Резьба по камню: идеи для творчества начинающего мастера

Обучение ручной резьбе по камню для начинающих

Любовь к резьбе по камню и скульптурной эстетике человечество проявляло еще с самых древних времен, высекая из твердых материалов сначала самые примитивные статуи, которые теперь принято величать бабами, а со временем — и великие шедевры. Так, чего только стоят творения великих мастеров разных эпох, среди которых следует выделить Фидия, Донателло, Микеланджело, Бернини, Родена и таких их современников, как Орланди, Вальпот, Церетели.

Особенности резьбы по камню

Художественная резьба по камню — задача, посильная не только настоящим профи, но и начинающим любителям, которые также способны создавать очень интересные скульптуры (пусть и не такие масштабные и претенциозные). Главное, не браться за слишком сложные проекты и не использовать материалы, работа с которыми под силу только лучшим мастерам скульптурного искусства.

И даже простой силикатный кирпич прекрасно подойдет для резьбы, ведь речь идет о податливом камне, единственный недостаток которого заключается в способности сильно трескаться и крошиться, а также разрушаться со временем под воздействием окружающей среды. Тем не менее этот материал настолько пластичен, что начинающий скульптор сможет без особого труда создать на его поверхности очень красивую объемную композицию, которая еще долгое время будет радовать глаз.

Лучшие материалы для старта

Следует отметить, что в последнее время народные мастера все чаще украшают кирпичные фасады домов и заборы, в результате чего получается весьма оригинальный дизайн. Если же хочется поработать с более твердым материалом, то для начала лучше выбрать:

  • Стеатит, который часто называют мыльным камнем из-за его податливой для резки структуры. Речь идет о настолько мягком камне, что при усиленном нажатии на его поверхности остаются следы от ногтей. В то же время для скульптурной работы подойдет только тот мыльный камень, в составе которого не будет значиться опасный для организма асбест.
  • Алебастр (он же строительный гипс), который по праву считается идеальным представителем соотношения «пластичность-износоустойчивость». И несмотря на то что по податливости ему довольно далеко до мыльного камня, работать резцом по алебастру — одно сплошное удовольствие.
  • Известняк, также легко поддающийся обработке. Единственным недостатком этого материала для начинающих является ограниченное количество оттенков камня, поэтому творческой натуре, скорее всего, будет негде разгуляться.

Если же подробнее рассматривать эти материалы, то следует отметить некоторые их особенности, знание которых поможет скульптору-любителю избежать самых распространенных ошибок. Так, для работы со стеатитом, который чаще всего встречается в черных, серых и зеленых оттенках, нужен минимальный набор инструментов для резьбы по камню. В то же время из-за своей суперпластичности он годится для изготовления каких-то миниатюрных статуэток и инсталляций.

Для ручной резки подойдут далеко не все виды известняка, так как этот материал может не поддаваться шлифовке. Что же касается строительного гипса, то его обработка также не предполагает наличия большого количества дорогостоящих инструментов, притом что форму он держит гораздо лучше мыльного камня. Именно поэтому алебастр является оптимальным вариантом для обучения резьбе по камню, имеющим еще одно значимое преимущество — низкую стоимость, которая станет приятным бонусом для начинающего мастера.

А вот от таких сложных для обработки материалов, как мрамор и гранит, лучше сразу отказаться, доверив работу с ними настоящим специалистам по скульптуре. А все потому, что в абсолютном большинстве случаев их используют для создания масштабных проектов, требующих особых навыков и терпения (так, на одну только деталь у мастера может уйти около четырех суток беспрерывной работы).

Необходимые инструменты

Определившись с оптимальным материалом, следует детально изучить вопрос о том, какие больше всего подходят для резьбы по камню для начинающих инструменты. Так, приступая к работе, мастер должен иметь в наличии:

  • Мягкий молоток весом в 600−900 г, плоское долото (можно зубчатое), набор напильников (поменьше для шлифовки самых миниатюрных деталей, побольше — для работы на больших площадях);
  • Мешок с песком или любым другим сыпучим наполнителем, использующийся в качестве подложки для обрабатываемого камня;
  • Средства индивидуальной защиты, к которым относят пылезащитную маску для рта, очки для глаз и перчатки;
  • Пульверизатор с водой, применение которого на поверхности камня поможет в значительной мере сократить количество выделяемой при работе с твердыми материалами пыли.

