Мезенская роспись: мастер-класс народного творчества

Мастер-класс по мезенской росписи для начинающих: поэтапное рисование

Искусство предков имеет свойство переосмысливаться новыми поколениями. Разгадывать послания народных мастеров и повторять самобытные рисунки интересно и нынешнему поколению. Пример тому – мезенская роспись, поэтапное рисование элементов которой может стать не простой «пробой кисти», а серьезным увлечением.

Когда-то росписью занимались строго мужчины, сегодня все, и женщины и мужчины, и дети, и взрослые могут попробовать свои силы в искусстве, которому уже не одна сотня лет. О том, как рисовать символьный орнамент, какими инструментами пользоваться и как работать с краской в технике мезенской росписи, читайте далее.

Выбор холста для начинающих

Очень важно, на чем вы будете учиться рисовать. Мезенская роспись – это декорирование деревянных поверхностей. Но так как обучение поэтапное, то отрабатывать каноничные элементы можно начинать на акварельной бумаге высокой плотности. Очень часто мастера предлагают на листе сделать подробный эскиз будущей работы, которая впоследствии перенесется на дерево.

Потому начинать обучение удобно с плотной акварельной бумаги, которая помогает понять, как ложится краска, как работает кисть, что получается после застывания краски. Начинайте всегда с простого рисунка, с самых легких элементов. Принцип «от простого к сложному» позволит поступательно изучить технику мезенских мастеров.

Сначала вы на акварельном листе красками прорисовываете отдельные элементы будущего изображения. Каждый элемент повторяете столько раз, сколько нужно для закрепления навыка. Затем из этих элементов составляется эскиз будущего изображения. Вы в карандаше, а затем и в цвете изображаете его на бумаге. Потом через трафарет он будет перенесен на дерево.

Дерево – это и есть главный мезенский холст. Обычно новички учатся расписывать разделочные доски, как наиболее удобные изделия для первых художественных проб. Затем в ход идут шкатулки, короба, подносы и сундуки. Деревянные ложки и лопатки тоже можно расписывать, как и гребешки. Дерево должно быть без пропитки, гладкое, качественное. Буковые, березовые, дубовые, доски из гевеи и акации – подойдут любые заготовки или доски из магазина, которые вы можете найти.

В данном видео показана расписанная деревянная домашняя утварь.

Прекрасно, если попадется вам заготовка из дуба. Если мастер-класс сначала пройден на бумаге, а затем повторен на деревянной доске, о «пробах кисти» останется не только эмоциональное воспоминание, но и вполне себе материальная декоративная вещь.

Инструменты для мезенской росписи

Основной инструмент художника – кисть. И для мезенской росписи исключения нет. Обычно в ход идут круглые колонковые или беличьи кисти, размеры которых варьируются.

Для начала вам понадобятся:

  • Круглая колонковая кисточка No1 и No2, имеющая ворс средней длины. Такая кисть нужна для обводки черной краской, а также для контурной работы.
  • Круглая беличья No2 и No3 – с ее помощью вы будете наносить красную краску.
  • Плоская синтетическая кисть или щетинная кисть No 4,5,6. Они подойдут для нанесения грунта, а также для лакировки поверхности.

Если вы ищите идеальную кисточку, которая поможет быстро и естественно научиться основам мезенской росписи, нужно обращать внимание на каплевидные кисти, кисти, напоминающие семечко или пламя свечки. При покупке обязательно оценивайте качество кисти – волоски ее должны быть ровные, аккуратные, густые. Можно даже макнуть в воду кисточку и стряхнуть ее: так будет видно качество кисти, а точнее, ее кончика.

Хорошую, любимую кисть найти бывает непросто. А если художник находит ее, то бережет инструмент и дорожит им. Кисти тоже имеют свой почерк. И деревянный кончик кисти, к слову, тоже становится инструментом мезенской росписи. Его используют в качестве своеобразного тычка для нанесения таких мелких элементов как «семечка» и «росинка». И даже если кисть уже отслужила свое, можно ровно срезать ее ворс и в дальнейшем использовать любимый инструмент как тот же тычок.

Понадобится мастеру в работе и палитра. Она нужна для смешивания красок, для съема с кисти лишней краски. В качестве палитры можно использовать обычное белое блюдце (тарелка), кафельную плитку или даже кусок оргстекла.

