Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

Узелковый батик: особенности и техника выполнения

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Более 10 столетий насчитывает история самого древнего вида батика – узелкового. Родиной этого искусства считается Индокитай. А само слово «батик» складывается из двух: «ба» – это ткань, а «тик» – точка (термин взят с языка, которым пользовались на острове Ява). Название возникло вследствие уникальной технологии окрашивания материала, основой которой было применение воска. Сейчас же батик – это роспись по ткани, воск фактически не используют, а вот вариации структурирования рисунка всякий раз нового усовершенствовались.

Характеристика

Технологию узелкового батика нельзя назвать сложной. Она похожа и на другие направления батика: ткань нужно зарезервировать от попадания на нее красящего состава. Только в конкретной ситуации применим не резервирующий состав, а веревки, нитки, жгуты, с помощью которых можно создавать узлы.

Сначала ткань нужно обмотать, перевязать, сделать на ней узелки, и только потом она опускается в краску. Или же краска наносится на ткань кистью. Когда процесс окраски будет окончен, перемотанные и перевязанные места останутся непрокрашенными. В результате получится интересный узор, его сложность и красота зависят от того, насколько продумана узелковая техника. Узелки, к слову, вяжутся как вручную, так и специальными приспособлениями, напоминающими крючки.

Техника выполнения батика несложная. Ее нередко показывают детям, так как такое ручное творчество им очень нравится: как правило, ребята с помощью узелкового батика делают себе радужные банданы.

Какая ткань нужна?

Чтобы рисунок на ткани получился красивым, ярким, стойким, следует определиться с самой тканью.

Специалисты рекомендуют хлопчатобумажные ткани:

Оттенки ткани предпочтительнее белые или светлые. Хорошо, если материал будет однотонным, с редким набивным рисунком вроде горошка или полоски. Не секрет, что ручное творчество всегда склоняется к экономии, потому ничего предосудительного в применении тканей, бывших в употреблении, нет. Здорово смотрятся впоследствии работы в технике узелкового батика, ткани которых предварительно выгорели на солнце, утратили свою яркость.

И только когда опыт в технологии окрашивания ткани уверенный, достаточный для усложнения техники, можно приступить к преображению натурального шелка, вискозы, чистой шерсти. А вот синтетическая ткань для батика не используется. Даже ткань с вкраплениями синтетики не подойдет. Эти материалы требуют принципиально иной техники работы, схемы и красители будут другие.

Если не знать этих правил, рисунок может получиться нечетким, размытым. Анилиновые красители не справляются с синтетическими волокнами, отсюда и такой результат.

Красители

Анилиновые красители – вот основной «участник» батика. Они используются для окрашивания х/б тканей. Почти в любом магазине товаров для творчества можно найти довольно широкую палитру этих красителей. Но многие любители батика не ищут легких путей, делают красители самостоятельно.

Это возможно – вспомните, какой оттенок дает луковая шелуха или крапива. Натуральные красители, безусловно, экологичнее, чем и привлекают современных почитателей батика.

Примеры растительных красителей:

  • красный – зверобой, крушина и боярышник;
  • желтый – картофель и орешник;
  • зеленый – крапива и манжетка;
  • оранжевый – чистотел;
  • голубой – голубика;
  • фиолетовый – черника;
  • синий – цветы иван-да-марьи.

Начинать можно и с промышленных красителей, а когда появится уверенность, пробуйте получать краски сами: у вас получится творческий натурпродукт.

Инструменты и вспомогательный состав

Основной инструмент, который помогает сделать узелки – тонкий шнур или прочная, достаточной надежности нить. Они должны подготовить ткань к окраске. Из вспомогательного состава следует отметить:

  • яичную скорлупу;
  • мелкие камушки;
  • древесные щепки;
  • ровные маленькие дощечки;
  • прищепки бельевые;
  • пробки;
  • крышки и другое.

Все эти подручные средства помогают создать на ткани уникальный рисунок. Вы можете не ограничиваться предложенным списком, а придумать свои штампы, авторские. Кто-то использует детские заколки, кто-то колпачки от фломастеров и ручек, кто-то резинки-пружинки.