Существует огромное количество видов каменной резьбы, которые нередко зависят от выбранного для обработки камня. К примеру, на территории Российской Федерации еще с двадцатых годов прошлого столетия начала применяться борнуковская резьба по камню, названная таким образом в честь маленького поселения Борнуково, что в Нижегородчине.

Примечательно, что свою историю возникновения этот тип резки ведет еще с XVII столетия, когда в упомянутой местности была открыта ангидридная пещера, принадлежавшая помещику Бурнуку Васильеву.

И хоть скоро исполнится 100 лет с тех пор, как из ангидрита начали вырезать очаровательные фигурки всевозможных зверушек, эта техника до сих пор пользуется огромной популярностью среди ценителей скульптурного искусства.

Мастер-класс по изготовлению фигуры

Приступать к работе можно только после проведения подготовительного этапа. И прежде всего необходимо подобрать «правильный» каменный блок не только по составу, но и по размеру, ведь он должен в значительной мере превосходить по габаритам скульптуру, которую задумал сделать начинающий мастер. Такой запас делается специально для возможных погрешностей в работе, ведь одно неловкое движение и от материала может отколоться больший кусок, чем планировалось изначально. К примеру, для изготовления небольшой статуэтки или кулона понадобится камень массой от 6 до 9 кг.

Выбранный материал необходимо тщательно осмотреть через увеличительную линзу, дабы выявить наличие на его поверхности природных трещин, сколов и зазоров. Важно помнить, что чем меньше таких недочетов будет на камне, тем больше вероятность того, что мастеру удастся избежать неприятных сюрпризов в процессе работы. А для того чтобы увидеть все мелкие неровности и дефекты, монолит придется намочить, используя для этих целей пульверизатор.

Примечательно, что обнаруженная трещина — вовсе не повод для того, чтобы отказываться от камня, так как она может быть поверхностной. Чтобы определить, так ли это, достаточно сделать несколько постукивающих ударов по камню в этом месте, ведь если звук получается звонким, то, вероятнее всего, монолит целый внутри.

Приглушенный звук может говорить об обратном, поэтому от использования такого материала лучше отказаться, чтобы он не рассыпался уже во время первичной обработки.

Следующий этап предполагает выполнение эскиза на бумаге, который можно повторить на глине или пластилине (добавляя материал или убирая лишнее, мастер сумеет найти идеальную модель). После этого материал еще раз рассматривается через лупу и на этот раз задача начинающего заключается в том, чтобы определить направление его зернистости, так как бить материал против нее противопоказано. И как только мастер выберет наиболее подходящее место на поверхности камня, можно переносить на нее рисунок, используя для этого обычный мелок.

Что же касается самого процесса изготовления скульптуры, то любительская резьба по камню своими руками предполагает следующий порядок действий:

  1. Слишком большой или неустойчивый монолит укладывается на подложку из песка (если необходимо, его можно подпирать собственным телом).
  2. От камня отсекается все лишнее с помощью плоского долота и молотка, притом что держать резчик по отношению к поверхности обрабатываемого материала необходимо под углом 45 градусов и меньше.
  3. Высекать по камню необходимо от краев к центру, применяя мягкие и медленные удары молотка, иначе можно повредить материал.
  4. После высечения всех основных элементов приступают к их шлифовке с помощью разных напильников высокой абразивности, работая ими только в одном направлении.
  5. На завершающем этапе поверхность скульптуры полируют с наждаком зернистостью 220.

В течение всего процесса блок можно мочить, избегая выделения слишком большого количества пыли. Если же у начинающего мастера все-таки откололся какой-то кусочек или фрагмент, то можно аккуратно приклеить его к общей композиции, используя такой универсальный полимер, как эпоксидная смола.

Работа по камню настолько популярна, что этот вид искусства стал появляться даже в виртуальных играх типа «Майнкрафт». Герои этой игры проходят специальное обучение, для чего им выдается набор определенных инструментов, предназначенных для работы с твердыми поверхностями.

В результате игрокам удается не только ловко разбивать каменные преграды киркой, но и скрафтить из монолитов что-нибудь полезное типа убежища или хозяйства для животных.