Расписывают древесину теми же красками, что применимы и в живописи – масляными, темперными, гуашью, анилином.

Основным материалом в мезенской росписи считают краски. Расписывают древесину теми же красками, что применимы и в живописи – масляными, темперными, гуашью, анилином. Но лучше гуаши и темперы найти сложно, на них обычно и останавливают выбор.

Расписное деревянное изделие нужно обработать лаком. Лак защищает рисунок на дереве от различных негативных внешних воздействий: воды, активных веществ и температурных перепадов. Да и дополнительный декоративный эффект лака совсем не лишний для готовой работы.

Учимся рисовать животных

Конь, олень и птица – самые распространенные, центровые образы мезенских мотивов. И обычно кто-то из этих персонажей становится первым героем изображения на деревянной доске или другой поверхности, которую декорирует новичок.

Лошадь

Один из любимейших образов мезенских мастеров – конь (лошадь). Наверное, в этом виде росписи их больше, чем где-либо еще. Конь символизирует удачу, жизненную силу, благополучие. Большинство мезенских коней красно-оранжевые, и это отдаляет изображение от реального прототипа. Туловище коня мог покрывать решетчатый узор, что делает образ животного еще более сказочным.

Рисовали мастера и очень длинные, неестественно тонкие ноги, на концах которых могли изображаться перья. Перья не роднили лошадь с птицей, а передавали быстрый ход скакуна. На то, что конь не являлся реалистичным животным, в росписи мезенцев указывали и солярные знаки, сопровождающие изображение коня.

Мезенская роспись – поэтапное рисование коня:

  1. Настоящие мастера не пользуются карандашом, но новичку нужен набросок, потому возьмите простой мягкий карандаш и, на всякий случай, ластик.
  2. Сделайте разлиновку листа акварельной бумаги. Мысленно поделите линию (строку), в которую будете вписывать элемент, на две части, поровну. Туловище коня займет верхнюю часть линии. Нарисуйте контур туловища карандашом по образцу. Сделайте три одинаковых контура в одной линии.
  3. Возьмите кисть для красной краски, наберите краски на кисточку и прорисуйте красным туловище коня. Сделайте это с каждым туловищем в линии (строке).
  4. Далее вам понадобится черная краска и тонкая кисть для обводки. Ваша задача – обвести контур туловища коня, пририсовать тонкие ноги, хвост и уздцы. Сделать это нужно с каждым конем в линии, это помогает натренировать навык рисования элемента.
  5. Работа становится все более филигранной. Теперь у лошади должны появиться грива и хвост. Это прямые линии, рисование которых требует просто аккуратности и усидчивости. Работаем все той же черной краской и тонкой обводочной кистью.
  6. Осталось лишь дополнить изображение коня солярными свастическими знаками, традиционными для мезенской росписи. Можно сначала прорисовать их карандашом, но даже новички часто обходятся без этого. Чтобы линии и волны получались ровными и тонкими, нужно несколько раз повторить один и тот же элемент.

Вот так на прописях можно научиться рисовать мезенского коня. Натренировавшись на бумаге, вы сможете без труда перенести уже знакомое технически изображение на доску или шкатулку.

Олень

У многих народов образ оленя ассоциируется с небесами, а рога благородного животного связаны с Древом жизни или Мировым Древом. Считалось, что на своих рогах олень может переносить солнце. И, стоит отметить, олени и небеса – это не только славянский образ: тот же Санта-Клаус, передвигающийся на оленях по небу, роднит восприятие этого животного у разных народов.

Рисование оленя схоже с рисованием коня, потому его обычно учатся изображать после того, как уже натренировались с лошадью.

Пошаговое рисование оленя:

  1. Сделайте пролиновку акварельного листа. Мысленно разделите линию на две части. В начале верхней части проведите линию, основу туловища оленя. Дополните его верхним дуговым мазком. Расширьте фигуру, чтобы она стала туловищем животного.
  2. Прорисуйте маленькую голову и маленькие уши оленя.
  3. Черной краской на тонкой кисти прорисуйте оленю тонкие ноги, гриву и хвост. Далее переходите к рисованию ветвистых рогов – сначала общую витую длину, потом – ответвления.

В представленном видео рассказывается как правильно рисовать оленя и птиц.

Оленя, как и коня, нужно дополнить солярными знаками. Они делаются черной краской, и окружают фигуру животного, главным образом – его нижнюю часть.

