные.

Владимирская гладь – старинная русская вышивка. Как вышивать гладью?

Владимирская гладь – это известная вышивка, в которой стежки наносятся на материал, полностью заполняя всю поверхность ткани. По-другому она называется владимирский верхошов. Придумана она мастерами Владимирской области. В древние времена не было других способов украсить свою одежду, кроме вышивки. Русские мастерицы с помощью простой иголки и нитей создавали неповторимые узоры. Это сложное искусство, требующее усидчивости и внимательности. В каждой семье жена и дочери обеспечивали всю свою семью одеждой, а каждая девушка заблаговременно готовила себе приданое в сундуке.

Для каждой местности на Руси существовала самобытная, присущая только данной территории вышивка, которая имела свои характерные особенности, цветовые решения и орнаменты. С годами приемы вышивки усовершенствовались и обретали новые детали, однако своеобразие и особенности сохранились.

История владимирской вышивки

Вышивка гладью владимирским швом имеет древние исторические корни. При раскопках, проводимых археологами, изучающими историю Владимиро-Суздальского княжества, найдены обрывки одежды с красивой вышивкой. Лицевая сторона была обшита длинными стежками, однако с изнанки виднелись только контуры или легкие пунктиры, а на некоторых деталях имелись даже элементы глади вприкреп. Это когда длинные стежки прикреплялись более мелкими.

На льняных изделиях шитье было выполнено золотыми нитями. Изучение истории края привело к выводу, что это изготавливали в XVIII-XIX веках монахини монастыря св. Иоанна Милостивого, расположенного в 100 километрах от города Владимира в поселке Мстера. Именно данных мастериц и считают родоначальницами владимирского шва гладью вприкреп.

Жители близлежащих деревень и городов обучались у этих монахинь искусству вышивки. Но простые люди шили уже не золотыми нитями, которые были очень дорогими и ценными, а заменяли их красными. Узоры содержали крупные цветы и листья, которые вышивались длинными стежками, середину заполняли накладными сетками.

Красные цветы сочетались с серединками, выполненными другими яркими оттенками синего, зеленого. Допускались элементы желтого, коричневого, черного и бежевого цветов.

Особенности вышивки

В древние времена для вышивания одежды знатных особ использовали дорогие золотые нити. В целях экономии большая часть нитей находилась на лицевой стороне изделия. На изнанке видны были небольшие пунктирные линии, едва заметные глазу. Именно поэтому владимирскую гладь и назвали верхошвом.

Основное отличие ее от остальных заключается в одностороннем шитье небольшими стежками. Элементы есть и крупные, и мелкие стебельки или тонкие веточки.

Изготавливаются разные элементы особенным образом. Например, листья, птицы, цветы и другие крупные детали вышиваются гладью, для серединок используются сетки, стебель выполняют стебельчатым швом.

Отличительные черты

Хотя с давних времен владимирская гладь мастерами немного усовершенствовалась, но все же сохранила главную свою особенность – односторонность вышивки. Тематика тоже осталась прежней. В основном это растительные элементы, иногда можно встретить птиц. Цветовое решение тоже вполне узнаваемо. Чаще всего попадаются флористические идеи красного и белого цветов. Разбавляет такое однообразие небольшие элементы синего, зеленого или желтого цвета.

Мастера владимирской глади пользуются шерстяными нитками, мулине, которые сложены в несколько слоев, также можно встретить нити ирис.

В большинстве случаев на работах делают кайму из крестиков или другого орнамента, например кустиков или кисточек и прочих повторяющихся элементов.

Виды стежков

  • Гладь. Шьется длинными стежками по лицевой стороне.
  • Двусторонняя гладь. Шьется нитками мулине одинаково, что на лицевой стороне, что на изнанке.
  • Гладь с настилом. При желании сделать элемент объемным перед вышивкой гладью делают стежками настил, то есть по контуру рисунка прошивается материал простыми стежками, затем на них сверху выполняют гладь, направляя нить от середины элемента к его краям.