Специфика резьбы по камню или как сделать скульптуру своими руками

Человеку свойственно выбирать для себя что-то необычное. У нас есть миллион способов саморазвиваться и находить для себя что-то новое. И ещё большее количество увлечений, которыми можно заняться. В этой статье я бы хотела ознакомить вас с одним из самых старых и кропотливых видов искусства, которое точно не оставит вас равнодушным. Имя этому занятию — резьба по камню.

Резьба — одно из первых художественных занятий человека. Создавая орудия труда, он со временем начал украшать их рисунками и узорами, изображениями птиц и животных. Со временем в ремесла развились три вида резьбы – по дереву, кости и камню. Но если два первых вида собственного названия не получили, то резьба по камню имеет в своем имени целых 8 букв и называется – глиптика. На всякий случай, запомните, вдруг будете сканворд решать – пригодится. Если вы захотели научиться вырезать по камню — для начинающих мастеров в интернете широко представлены мастер-классы, видео-уроки, пошаговые инструкции с фото и изображениями.

Немного истории

Впервые человеку в голову пришла мысль о том, что с камнем можно проводить какие-то манипуляции ещё в доисторические времена. Люди пытались обеспечить себя нужными материалами, используя при этом все подручные средства. Так появилось первое оружие, посуда и бытовые предметы. Позже это дело назвали резьбой по камню, она обрела много разновидностей, стилей и начала широко использоваться в повседневной жизни.

Особенностью этого дела является то, что каждый имеет возможность найти в нём выгоду. Кто-то сможет сделать красивую статую, которая подходила бы под интерьер, а кто-то нашёл бы себя в более кропотливом деле — огранке драгоценных камней. Также это поможет стать вам более терпеливыми и усидчивыми.

Инструменты

Как и для каждого дела, тут очень важным элементом является правильный выбор материалов и инструментов. Для человека, который делает это впервые, легче будет творить на мягком камне. И стеатит очень хорошо подходит под это описание. А для большей стойкости и податливости вашего эксперимента, рекомендуется использовать алебастр или строительный гипс. Так вы сможете потратить минимум нервов во время работы и намного дольше любоваться тем, что получилось. Также у гипса есть целая палитра нежных оттенков и скульптура получится намного эстетичнее.

Прежде чем работать, не забывайте проверять своё полотно для творения на наличие трещин. Дело в том, что камень сам по себе очень хрупкая и непредсказуемая порода — одно неправильное движение, и все ваши старания пойдут насмарку. Все изъяны лучше всего можно рассмотреть на мокром камне — так что перед работой следует его хорошенько намочить. Размер тоже имеет значение, поэтому учитесь сразу выбирать камень нужной величины.

А теперь перейдём непосредственно к самим инструментам. Для этого вам понадобится:

  • пылезащитная маска;
  • защитные очки;
  • перчатки (если вы работаете с большими камнями);
  • хороший отбойный молоток, долота и напильник;
  • немного фантазии и терпение.

Галерея: резьба по камню (25 фото)

Резьба по камню своими руками

Для начала нужно придумать то, что вы хотите воплотить в жизнь, а именно нарисовать эскиз. Некоторым может больше помочь маленькая модель, вылепленная из пластилина или глины, дабы иметь лучшее представление об объёме. Важно начинать с абстрактных форм, поскольку изящные детали будет сложно показать и вы только расстроитесь раньше времени.

Итак, держа молоток в одной руке, а долото в другой, вы можете начинать процесс. Очень важно вести инструментом от центра к краю — так вы уменьшите вероятность ненужных сколов. Также не забывайте работать долотом не перпендикулярно образовавшимся трещинам, а параллельно. Последние штрихи сделайте с помощью напильника и отполируйте вашу статую наждачной бумагой — так она будет выглядеть более сглажено и естественно.

Если фигура в каком-то месте получилась неровной, резкой или асимметричной, не переживайте. Вы можете просто аккуратно исправить свою недоработку с помощью инструментов. Только будьте предельно осторожны, поскольку так можно срезать ненужное и фигуру уже не спасти. И каков бы ни был конечный результат, не опускайте руки и двигайтесь вперёд. Из камня можно сделать целую кучу различных поделок. Главное — только пофантазировать и захотеть.