И также обязательно понадобится вам посуда, где будет осуществляться самое интересное в узелковом батике. Это должна быть емкость из стекла или керамики (в ней будут разводиться краски), эмалированная кастрюля (в ней происходит само окрашивание), емкость для последующего ополаскивания ткани, пластмассовая бутылка для хранения красителя. Нужна и стандартная деревянная лопатка, которой вы будете помешивать ткань.

Технология

Наличие особенных навыков, художественного образования и даже простого умения рисовать – совсем не обязательно. Принцип узелкового батика: каждый кусочек ткани, который не окрасился, завязывается так, чтобы в узелок краска не попала. Для этого и нужны прищепки, зажимы, шнуры. Они и делают то, что в батике называется резервированием ткани. Ткань можно закручивать, складывать, зашивать, подгибать.

Таким способом резервирования и последующего окрашивания можно делать салфетки, скатерти, одежду, платки, банданы, парео.

Следующий этап – окрашивание может быть двух видов.

  • Окрашивание кистью. Заготовку с узелками помещают в не очень глубокую емкость, после чего наносят на нее небольшое количество красителя. Если используете несколько цветов, наносите их поочередно. Но учтите, что соседние цвета часто смешиваются, получается новый оттенок (не всегда красивый). Потому продумывайте, чем и как, в какой последовательности вы красите.
  • Окрашивание погружное. Без кисти вы просто окунаете ткань в емкость с разведенной краской. Так обычно проводят многоцветное окрашивание. Процесс поступательный, небыстрый.

Многоцветное окрашивание будет более сложным. На натянутой ткани мастер ставит кляксы, делает полосы и различные пятна, претендующие на художественность. И после высыхания на ткани завязывают узлы, маленькие и большие, после чего ткань погружают в краску более темного оттенка, нежели использовался до этого. Процедура повторяется несколько раз.

Как закрепить состав?

Есть вариант использования красок «под утюг». Работа сначала высушивается, потом освобождается от узелков, проутюживается с обратной стороны. Затем ее следует хорошенько прополоскать в чистой воде, таким образом удаляются остатки красителя. Если используются парозакрепляемые красители, ткань также освобождается от узелков, роспись фиксируется паром. Изделие также следует прополоскать, высушить, проутюжить.

Если вы применяете анилиновый краситель и погружной способ, есть возможность закрепить краситель сразу. Его разводят горячей водой в посуде, которую можно нагревать. Эта вода должна вся покрывать ткань даже после кипячения, потому воды берется 3-4 л на 100 г ткани (в сухом состоянии). Заготовка кладется в посуду и кипятится на не очень большом огне. Хлопок кипятят минут 20, затем его достают, к раствору добавляют 50 г соли, и снова кипят ткань полчаса.

Если красить шелк, процесс не сильно будет отличаться, но только вместо соли, в ход идет уксус. Ткань нужно оставить в растворе до той поры, пока его температура не опустится до 50 градусов. Затем ткань промывают в теплой воде, потом в холодной. Лишь на этом этапе развязываются узелки, и ткань снова промывается. Утюжат ткань еще влажной, чтобы складки от узлов ушли без проблем. Если вы все сделаете именно так, в повторной фиксации цвета не будет необходимости.

Узелковый батик – не самая капризная техника, она прекрасно сочетается с другими (с холодным и горячим батиком). Зачастую мастера используют ее в качестве основы для цветочного мотива, который далее прорабатывают уже в технике холодного батика. В технике необязательно использовать весь отрез, а лишь его часть. Пока вы кипятите материал, один его край можно оставить непрокрашенным, удобным способом закрепив его над посудой для кипячения. Так, переход от цветной части к неокрашенной будет естественным. А далее можете вручную расписать неокрашенный фрагмент.

Те, кто в советские годы, «варил» джинсы, понимает, как с помощью узелков и кипячения можно добиться уникального дизайна одежды. Попробуйте узелковый батик, вам понравится!

В следующем видео вас ждет мастер-класс по узелковому батику (узор «спираль»).