Птица

Птица считалась счастливым вестником, она сулила приятные новости и подарки. Сидящую на вершине дерева пташку часто можно было увидеть на мезенских березовых туесах. У крестьян севера, к слову, было принято вешать деревянных птиц в красный угол избы.

Как в мезенской росписи нарисовать птицу:

  1. Если вы пользуетесь методом разлиновки, то на каждой линии тренировочной прописи можно научиться рисовать отдельный элемент птицы. Например, начинайте с контура, черной обводки, прорисовывающей перышки. Потому как туловище рисовать несложно, и его можно испортить неудачной прорисовкой перьев.
  2. После того, как поупражнялись в рисовании перышек, можно начинать рисовать птицу с начала. На середине строки у вас будет туловище птицы, напоминающее зернышко. Его рисуют красной краской. Далее прорисовывают шею и голову.
  3. И на уже нарисованное туловище несложно наложить черную тонкую прорисовку перьев. Украсит пташку ажурный хвост, в рисовании которого можно также потренироваться заранее.

У вас получится летящая утка – простой, но необходимый для обучения элемент. Следующей птицей будет лебедь, который состоит из S-образной красной основы и черных дополнений (перьев, хвоста, лап, клюва).

Мастер-класс по рисованию «Узоры мезенской росписи» с детьми старшего дошкольного возраста Ко дню мезенской росписи на МААМ История самой древней росписи Мезенская роспись возникла в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью.

Конспект СОД «Мезенская роспись» (подготовительная группа) Художественно-эстетическое развитие Декоративно-прикладное искусство «Мезенская роспись» Группа/возраст: подготовительная группа (6 -7 лет. Форма проведения: совместная образовательная деятельность (СОД. Цель: Закрепить знания детей о мезенской росписи, способствуя освоению.

Мезенская роспись – Фотоотчет «Мастер-класс «Мезенские рыбки»

Публикация «Фотоотчет «Мастер-класс «Мезенские. » Мезе́нь — река, протекающая на территории республики Коми и Архангельской области. Длина реки Мезень — 966 км, площадь водосборного бассейна реки Мезень — 78 000 км². Река Мезень берёт своё начало на западных склонах Тиманского кряжа в Республике Коми. Истоки.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Тематический план занятий по мезенской росписи для детей старшей группы на один месяц Тематический план занятий для детей старшей группы на один месяц Наименование темы занятий Кол-во часов общее Занятие теория практика 1 Воображаемое путешествие по мезенскому краю. Беседа о северной природе, животном мире, деревне, интерьере в доме. Посещение музея. Рассказ об.

Дидактическая игра «Мезенские кубики» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 404» г. о. Самара Автор-разработчик: воспитатель Рахманова Александра Ростиславовна «Мезенские кубики» Сложенные Мезенские узоры из деревянных кубиков и образцы, по которым дети их.

Технология «Мезенская роспись» Проблема приобщения детей к духовным ценностям человечества остается значимой на современном этапе развития общества. Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства. Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все виды, является.

Мезенская роспись – Открытый урок по декоративно-прикладному искусству «Мезенская роспись»

Статья «Открытый урок по декоративно-прикладному искусству «Мезенская. » План конспект открытого занятия. «Мезенская роспись». ФИО педагога: Васильчук Татьяна Владимировна Тема занятия: «Народное творчество – Мезенская роспись». Цель: расширить представление детей о народном творчестве. Закрепить знание характерных особенностей Мезенской росписи.

Мотивы мезенской росписи в проекте «Перелетные птицы» Не знаю почему, но в моем сознании, как воспитателя дошколят, народные художественные промыслы четко ассоциируются с временами года: «Гжель» с зимой (благодаря холодным тонам, цветы «Полхов — Майданской» росписи и красочные «Дымковские» игрушки с нарядным летом, золотая.

Мастер-класс «Мезенская роспись» Мезенсокй роспись зовется, В каждом рисунке добро. В сердце твоем отзовется, Нежною сказкой оно. (Светлана Ледкова) Для этой росписи я использовала: -гуашь (красная, черная); -водоэмульсионная краска; -карандаш,линейка,кисточки; -черная тушь; -доска; -шаблон. Последовательность.

Мезенская роспись (работы детей) М.И.Калинин писал: “Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия”. В конце учебного года я познакомила детей с мезенской росписью, филимоновской и.