Разновидности

Резьба по кирпичу

Этот подвид резьбы является одним из самых красивых способов работы с камнем. Ключевой инструмент — это напильник любой формы и размера. Наилучшим вариантом считается специальное орудие с алмазным напылением. С помощью такого инструмента, вы сможете обрабатывать практически любые камни. Цена на такое удовольствие, конечно, не маленькая, но результат не заставит себя ждать и потраченные средства того стоят. Данная обработка не требует много усилий — вам всего-то нужно высушить кирпич на протяжении нескольких дней, покрыть латексной шпаклёвкой и повторить эту процедуру при высыхании ещё раз, выбрать из специальной карты элементы вашей поделки и приклеить их с помощью клея ПВА. В конце всё окрасить и наслаждаться результатом.

Существует несколько способов обработки кирпича:

  1. С помощью обжигающей машины, мы разогреваем камень до тысячи градусов по Цельсию. На термически обработанной плите плавится верхний слой, но структура не меняется.
  2. Поцарапанный кирпич — при этой обработке заметно меняется фактура кирпича и на камне образуются небольшие царапины. В случае если вы сделаете какой-то рисунок на поверхности, стороны будут немного несхожи, но при этом неповторимы. Этот способ считается самым современным и эффективным.
  3. Отполированное зеркало — столь необычное название этот способ обрёл за счёт того, что передняя часть работы выглядит действительно как зеркало, а сам рисунок, даже если выходит немного размытым, вписывается в общую картину.
  4. Данный способ является противоположностью предыдущих. Это старение обычного кирпича. Делается это с помощью нанесённой на раскалённую плиту кислоты и недлительным выжиганием.
  5. Природное покрытые — так же как старить кирпич, ему можно придавать виду натурального, массивного камня. Делается это только вручную, но результат вы не сможете отличить от настоящего булыжника.
  6. Симметричная неровность — с помощью такой обработки вы можете сделать уменьшенный прототип скалы прямо у себя дома, используя при этом ручные инструменты (резцы и все остальное) и сохраняя нужную структуру породы.

Художественная резьба

Это, по сути, и есть те «изящные каменные формы», которые так трудно делать новичкам. Данная разновидность считается самым благородным и сложным видом искусства. С помощью художественной резьбы по камню можно сделать различные комбинации при оформлении интерьеров. На сегодняшний день множество компаний занимается поделками из гранита и мрамора. Между ними существует некая различность, поскольку гранит используют для уличного интерьера, а мрамор для внутренних деталей. Для художественных работ по камню используют породу различной твёрдости, самые разные материалы, и инструменты куда серьёзнее чем в обычной каменной резьбе.

Борнуковская резьба

Эта резьба славится своей самобытностью и уникальностью. Каждый мастер делает фигуры по-своему и вам не удастся найти аналогов среди других работ. Особенностью этой разновидности является то, что используются объёмные формы и анималистический стиль. Делают такие фигурки из бело-розового или голубоватого ангидрида, природного алебастра нежно-жёлтого и розового оттенка, а также монокристаллического гипса с гладкой, блестящей поверхностью. Мастерство — это непростое и требует большого терпения и умелости резчика.

Резчики по камню

Люди, которые этим занимаются, настоящие волшебники. Они вкладывают в это всю свою душу и некую смысловую нагрузку. Данная работа хорошо оплачивается и пользуется большим спросом среди общества. Резчиков нужно ценить и уважать, поскольку только они могут придать нашему жилищу настоящую элегантность и неповторимость.

Работа с камнем: художественная резьба для начинающих

Существует огромное количество видов искусства, которые не оставляют людей равнодушными. Одним из них является резьба по камню. С каждым годом такое увлечение набирает всё большую популярность.

Хобби берёт своё начало ещё с древних времён. Ведь человеку присуще находить что-то новое для саморазвития. Если вы решились начать осваивать это ремесло, вам не обойтись без усидчивости, терпения и желания обучаться.

История появления хобби

Такой материал, как камень, люди начали использовать ещё в ранний период палеолита. Из прочного материала изготавливались орудия, копья, рабочие и режущие инструменты. С развитием человечества люди начали изучать и применять другие материалы: металл, древесина, кости. Но всё же полностью камень вытеснить из повседневной жизни не удалось. Что касается ручной каменной резьбы как хобби, то невозможно установить точный период зарождения. Основными центрами считаются Китай, Америка, Европа и Россия.