Узелковый батик. Мастер-класс с детьми

Светлана Большакова
Узелковый батик. Мастер-класс с детьми

Как мне хотелось попробовать сделать роспись по ткани. Смотрела работы у Тани Кирюшатовой, Лены Ивановой, восторгалась, а сама взяться боялась – вдруг не получится, да и красок по ткани нет. Но недавно младшей внучке подарили набор для росписи наволочки. Вот я и позаимствовала краски у Маши. Взяла лоскутки от старых списанных пододеяльников, которые когда-то выпросила у кастелянши. Краски развела водой в пластиковых стаканчиках

Намочив и хорошо выжав ткань, мы принялись завязывать узелки, то есть каждый ребенок завязал на своем лоскутке один узелок. Мне в количественном плане, конечно, работать было не трудно. С утра было пятеро детей

На столе была расстелена клеенка, на нее поставили пластиковые стаканчики кверху дном, положили на них лоскутки так, чтобы узелок находился на самой верхушке стакана

Краски наносили кисточками. Для каждой краски взята своя кисть. Сначала на узелок, затем другой краской вокруг узелка и т. д. На ткани х/б краски не растекаются, как хотелось бы

Дети очень увлеклись, им понравилось творить в этой технике

Так на стаканчиках и поставили сушить свои лоскутки

Когда все дети закончили, пришел еще один мальчик, сделали и с ним

А я решила сделать батик в виде спирали. Видела в интернете. Намочила лоскуток, поставила в середину кисточку и начала закручивать

Я закручивала не очень правильно, надо поправлять складки, чтобы было поровнее

Должна получится вот такая улиточка, которую нужно крепко перевязать нитками

А потом раскрасить по секторам сначала с одной, а потом с другой стороны

И оставить сушить

Пока мы гуляли, наши работы сохли на подоконнике

А к концу сон-часа высохли и я их погладила в прачечной. Краски после высыхания побледнели, но все-равно получилось красиво. И каждый ребенок унес домой свой шедевр

Я не дождалась высыхания своей работы, да и сохнуть ей надо было сутки, наверное. Аккуратно разрезала и убрала нитки

Поскольку это не шелк, то и краски не текут и сильно не смешиваются

Вот что у меня получилось

А это уже после полного высыхания и проглаживания

Представление опыта работы в технике «батик» на районном методическом объединении. Мастер-класс «Елочная игрушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 «Колокольчик» общеразвивающего вида поселка Фряново Щелковского.

Картина в технике «Батик». Мастер-класс с пошаговыми фото. Описание: данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста. Назначение: сувенир может.

Мастер-класс для родителей с детьми Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие.

Мастер-класс «Платок в технике узелковый батик» Здравствуйте, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, мастер-класс по батику, в узелковой технике. Мастер-класс проводили несколько.

Мастер-класс «Салфетка для мамы» (техника «батик») Скоро наступит праздник и всегда задумываешься о подарках для мам. Хочется сделать всегда что-то необычное,что-бы порадовать мам. Мы решили.

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования-батик» Актуальность батика в современном обществе. Батик – это волшебство… Роспись по ткани является одним из древнейших методов её украшения.

НОД в старшей группе «Цветы для феи» с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» Тема:«Цветы для феи» Интеграция образовательных областей: ОО «Познание» ОО «Художественное творчество»; ОО «Социализация». Цель: • Закрепить.

Поделка, мастер-класс. Мастерим с детьми Шляпка игольница мастер класс Скоро весна и наступит всеми любимый праздник Международный Женский день 8 Марта. Всегда, подготавливая с.

Узелковый батик или превращение пятен В технике “узелковый батик” мы с ребятами расписывали лоскутки для новой Скатерти-Самобранки. Когда я рассказала, что лоскутки станут частью.

Возможности использования техники «батик» в работе с работе с детьми дошкольного возраста В разделе «Изобразительное иcкуccтво и художеcтвенная деятельноcть детей» в оcновном внимание уделяетcя развитию необходимых для cюжетного.

Мастер-класс «Узелковый батик». Методическая разработка открытого мероприятия для учителей города.

МБОУ Гимназия №4

Мастер-класс «Узелковый батик»

Уласень Алла Филаретовна

«Узелковый батик». Изготовление салфетки.

Способствовать развитию интереса к ДПИ участников мастер-класса, раскрытию их индивидуально-личностных особенностей;

Создать ситуацию успеха с использованием изобразительной деятельности;

Формировать эмоциональную сферу участников мастер-класса.