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу. После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Три мира узоров. Мезенская роспись

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Мастер-класс по мезенской росписи

Мезенская роспись, одна из самых древних и загадочных. В далекие времена ей украшали разные предметы быта, они были призваны оберегать, приносить мир и лад, достаток в семью. Предлагаю нарисовать тарелочку, которая будет оберегать достаток в доме и приносить удачу.

Для работы нам понадобятся:

  • деревянная тарелочка диаметром 15см;
  • глянцевые акриловые краски черного и красного цветов «Невская палитра»;
  • акрил глянцевый цвет слоновой кости, у меня фирмы «Аква-Колор»;
  • кисти №3, №1, № 0/3 синтетические;
  • широкая кисть для нанесения фона;
  • хорошее настроение.

Карандашом обозначим круг, к которому проведем красным цветом линии. Линии соеденим между собой, как показано на фото. Получилось что-то похожее на солнышко, а солнце во все времена считалось оберегающим символом, пусть этот знак сожгет весь негатив.

Нарисуем защитную рамочку, она будет оберегать наш мир, наш внутренний покой.

В каждом треугольном сегменте на рисуем по зернышку, это будет пожелание благополучия, достатка.

Дугой отделим «нижний мир» от «верхнего»,это будет то прочное основание, на котором держится наш мир, внутри дуги нарисуем еще зерна. Пусть благополучие нас окружает вокруг и будет совсем рядом.

Черной краской из зерен нарисуем ростки, пусть наше богатство приумножается. На фото хорошо видно порядок выполнения ростков.

Снизу черточками и маленькими кружочками нарисуем живительную влагу для наших росткок, чтобы никогда не засыхали, а это значит, чтобы наше богатство «не усыхало».

По кругу наши зернышки также обеспечим «живительной» влагой черточками и точками, на фото видно, как это сделать. Красной тоненькой чертой еще раз разделим два мира, так — на всякий случай.

Более подробно остановимся на рисованиии коня.Он символизирует богатство семейного очага, символ большой и дружной семьи, семейного счастья. Рисовать будем красной краской.Начнем с четырехугольника, это будет тело нашего коня. Одним движением кисти выполним голову и горло: начнем рисовать свеху вниз, сначала ухо, затем чуть вправо нижнюю часть морды, далее вверх и вниз, создавая вогнутую часть горла. Зальем контур краской.

Черной краской тоненькой кисточкой нарисуем сбрую, седло, спину, дугообразными движениями и маленькими черточками гриву. Затем ноги коня: тоненькой линией от тела вниз, нарисуем маленькие копытца и несколько штрихов возле копытца. Нарисуем хвост, стихийками (спиралевидными завитками) обозначим стремительный бег коня, т.к. богатство просто так обычно не дается, иногда приходится и «побегать».

Красным цветом нарисуем уточек,черным цветом добавим перьев на хвосте уточки, штрихов на грудке, нарисуем голову и клюв. Волнистыми линиями черной краской нарисуем воду и маленькую уточку, обозначим под конем землю. Традиционно коня и уточку в мезенской росписи изображали вместе, чтобы не нарушать порядок вещей в нашей жизни. Считалось, что конь возносит на небеса Солнышко, а уточка вечером прячет его на ночь в воду.

Красной и черной краской дорисуем растения, стихийки, звездочки.

Красным цветом нарисуем рыбок, воду. Черным нарисуем плавники рыбкам, дорисуем воду, звездочки, черточки.

Красной краской на рисуем летящих птиц, черной нарисуем голову и клюв, хвосты и крылья.

На небе черной краской дорисуем птиц, заполним пустое пространство красными и черными стихийками, штрихами, звездочками. Жизнь не стоит на месте, постоянно все крутится, вертится.

Завершающим этапом обведем основной рисунок черной краской.

Разработка мастер-класса по мезенской росписи на тему “Рождественские узоры”

Мастер-класс росписи по дереву.

Автор: Мальцева Ольга Владимировна, учитель изобразительного искусства, первая квалификационная категория, МБОУ «Лицей № 121», Индустриальный район, г. Барнаул.

Вид творчества/ техника/ стиль: художественная роспись по дереву.

Материалы и инструменты: деревянная линейка, кисть (колонок № 1, 2), клей ПВА, гуашь, баночка для воды.

Время работы: 40 мнут.

Цель: создать условия для освоения элементов Мезенской росписи; формирование интереса к народным художественным промыслам России.