В начале периода средневековья (V век) камень использовали в основном для храмов, сокровищниц при замках, в монастырях. В X—XV вв. начали появляться мастерские с художественной резьбой по камню. В основном они работали на заказ для аристократов, купцов и других состоятельных господ. Ещё этот период знаменит началом изготовления чешской мозаики, которая не имеет по сей день аналогов.

В XV веке набирал популярность с помощью украшений, но не простых, а церковных. Мастерские активно начали делать сувениры, бусы, амулеты, чётки из мягких материалов.

Высокий пик совершенства этот вид искусства достиг во времена ренессанса (XVI—XVII века). Появляются первые вазы, кубки, чаши и много другое.

Использование камня в России

Проявление интереса к камню на территории России началось в XIII столетии, но упоминание как об искусстве приходится на период XVIII века. Самое знаменитое место по добыче камня было в Новгородской губернии. Неподалёку от центра располагалось старинное село Борнуково, известное своими пещерами. Местные жители продавали камень в другие города. Из него делали украшения.

Во времена правления Екатерины II каменоломню подчинили Дворцу и установили запрет на свободную торговлю материалом. Его начали использовали для отделки петербургских поместий.

В 30-х годах прошлого столетия в селе была создана фабрика «Борнуковская пещера». Этот период считается новым расцветом каменного искусства в России. Мастера передавали свои знания из поколения в поколение, перенимали опыт других резчиков, совершенствовали свои навыки. Неоднократно удостаивались высоких оценок, наград как в своей стране, так и за её пределами. Чаще всего изготавливали скульптуры и статуэтки животных, птиц. Реже — человеческие фигурки.

На сегодняшний день борнуковские резчики являются самыми востребованными. Ведь они сохранили традиции и секреты обработки камня, что делает их особенными среди других мастеров.

С чего начать работу

Чтобы сделать первые шаги на пути к изучению нового хобби, следует определиться с целью. Это поможет облегчить задачу с подбором материалов и инструментов для изготовления. Существует несколько вариантов обработки, а именно:

  • для строительных работ (шлифовка и резка материала для облицовки, а также можно скрафтить из камня кирпичи);
  • для ювелирных украшений (гранение драгоценных камней);
  • художественная резка (статуэтки, фигурки животных, чаши и так далее).

Нужные инструменты

Существует классический набор инструментов для начинающих. Резьба по камню — очень кропотливый и нелёгкий вид хобби. Соответственно, на инвентаре лучше не экономить. Для начала вам понадобятся:

Чтобы работа не казалась уж слишком тяжёлой, приобретать молоток стоит с двумя плоскими поверхностями и весом не больше одного килограмма. Долото тоже должно быть с двух сторон плоским и без зубчиков. На этапе завершения фигура обрабатывается напильником.

В зависимости от размера изделия, подбирается необходимый инструмент. То есть, если нужно проработать мелкие детали, подходит маленький напильник. Для обработки большего участка используют соответствующий размер.

У мастеров имеются и другие инструменты для резьбы по камню. Всё будет зависеть от вашей цели. В работе каменщики используют также:

  • кувалду (для работы с объёмным материалом);
  • кирку (основной инструмент для откола и обработки больших камней);
  • отбойный молоток (обтёсывает камень);
  • стамески разных размеров (для более чёткой проработки деталей);
  • столярный молоток (используют для укладки каменной плитки);
  • щётку (шлифует изделие);
  • скарпель или резцы (гравировка и надписи на каменных материалах);
  • чертилку (помогает оставлять разметку или рисунок на изделии);
  • фрезы (применяются для полировки фигур или в ювелирных целях).

Подбор материала для резьбы

В первую очередь стоит выбирать мягкие и доступные материалы. Для их обработки не понадобится много инструментов. Самые популярные камни для работы начинающим — это стеатит, алебастр или гипс. Такие заготовки легко найти в строительных и художественных магазинах.

Следующим этапом перед обработкой будет выявление трещин. Чтобы их заметить, необходимо смочить заготовку. Если вы нашли изъяны и они немалых размеров, то такой материал нежелательно использовать. Ведь в дальнейшей обработке ваша задумка может раскрошиться.

И последнее, что стоит знать начинающему, — правильный подбор размера. Заготовка должна быть больше самого эскиза, так как в процессе обработки будут удаляться лишние детали. Благодаря этому новичок не будет бояться за конечный результат.