Практическая работа: Задание. Изготовление салфетки в технике узелкового батика.

Материалы и инструменты: белая бязь, фломастеры по ткани, краски для росписи, нитки для завязывания узелков, баночки для воды, клеенки, образцы работы, кисти, фен, ножницы, перчатки.

Форма работы: индивидуальная.

1. Организационный момент:

– Уважаемые коллеги в рамках моего мастер-класса я хочу вам предложить одно из занятий проводимых мною в студии ДПИ. Очень хочется, чтобы время, отведенное нам, мы провели все с хорошим настроением и получили прекрасный результат от работы. Вы сегодня будете в роли учеников впервые пришедших на занятие студии по узелковому батику.

2. Введение в тему занятия:

(знакомство с материалами и инструментами для узелкового батика)

1.Знакомство с узелковым батиком.

Узелковый батик – это не роспись ткани, а ее крашение. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии «тибари» (связывать узелком). Название этой техники, как вы догадались, происходит от слова «узелки». Это самая древняя техника батика . Ее появление прогнозируют еще в 8-м веке, а родиной считается Индокитай. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий. Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами. После этого ткань красят по технологии гладкого крашения. В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.

Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.

Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.

Существует несколько видов батика:

техника горячего батика (парафин);

техника холодного батика (резерв);

техника набивного батика (штамп, трафарет);

техника узелкового батика (узлы).

2. Знакомство с тканями.

Ткани лучше всего использовать хлопчатобумажные: бязь, ситец, сатин, тонкое простынное полотно. Они должны быть белые или светлых тонов, лучше однотонные или с редким набивным рисунком (горошек, полоска). Пригодны ткани, бывшие в употреблении, но выгоревшие или потерявшие яркость. По мере усвоения сложной узелковой окраски можно использовать натуральный шелк, чистую шерсть или вискозную ткань. Все ткани, применяемые для батика не должны быть синтетическими или иметь примесь синтетических волокон, так как для этих волокон необходимы более сложные красители. Если ткань имеет смешенные волокна, то при работе с анилиновыми красителями синтетические волокна не окрашиваются, т.е. получается не четкий, размытый рисунок.

3. Знакомство с красителями.

Для узелкового батика используются анилиновые красители для х/б тканей, которые продаются в магазине. Можно приготовить красители из природных материалов. Из луковой шелухи получается желтый или коричневый цвет, из листьев крапивы – темно-зеленый.

4. Тонкий шнур или крепкая нить – для подготовки ткани к покраске.

5. Вспомогательные предметы: мелкие камушки, скорлупа от яиц, кусочки дерева, плоские ровные дощечки, прищепки, для штампов можно использовать пробки, пластмассовые коробочки, крышки.

3. Знакомство с техниками выполнения узелкового батика

Различают несколько основных способов подготовки ткани к окрашиванию: завязывание, скручивание, складывание и подгибание, зашивание.

Этот способ основан на механическом способе резервирования ткани. Ткань может собираться произвольно или заглаживаться и перевязывается нитью или завязываться узлом в нескольких местах.

В зависимости от вида сборки и способа завязывания нити определяется конечный узор ткани. При окрашивании ткани, краситель не попадает на участок, который обвязан нитями. Окрашивание ткани может выполняться несколькими красителями поочередно. Чтобы получился многоцветный узор необходимо после каждого окрашивания дополнительно завязывать нити на уже окрашенные участки ткани.

Ткань туго скручивается, а затем завязывается ниткой.

Способ складывания и подгибания.

Ткань складывается в определенном порядке. Можно сложить ткань в виде гармошки, квадратов или треугольников.

Затем сложенную ткань перевязывают нитями, зажимают прищепками или струбцинами.

Ткань можно полностью окунать в раствор красителя или провести части чную окраску.

Способ зашивания ткани.

Мотивы узора предварительно прошиваются на ткани, а потом завязываются нитями. Такие узоры бывают более четкими и графическими. Можно прошивать узоры черной нитью, это создает дополнительный эффект, так как черная нить при кипячении окрашивает ткань.