  • “Лапки”. Это вышивка, которая напоминает птичьи следы (отсюда и название шва). Ими часто заполняют промежутки в крупных деталях.
  • Шов “вперед иголку” делают в качестве настила для объемных деталей.
  • “Стебельчатый” шов. В вышивке владимирской гладью применяют такой вид шва для изготовления тонких веточек или стеблей цветов. Иголкой прокалывают ткань вверху и по диагонали.
  • “Козлик”. Очень напоминает вышивку крестиком. Стежки пересекаются сверху и снизу стежка предыдущего и последующего. Размер стежков мастер выбирает стихийно, по желанию.

Как вышивать гладью

Для владимирской глади используют белую вышивку и гладь одностороннюю и двустороннюю. Как видно из названия, для белой вышивки используют только нити белого цвета. Вышивают рисунок поверх настила. Для этого сначала швом “вперед иголку” прошиваются все нарисованные карандашом контуры, затем прошивается настил, полностью закрывающий стежками поверхность крупных цветов или листьев. Поверх белыми нитками наносится рисунок. Вышивку гладью “Владимирское шитье” применяют для украшения постельного белья: пододеяльников, простыней, наволочек, полотенец и т. д.

Гладью в данной вышивке прошиваются все крупные элементы. Начинают шитье от острого конца листика или лепестка и проходят в направлении от центра детали к краям. Наглядно можно увидеть примеры швов на старинной русской вышивке “Владимирская гладь” на образце швов на рисунке в статье. Однако при формировании формы цветка стежки глади направляются от контура детали к центру.

Накладные сетки

Изображения цветка имеют большую полую серединку, которую в данном виде вышивки заполняют с помощью накладных сеток. Серединки цветка состоят из симметрично расположенных мелких элементов: квадратов, полосок, волнистых линий, треугольников. Между ними могут располагаться лапки или козлики.

Иногда серединку полости заполняют длинными стежками, расположенными либо горизонтально, либо вертикально. В месте перекрещивания часто образуется крест. Особенностью данной вышивки является то, что все элементы сетки заполняются симметрично, ровно.

Подготовка к вышивке гладью

Перед тем как вышивать гладью, нужно подготовиться. Это удобно сделать с помощью специальных приспособлений. Чтобы правильно подобрать нитки, нужно естественное освещение. Свет должен падать слева. Нельзя допускать, чтобы нитки и иголки валялись на столе. Должно быть все уложено по своим местам, чтобы при необходимости быстро найти нужный инструмент.

Необходимые материалы

  • Ткань. Лучше брать льняную. Традиционно используют неотбеленный лен.
  • Нитки мулине или двунитку.
  • Набор иголок, толщина которых соответствует толщине нитей.
  • Ножницы.

  • Пяльцы, чтобы ткань была хорошо натянута.
  • Мягкий сантиметр для разметки основных линий и контуров узора.
  • Калька, копировальная бумага, образцы узора.
  • Простой карандаш с хорошо заточенным краем.
  • Утюг.

Уход за вышивкой

После того как работа закончена, важно еще правильно ухаживать за изделием, чтобы вышивка не испортилась, не деформировалась. Стирают ткань только в теплой воде. Моющие средства можно использовать, но они не должны содержать отбеливатель, потом хорошо все выполоскать. Если вы стираете в машинке, то изделие с вышивкой нужно поместить в наволочку или специально предназначенный мешочек для стирки деликатных вещей.

Есть один небольшой секрет. Чтобы не испортить вещь, лучше выкручивать ткань через махровое полотенце. Гладить утюгом можно только с изнаночной стороны, используя влажную хлопчатобумажную ткань. Лучше гладить на мягком полотенце. Складывать влажную ткань нельзя, нужно ее разложить и дать окончательно высохнуть.

Как вышивать владимирскую гладь и украсить женскую блузу

С владимирской гладью многие из нас познакомились еще в школе на уроках труда классе в 7 или 8, но назвать это знакомство близким сложно! А ведь эта старинная русская вышивка — одно из достояний нашей культуры, которое определенно заслуживает более пристального внимания, даже если вы никогда сами не попробуете эту технику на практике.