Дополнительные советы и техника безопасности

При работе с любыми материалами всегда важно думать о своём здоровье и минимизировать варианты негативных последствий. Даже если вы обрабатываете мелкие заготовки и пользуетесь всего парой инструментов, не стоит пренебрегать безопасностью. Для уменьшения риска соблюдайте следующие правила:

  • Всегда надевайте защитные очки. При работе молотком и зубилом будут откалываться осколки, которые могут поранить глазное яблоко.
  • Надевайте маску или респиратор. В заготовке может содержаться вредный для организма асбест.
  • Защищайте руки перчатками, чтобы избежать мозолей и ссадин. Материал зачастую бывает шероховатый с острыми выступами.
  • Инструмент должен быть прочным и острым. Это облегчит обработку и снизит риск травмироваться от поломки инвентаря во время работы.

Обучение резьбе по камню — дело не из лёгких. Терпение и усердие станут лучшими союзниками в этом хобби. Чтобы немного облегчить работу, существует несколько простых советов, а именно:

  • Периодически смачивайте камень водой. Она поможет сбить пыль.
  • Купите мешок с наполнителем или песком. Он отлично сыграет роль подставки для крупных заготовок. Вы с лёгкостью сможете поворачивать изделие как вам удобно.
  • Подготовьте эскиз. Прежде чем начнёте ваять свое творение, перенесите его на бумагу. Так будет легче представить конечный результат.
  • Вместо чертилки можно использовать мелок.

Процесс создания поделки

Чтобы начать резьбу по камню своими руками, важно знать ещё кое-какие нюансы. Они, как правило, возникают в процессе работы. Поэтапная резьба по камню:

  1. Создание на бумаге рисунка. За основу берите простую картинку.
  2. Представить плоский эскиз более объёмным. В этом поможет абстрактное мышление.
  3. Определить направление слоёв изгиба. Высекать необходимо вдоль этих линий, для того чтобы ваше изделие не раскололось. Это же правило применяется к трещинам на заготовке. Не высекайте поперёк.
  4. Зубило необходимо вести от края к центру и под углом не более сорока пяти градусов. Если всё правильно делать, от изделия будут откалываться небольшие осколки.
  5. На завершающем этапе нужно обработать изделие напильником, но не в классическом варианте, а от себя.
  6. Для полировки воспользуйтесь мелкозернистой наждачкой.

Когда вы закончите обработку наждачной бумагой, промойте изделие раствором соляной кислоты с водой и дайте ему просохнуть. Затем нанесите на камень специальную грунтовку. Она даст лёгкий блеск и защитит вашу работу от сколов и повреждений.

Резьба по камню: из чего и как создаются удивительные изделия

Приветствуем, друзья! Тяга к прекрасному у человека заложена от природы. Нам мало окружить себя комфортными и функциональными вещами, мы стремимся к эстетическому наслаждению и это стремление делает нас людьми. Является ли резьба по камню в вашем понимании тем самым прекрасным, к которому хочется быть как можно ближе? Знаем точно, что как один из старейших видов искусства, это занятие не оставит равнодушными.

Резьба по камню: как все начиналось?

О том, что с камнем можно проводить интересные манипуляции, человеку стало известно много тысяч лет назад. Люди старались использовать камни в обиходе, придавая им удобную форму. Так возникли первые орудие труда, приспособления для охоты и даже украшения. Со временем резьба по камню стала разнообразней, люди научились использовать навыки по работе с камнем для улучшения повседневной жизни, как с практической, так и с эстетической стороны.

Интересен тот факт, что в резьбе по камню как ремесле, каждый может найти для себя, реализовать творческий потенциал и неплохо заработать своими руками. У кого-то получаются изысканные статуи для интерьерного дизайна, а кто-то преуспевает в огранке драгоценных камней.

Этапы резьбы

Любой резчик по камню знает, что проект начинается с эскиза и резьба не исключение. Эскиз появляется на бумаге, затем перевоплощается в небольшую модель из глины или пластилина для оценки соблюдения пропорций. Если вы только пробуете себя в новом деле, начните с абстрактных форм, не уделяя внимания деталям. Мелкие элементы — это сложно и получаться они начнут лишь со временем.