Обучающие: познакомить обучающихся с Мезенской росписью; научить некоторым приемам росписи по дереву.

Развивающие: развивать познавательный, эмоциональный опыт обучающихся.

Воспитательные: воспитание общей культуры.

Наглядные пособия: презентация Power Point по теме мастер-класса, изделия, расписанные в технике мезенской росписи, педагогический рисунок.

– Человек всегда стремится к красоте. Мы стараемся выглядеть красиво и чтобы нас окружали красивые вещи: посуда, мебель, сувениры и т.д.

Многие предметы, необходимые человеку в его повседневной жизни, издревле в богатой лесами России изготавливались из древесины. И причиной развития искусства росписи по дереву было, прежде всего, желание мастера обогатить предмет, сделать его наглядным. И в то же время такие предметы долго сохранялись.

– Хотелось начать наш мастер-класс стихотворением Ольги Гузовой «Рождественская ночь»

Снег ложится белый-белый

На пригорки и дома;

Неподвижность синей речки…

И не надо ничего –

На расписанном крылечке

И отгонит тучи прочь…

Все сомненья развенчает

Та Рождественская ночь.

Тема нашего мастер-класса посвящена Рождественскому празднику и называется «Рождественские узоры по мотивам мезенской росписи».

Мне хотелось познакомить вас с замечательной северной русской Мезенской росписью и научить выполнять элементы росписи. Мы выполним с вами роспись линейки-сувенира на рождественскую тему по мотивам мезенской росписи.

Роспись волшебную эту,
Будем, как книгу читать,
В стройных ее силуэтах
Матушку-Русь познавать.
Мезенской роспись зовется,
В каждом рисунке добро.
В сердце твоем отзовется,
Нежною сказкой оно.
В строчках её можно встретить
Птиц и Коней мчащих вдаль.
Лебедя если приметить,
Будет большой урожай.
Росписью той украшают,
Из бересты туеса.
Даром своим, совершая
Счастья, любви чудеса.

(Автор Светлана Ледкова)

По легенде мезенской росписи , название свое роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень протекает между двумя самыми крупными реками Северной Европы.

История мезенской росписи зародилась еще во времена формирования славянских племен. Своего расцвета промысел достиг в 19 веке. Удачное расположение промысла близ таких крупных рек, как Печора и Двина способствовало быстрому ее распространению и росту ее популярности среди населения.

Мезенская роспись архаична, узоры ее скупы и напоминают древние наскальные рисунки Севера. Этому настроению способствуют и сдержанно-коричневая гамма, и четкие контуры рисунков.

Яркой особенностью Мезени является отсутствие яркого русского многоцветья, примитивная графическая форма.

Сегодня легенду мезенской росписи , а также ее традиции хранят жители сурового северного края, расположившегося близ Онеги. Однако активным ее восстановлением никто не занимается. Образцы росписи хранятся в Загорском музее.

Символика мезенской росписи – одна из самых таинственных и загадочных. Над расшифровкой орнаментов мезенской росписи ученые бьются до сих пор. Узоры Мезени содержат огромное количество символов, которые означает главные жизненные понятия и ценности.

Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся символы мезенской росписи .

Волнообразные линии, зигзаг – в условной форме изображают воду.

Движущийся крест, свастика – древнейший знак коловорота, движения солнца.

Мезень изобилует изображением птиц. Водоплавающие – символы мезенской росписи , означающие души наших предков, которые всегда рядом и готовы помочь нам в трудную минуту.

Часто встречается изображение красного коня. Это символ Солнца и его беспрестанного движения по небосводу. Другое часто используемое животное – оленихи. Это символическое изображение небесных рожениц, которые дарят жизнь всему живому на Земле. Лось – знак дождя, который он вызывает, цепляя тучи рогами.

Характерно для Мезени и использование растительного орнамента. Елочки олицетворяют мужскую силу. Ствол, заполненный ромбиками, – мифологическое древо жизни.

Мезенская роспись уникальна по своей символике и цветовой гамме. Она разительно отличается от всех других видов росписи, зародившихся в недрах русских народных промыслов.

С течением времени многое поменялось. Сегодня в мастерских работают замечательные художницы, избравшие продолжение традиций мезенской росписи делом своей жизни.