Тем же, кто заглянул сюда в поисках практического руководства по вышивке владимирской гладью своими руками, рекомендуем непременно прочитать статью — в конце вы найдете полезные уроки по владимирскому шитью, а также схемы для всех желающих!

История владимирской глади

Декоративно-прикладное искусство на Владимирской земле было весьма высоко развито, и раскопки на территории Владимиро-Суздальского княжества XI–XII вв позволяют судить по найденным образцам расшитых изделий, что вышивка пользовалась большой популярностью и отличалась особым мастерством.

Богатые праздничные одежды украшались вышивкой золотыми и серебряными нитями, что было недешево, и русские рукодельницы прошлого сталкивались с той же проблемой, что и золотошвейные мастера всего мира — с необходимостью экономить дорогостоящие материалы.

В двусторонней вышивке гладью, как мы уже с вами знаем, изнанка выглядит точно так же, как и лицевая сторона, то есть расход нити умножается вдвое. Это было совершенно нецелесообразной тратой дорогих ниток, поэтому со временем появилась гладь вприкреп, в которой золотые и серебряные нити шли лишь по лицевой стороне, а для прочности прихватывались мелкими стежками шелком, которые надежно фиксировали вышивку.

Предполагается, что именно эта идея легла позднее в основу владимирского шитья, которое окончательно оформилось лишь к XVIII веку, прочно переплетаясь с историей мстёрской вышивки.

Основу мстёрского вышивального промысла заложили монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, расположенного в 100 километрах от города Владимира в поселке Мстёра. У мстёрских мастериц были свои излюбленные техники — например, огромной популярностью пользовалась тончайшая мстёрская белая гладь.

Помимо прочих техник монахини стали использовать и владимирское шитье, которое применялось различными мастерицами Владимирской области.

Что же такое владимирская гладь и почему ее называют также «верхошов»?

Владимирское шитье — действительно не очень сложная в исполнении техника, поэтому вы без труда сможете ее освоить. В работе используется несколько видов швов, но самым главным приемом можно считать простые односторонние гладьевые стежки.

Вышивают, как правило, в 4-6 нитей, то есть ваша рабочая нить должна быть действительно толстой. Игла выводится на лицевую сторону по контуру рисунка, делается стежок, а затем игла снова выводится на лицо через 1-2 ниточки в стороне от последнего прокола. Стежки могут быть различной длины – в частности на округлых изогнутых мотивах для большей плавности чередуют короткие и длинные стежки.

В результате на лицевой стороне у вас получается равномерное покрытие, а на изнанке — только пунктир по контурам. Именно поэтому владимирскую гладь и называют также «владимирский верхошов» — стежки идут «по верху», но не по изнанке.

В работе также широко используется стебельчатый шов для вышивки различных растительных мотивов, гладь «восьмерка», шов «козлик» применяется для заполнения участков листьев и цветов, а кроме того, почти в каждой работе встречаются накладные сетки, которые мы все знаем и любим в английской якобинской вышивке! Такие сетки или решетки чаще всего используют для заполнения сердцевинок цветов. Следует отметить, что во владимирской вышивке применяют самые простые сетки, тут не встретишь мудреного разнообразия якобинской вышивки, но сами техники одни и те же.

Иногда вместо решеток для заполнения используются простые узоры, вышитые простыми прямыми стежками, к примеру, зигзаги или ромбы.

Что касается цветовой гаммы, то главный цвет владимирского шитья, конечно же, красный. Дополняют его, как правило, не менее яркий синий, зеленый, желтый.

Владимирская гладь: видео-уроки

На самом деле, чтобы разобраться, как вышивать владимирской гладью, вполне достаточно попробовать один раз — это действительно не очень сложно. Но если вдруг вы в поисках более наглядного руководства, вам наверняка помогут эти видео мастер-классы от Malina GM:


Владимирская гладь: схемы

Владимирское шитье отличается незамысловатыми узорами с растительными элементами, поэтому при должной сноровке вы сможете даже самостоятельно нарисовать дизайн в этом стиле! Ниже вы найдете готовые схемы для владимирского верхошва:

Фото: pinterest
Автор материала: Красная нить

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]