Работу с камнем начинают с придания ему нужной формы. Используя молоток, инструментом работают по направлению от центра к краю для снижения вероятности появления случайных сколов. Очень важно не забывать работать параллельно образующимся трещинам. Последние штрихи легко наносятся напильником, шлифование выполняется обычной наждачной бумагой. Неровности фигуры и асимметрию легко исправить дополнительными инструментами, срезая и подравнивая. Из камня можно вырезать как простые поделки, так и настоящие произведения искусства — все зависит от мастерства, терпения, усидчивости и творческого видения.

Вариация резьбы: работа с кирпичом

Интересный вариант обработки камня — отделка кирпича. Для работ подходит напильник любого размера и формы. Особенно эффектно получается, если работать с инструментом с алмазным напылением. Ему поддаются любые поверхности камней, а результат превосходит ожидания даже у начинающих мастеров. Работать с алмазным инструментом несложно и быстро. Обработка кирпича бывает нескольких видов:

  1. Обжигающим инструментом. Камень нагревают до 1000 градусов по Цельсию. В результате обработки плавится верхний слой с сохранением структуры.
  2. Царапание. В процессе воздействие происходит на фактуру кирпича, на поверхности образуются царапины. Рисунки получаются интересными и необычными. Такой способ обработки — самый популярный и эффектный.
  3. Отполированное зеркало — еще один вариант отделки кирпича. С наружной стороны поверхность становится гладкой как зеркало, сам же рисунок гармонично дополняет картину слегка размытыми линиями.
  4. С применением кислоты. Самый необычный вариант воздействия на камень. Характеризуется нанесением на раскаленную плиту кислоты с непродолжительным выжиганием.
  5. Природная текстура — кирпичу придают вид массивного природного камня, который ничем не отличается от обычного булыжника.
  6. Симметричные неровности — обработка позволяет придать кирпичу вид обычной скалы с помощью подручных инструментов.

Все это простые виды отделки камня для незамысловатых поделок и дизайнов. Но есть и другая сторона медали — художественная резьба. Это уже искусство.

Художественная резьба и виды

С минимальными опытом и навыками добиться создания художественных шедевров из камня непросто. Резьба по камню — мастерство, оттачиваемое годами. Опытные мастера способны вдохнуть жизнь в огромную глыбу, придать ей сходство с человеком, животным, вырезать из нее целый сюжет с несколькими действующими лицами.

В России пользуется популярностью борнуковская резьба. Это один из самобытных и уникальных способов обработки камня, не имеющий аналогов. Его отличает анималистический стиль и объемность фигур. Чаще за основу берут природный алебастр, голубой или розовый ангидрид, монокристаллический гладкий гипс.

Для остальных видов резьбы по камню часто выбирают как мягкие, податливые породы, так и твердые.

  • Самый мягкий камень — стеатит. Его еще называют мыльным из-за особенностей структуры. Порода настолько гибкая, что при нажатии на нее остаются отпечатки пальцев. Важно подбирать образцы стеатита без включений асбеста, опасного для здоровья.
  • Алебастр — лучший камень для резьбы, особенно для начинающих. Его второе название «строительный гипс» говорит само за себя. Порода пластична, удобна в обработке и достаточно прочная. Работа с алебастром доставляет сплошное удовольствие.
  • Еще один вариант — известняк. Так же, как и алебастр, он удобен в обработке, подходит для начинающих мастеров. Единственный минус — скудность оттенков, ограничивающих возможности для развития творческого потенциала.

Мало знать, как называются камни, подходящие для резьбы. Важно понимать, какие тонкости использования каждого из них. Например, стеатит, представленный обычно в серых, черных и зеленых цветах не требует специальной подготовки и подастся обработке с минимальным набором инструментов. В то же время, его суперэластичость — серьезный недостаток для создания небольших фигурок с обилием мелких деталей.

Известняк для работы нужно выбирать только тот, что поддается шлифовке, а строительный гипс — лучший вариант для отработки навыков с минимальным набором инструментов, доступный по цене и приятный в использовании.

Из сложных для работы материалов, подходящих для опытных скульпторов, выделяют мрамор и гранит. Эти породы подходят для реализации масштабных задач, требуют определенного опыта, мастерства, терпения и инструментов. Над одним проектом мастера трудятся годами, работая только над отдельными деталями беспрерывно на протяжении 4-5 дней.