4. Сообщение вида деятельности

– Сегодня мы с вами будем осваивать некоторые приемы в технике узелкового батика. Несколько из них я покажу вам сама, а некоторые вы сможете, выполнить сами по своему желанию используя схемы и подручный материал. Который будет лежать в моей коробочке. На нашем занятии главными в вашей работе будет, конечно же, ваше воображение, а материалами изобразительной деятельности, с помощью которых вы будете фантазировать и воображать – ткань, краски.

5. Подготовка к практической работе

– Для того чтобы приступить к выполнению одного из приемов узелкового батика «спираль», вам необходимо смочить ткань (Демонстрация образца работы) . Возьмите в руки кисть, поставьте ее на середину салфетки и начните скручивать ткань вокруг кисти.( Демонстрация приемов работы.)

После того как вся ткань скрутилась, уберите кисть и зафиксируйте получившейся комочек при помощи ниток.

6. Практическая деятельность. Роспись ткани.

Выберете цвета краски, которые вам больше всего сегодня нравиться.

– Хочу вам напомнить, есть краски холодные – это синяя, фиолетовая, голубая. Если в палитре цветов не присутствует фиолетовая краска, то ее можно получить, смешивая красную и синею краски. В зависимости от того какой насыщенности вам нужен фиолетовый цвет, такое количество краски вы добавляете в красную краску. И краски теплые – это красная, оранжевая и желтая. Так как в вашей палитре цветов отсутствует оранжевая краска, то ее можно составить, смешав красную и желтую краски. Перед каждой сменой краски необходимо промыть кисть.

Участники мастер-класса приступают к работе и выполняют узор «спираль» и закрепляя ткань при помощи ниток.

После того, как все расписано, ткань рекомендуют высушить, а только потом развязать узелки. По желанию это можно сделать и сейчас. При помощи маникюрных ножниц разрезать узелки, затем высушить ткань феном.

Самостоятельное выполнение работы.

– Работа художника над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. На данном этапе особенно важна не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которые художник стремится передать с помощью различных художественных средств. Используя разнообразные художественные и технические приемы, можно передать как орнаментальными, так и колористическими средствами различные настроения; весеннюю легкость, бурное движение или спокойную уравновешенность. Хорошо слаженная и продуманная композиционная схема — основа создания художественного произведения. Следует начинать с наброска композиционной схемы в натуральную величину или в уменьшенном масштабе. Не рекомендуется выполнять рисунок для четверти или половины изделия, так как впоследствии образуются некрасивые стыки отдельных частей. При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку. Например, в шарфах, тканых и вышитых полотенцах, дорожках орнамент может располагаться на концах. Вдоль края или в середине изделия, по горизонтальным и наклонным полосам; в головном платке украшается центральное поле или, наоборот, основной орнаментальный акцент приходится на кайму.

Предлагаю участникам выполнить самостоятельно любой узор из предложенных в технологической карте мастер-класса.

Во время практической работы веду индивидуальную работу с участниками мастер-класса.

– Понравилось вам этот вид деятельности? (Ответы)

– Получили ли вы удовольствие от занятия? (Ответы)

7. Применение для учащихся.

Узелковая техника доступна и легка в исполнении, ею можно овладеть, не имея художественных навыков, поэтому она может применяться как для кружковой работы с учащимися, так и в качестве вариативной части для проведения уроков технологии.

Техника узелкового батика: мастер-класс для начинающих

Роспись тканей считается довольно популярным видом искусства — ею можно заниматься как самостоятельно, так и вместе с ребенком. Весьма увлекательным является процесс изготовления узелкового батика, техника выполнения которого весьма проста. Мастер-класс для начинающих поможет новичкам овладеть азами это ремесла.

Что такое узелковый батик

Узелковая техника батика считается одним из самых простых видов росписи ткани, который отлично подойдет для новичков. Не нужно заранее подготавливать эскизы. Главное — это желание, ткань, краситель, а также дополнительные элементы: различные веревочки, камушки, пуговицы и тому подобное.

Способы складывания узелкового батика подразумевают последовательное совмещение и связывание ткани. После этого наносится специальный краситель. На некоторые узлы он не будет попадать, в связи с чем образуются красивые узоры.

Изготовление батика по схеме позволяет понять, каким образом различные красители смешиваются друг с другом, как взаимодействуют с различными материалами. Эти знания пригодятся в более сложных видах росписи.