Раньше мастера в основном расписывали домашнюю утварь – тарелки, ложки, короба, лукошки, туески, прялки. Сегодня мастера способны выполнить мезенскую роспись по дереву на любом виде изделия – зеркальце, гребешке, подносе, самоваре, столике, шкатулке. Знакомые со значением главных узоров Мезени, художники создают прекрасные вещи, заряженные на вечные ценности – жизнь, здоровье и благополучие.

Так как мастер-класс имеет рождественскую тематику, то, есть необходимость вспомнить символы Рождества.

Свеча – свет и огонь – это главный символ всех языческих праздников, в особенности зимних. Тепло костра прогоняло холод и злых зимних духов.

Ель – первые ёлки, упомянутые в Германии в связи с празднованием Рождества, относятся к VIII веку. Существует притча о монахе святом Бонифации, который пришел со словом Божьим к друидам. Убеждая их в том, что дуб вовсе не священное дерево, он срубил великана. Падающий дуб подмял под себя все деревья, кроме тоненькой молодой ели. Находчивый Бонифаций провозгласил это чудом Божьим и нарек ель деревом Христа. В 17 веке ёлка уже была непременным символом Рождества в Скандинавии и Германии.

Снеговик – Деду Морозу, «главному персонажу Рождества» всегда нужны помощники. Сказки гласят, что он живет на северном полюсе, со своей женой и целый год трудиться над созданием подарков для детей. На его специальной фабрике трудятся доброжелательные эльфы и гномики, создающие игрушки в конвейерном производстве. Однако этих помощников Морозу не достаточно, ему всегда нужно найти дорогу к дому, где ждут подарки, а также ему необходима помощь в расчистке снега и поднятии мешка. Так очередным главным символом Рождества стал снеговик. Его «обязательно» надо слепить из натурального снега, одеть, и оставить перед домом, чтобы он ждал Деда Мороза, а также радовал и оповещал всех своим видом в преддверии и наступлении Рождества.

Трилистник (остролист) – это еще один рождественский символ. И, конечно, здесь тоже не обошлось без друидов, которые очень уважали остролист за его способность оставаться зеленым и красивым даже зимой, когда природа лишалась зеленого наряда.

Из таких символических предметов можно составить узор.

Узор – рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней.

Рассмотрим деревянный предмет. Какую форму он имеет? Значит, узор мы должны составить в полосе по вертикали или по горизонтали.

У каждого есть конверт со стилизованными символами Рождества под мезенскую роспись, можно с их помощью составлять различные узоры. Поиграем? Передвигая и чередуя, один за другим выкладываем новый узор.

Самый удачный, на ваш взгляд, вы можете использовать для росписи линейки-сувенира.

Перед началом работы необходимо сделать разминку для рук, чтобы пальчики «слушались» и аккуратно велась работа.

(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять

(“Идём” по столу указательным и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

(“Лепим” комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп, и спать легли.

Прежде чем украсить, расписать наш предмет, научимся росписи «оленихи», «коня», «лося».

У вас на столе лежат листы бумаги с разлинованными строчками. Приготовьте кисть № 2 для работы.

Повторяем за мной:

– посередине ограниченного по высоте пространства чертим длинную линию;
– от каждого конца линии проводим вверх линии с наклоном вправо и соединяем их горизонтальной прямой линией (получился четырехугольник);
– пририсовываем наклонную линию для шеи (рис.1);
– рисуем головку;
– из нижних уголков туловища проводим изогнутые линии для передней и задней ноги;
– для изображения ног, находящихся в середине, проводим изогнутые линии от середины четырехугольника (рис.2);
– пририсовываем хвост, состоящий из трех-четырех наклонных, близко находящихся друг к другу линий;
– расписываем голову, шею и туловище красным цветом, а ноги и хвост – черным;
– заканчиваем рисование фигуры коня короткими штрихами черного цвета у гривы и ног, штрихи напоминают “реснички”) и уздечки из двух линий (рис.3).

Аналогично рисуются и другие животные, но отличаются рогами.

Ветер, воздух . Многочисленные короткие штрихи, во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами – воздух, ветер – один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым.
Ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила.
Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (”Пойманный ветер”, – говорят дети).

Далее можно приступить к росписи линейки-сувенира.

Сегодня вы подготовили для праздника свои работы-сувениры, написанные на деревянных линейках, глядя на них, невольно вспоминаются строки русского поэта А.А. Фета:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]