На первый раз можно взять какую-нибудь ненужную майку или футболку и потренироваться на ней.

Чаще всего используются анилиновые краски, которые подходят к большинству видов тканей, используемых при изготовлении батиков. Краситель можно приобрести в специализированном магазине. Рекомендуется уточнять у продавца о том, какая краска подойдет к тому или иному виду материала.

Некоторые умелые художники совмещают техники узелкового и холодного батика. Первым делом они окрашивают фон с помощью узлов и перевязок, после чего наносят необходимые узоры на уже готовый фон. Такие изделия выглядят красиво и оригинально.

Простой мастер-класс

Первым делом необходимо подготовить все необходимые материалы. Для работы потребуются:

  • Шприц для инъекций.
  • Иголка.
  • Красители.
  • Сода.
  • Простой карандаш.
  • Прочные нитки для шитья.
  • Ткань из хлопка — примерно 40 на 40 сантиметров.

Весь процесс выполнения узелкового батика можно разделить на семь этапов:

  1. ​Для начала нужно приготовить раствор соды. Для этого полтора стакана соды размешивается в одном литре воды. Получившуюся смесь необходимо тщательно перемешивать до того момента, пока вся сода не растворится. Теперь с помощью карандаша необходимо начертить три геометрические линии на куске подготовленной ткани.
  2. Вдоль размеченных линий необходимо проложить различные стежки. Узлы завязывать на конце нитки. Это позволит избежать распускания строчки.
  3. Аккуратными движениями нужно стянуть все строчки до максимального предела, после чего закрепить конструкцию узлами. На этом этапе должен получиться определенный узор.
  4. Полученный узел необходимо поместить в раствор соды примерно на 30 минут.
  5. Через полчаса конструкция вынимается из раствора. Нужно аккуратно отжать весь материал от лишней жидкости и разложить его на полиэтилене.
  6. Теперь можно перейти к красителям. Он загоняется в шприц для инъекций. Необходимо аккуратно поливать картину краской. После этого нужно поместить ткань в полиэтиленовый пакет и оставить для полной окраски на сутки.
  7. По истечении суток необходимо убедиться, что краска полностью высохла, и тщательно прополоскать изделие под потоком холодной воды, а потом под теплой. Теперь нужно медленно распустить все строчки и простирнуть ткань в теплой воде с мылом.

Остается лишь высушить изделие и тщательно прогладить. На этом процесс изготовления узелкового батика своими руками можно считать завершенным.

Открытка «Букет цветов»

При желании можно изготовить открытку «Букет цветов». Ее можно подарить кому-нибудь или украсит ею интерьер. Для выполнения понадобятся следующие материалы:

  • Специальный клей.
  • Подходящие красители.
  • Кисточка номер 4.
  • Нитки.
  • Разная ткань, бязь, ситец.
  • Стакан и вода.
  • Хорошие ножницы.

Размер ткани подбирается на усмотрение рукодельницы.

С помощью специального маркера для ткани нужно пометить места, в которых будут располагаться цветы. В этих местах нужно вытянуть ткань с помощью пальцев и закрепить ниткой. Завязывать ничего не нужно.

Отрезается еще одна нить и заматывается немного ниже. Так получается первый узел. Эту процедуру нужно проделать со всеми цветами.

Теперь ткань помещается на полиэтилен. Каждый краситель предназначается для разной части рисунка: верхней, центральной и нижней. После этого нужно окрасить сами узлы.

На следующем этапе можно развязать узлы и развернуть весь материал. С помощью кисточки нужно дорисовать цветам стебельки и листочки.

Фон можно докрасить по своему вкусу и усмотрению.

С помощью фена ткань тщательно просушивается, после чего проглаживается утюгом. Обрезаются уголки ткани. На этом работу можно считать завершенной. При желании можно приклеить картон в подходящих местах, а также разместить изделие под прессом, чтобы узоры сохранили свою форму.

master_klass

Мастер-класс

каждый из нас – Мастер

Батик, ч. 5, “Узелковый батик”

Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает “обвяжи-окрась”. Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит “пробел, пятно”. На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии – бусинами, в Африке – вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Создание рисунка способом прошивания ткани – более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.

В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.

Больше всего для узелкового батика подходит тонкая хлопчатобумажная ткань, ее проще завязать и прокрасить. Можете попробовать использовать шелк и вискозу, но для них нужно подобрать соответствующий краситель.

При подборе красителей необходимо учитывать, для каких тканей они предназначены, для хлопка – одни, для шелка и шерсти – другие. Существуют и универсальные красители, которые подходят сразу для нескольких видов волокон. Однако во избежание разочарований, лучше сначала попробовать окрасить небольшой кусочек ткани.

Для крашения вам понадобится большая емкость. Она должна быть такой, чтобы окрашиваемая ткань в ней плавала свободно. Лучше всего подойдет большой эмалированный таз.

Также вам потребуются хлопчатобумажные нитки №10 и хлопчатобумажные веревки разной толщины. Веревки и шнуры нужны не только для того, чтобы зафиксировать сложенную ткань, они сами образуют узор из тонких или широких полос. Веревки из искусственных материалов использовать нельзя, так как при крашении они пропустят под себя краску, и вы не получите рисунка на ткани.

Многие приемы узелкового крашения требуют складывания ткани. Для того чтобы лучше зафиксировать складки, вам понадобится утюг.

Кроме того, вам пригодятся камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох.

Основной прием в узелковом крашении – завязывание ткани в обычные узлы. Это делают по долевой нити (1) или по косой (2).

(1) (2)

С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги.

(3) (4) (5)

Вместо узла часто используется обматывание ткани ниткой или веревкой. Обматывание можно сделать широким (3) или узким (4). Просто возьмите ткань за середину, поднимите и обвяжите в нужных местах (5).

Точки или маленькие кружочки можно получить, поддевая ткань иглой и одновременно обвязывая ее ниткой и затягивая петлю. Для лучших результатов нитку надо взять как можно толще и обматывать ее несколько раз.

Для создания мраморного узора ткань скомкайте в клубок и обмотайте веревкой. После крашения вы увидите хаотичные пятна и прожилки. Если обвязывание и окрашивание клубка произвести несколько раз, можно получить более богатый и разнообразный узор (6).

При крашении в узелковой технике дополнительно используют горошины, бусины, камешки, круглые пуговицы.
Оберните в ткань любые из этих предметов и туго обмотайте их ниткой. Ткань обтягивающая предмет окрасится ровно, а вокруг получится звездчатая округлая форма (7).

(6) (7)

Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали.

Сложив ткань вчетверо и заплиссировав его по диагонали, получим крестообразную звезду.

Цветы получаются следующим образом: заплиссируйте сложенную вдвое ткань, а затем загните вовнутрь уголки на верхнем сгибе. Меняя количество обмоток, вы можете добиться более интересного варианта.

Оранжево-фиолетовый венок можно получить с помощью частичного крашения в разные цвета.

Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометайте ткань суровой ниткой (№10). Длина стежка должна быть не большой – не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой.

Прошив ткань по диагонали, вы получите наклонные полосы.

Сочетание складывания и прошивания позволяет получить рисунок в виде четких ромбов.

Вы можете создать любые геометрические узоры: зигзаги, квадраты, кривые линии, овалы и более сложные фигуры – в технике прошивания можно сделать практически любое изображение.

Разведите краситель в банке согласно инструкции на упаковке и процедите перед тем, как вылить в таз для крашения. Добавьте необходимое количество горячей воды и постепенно нагрейте на газовой плите до 40-45 °. Затем опустите ткань в краску. Медленно доведите краситель до кипения и продолжайте кипятить на малом огне.

Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения ее надо вынуть, положить поваренную соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и снова опустить ткань в раствор. После этого кипятите еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды. Закончив крашение, оставьте ткань в растворе, пока она не остынет до 60-70 °, затем прополощите ее сначала в теплой (35-40°), потом в холодной воде. В заключение снимите обмотки, развяжите узлы и еще раз прополощите ткань. В последнее полоскание добавьте 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды.

Для частичного крашения ткани в разные цвета ее подвешивают над баком и нужную часть опускают в кипящий раствор. В этом случае лучше опускать ее сухой и высушивать перед очередным крашением.

Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно.

А можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань не развязывая прополощите, расправьте складки, завяжите новые узелки и обмотки и окрасьте в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]