Какие инструменты понадобятся

Как только получится выбрать подходящий материал для работы, стоит перейти к вопросу о наборе инструментов. Если вы начинающий мастер и пока не знаете с чего начать, советуем сформировать универсальный комплект, в который будут входить:

  • мягкий молоток — вес до 900 г;
  • плоское или зубчатое долото;
  • напильники для работы с разными деталями и площадями;
  • мешок с сыпучими наполнителями для подложки;
  • защитные средства (перчатки, маска, очки);
  • пульверизатор с водой для уменьшения пыли во время работ;

Кроме того понадобятся шаблоны, трафареты и правильное освещение, если работы проводятся в помещении.

Резьба по мрамору — где используется

Мрамор для скульптора, как полотно для художника. Это самый желанный и обожаемый камень. Его используют для создания художественных шедевров, активно применяют в архитектуре. Уникальность мрамора в его природной грации, красоте и прочности, с годами лишь усиливающимися.

Мраморные изваяния не просто долговечны, они бессмертны. Важно, что технические характеристики породы не ограничивают возможностей ее обработки разными методами. Мраморные плиты шлифуют, накаливают, кристаллизуют и полируют. При желании породу искусственно старят и конечно же, популярна резьба по мрамору.

Мраморные изделия с изящной резьбой привносят в атмосферу грации и королевской роскоши. Чего только стоят мраморные солидные и прочные ступени, балюстрады или массивный резной камин. Отдельная история — мраморные скульптуры. Иметь такую в собственном саду — роскошь и счастье. Изящные фигурки животных, героев сказок и мифов, античные девы и эльфы станут яркими акцентами в оформлении ландшафтного дизайна.

Активно пользуются техникой резьбы по камню и мастера прикладного искусства. Камнерезы используют нефрит и яшму, горный хрусталь и кораллы, аметист и бирюзу, а также другие яркие, отличные по свойствам камни для создания миниатюрных шедевров, таких как раковина с художественной резьбой, например, цветных фигурок птиц и животных.

Если вы только начинаете осваивать мастерство резьбы по камню, уже имеете какой-либо опыт и даже фото готовых работ — поделитесь постом с друзьями в соцсетях для обсуждения!

Что такое глиптика (искусство резьбы по камню) и с чего начать — советы и примеры

Резьба по камню ― занимательное хобби и хорошо оплачиваемый вид заработка. Применяется для создания украшений, предметов декора или обихода. Работать можно даже на дому, поскольку для глиптики есть портативное компактное оборудование.

Что такое глиптика

Термин «глиптика» произошел от греческого слова glyphein. Обозначает «иссекание», «вырезание» или «выдалбливание». Глиптикой называют искусство художественной резьбы по камням.

Рельефные изображения делают на поделочных, ювелирно-поделочных или драгоценных самоцветах. Готовые изделия называют глиптами, глифами или геммами (резными камнями).

  • камея ― самоцветы с выпуклым изображением;
  • инталия ― драгоценные или поделочные камни с углублением рисунка.

Для вырезания также подходит кирпич, бетонные и глиняные поверхности, воск, кость. Это современные разновидности глиптики.

На видео отличные примеры работ:

История появления глиптики

В древности мастера вырезали поделки с углублением рисунка, фигурки фауны или флоры. Во времена эллинизма появились монохромные, биколорные или цветные камеи. Стали иссекать графические или рельефные картины с природными, житейскими, мифическими, историческими сюжетами.

Интересные факты про резьбу на камне:

  • могила Темура (мавзолей Гур-Эмир, Самарканд) украшена нефритовым резным надгробием, сделанным в XV веке;
  • самые древние археологические находки принадлежат мастерам Месопотамии;
  • в древности вырезали каменные печати, магические артефакты;
  • в Европе до XX века глиптами украшали королевские сокровищницы, монастырские ризницы;
  • в Европе с XX столетия стали открывать камнерезные цеха;
  • в XV веке уже делали церковные атрибуты, украшения, предметы обихода;
  • в XVII–XIX столетии камнерезничество было на пике популярности: глиптами пользовались все сословия населения.

Интересна и российская история глиптики. Камнями с резьбой восхищалась Екатерина II. Свое увлечение она называла камейной болезнью. По совету генерала А. Ланского (единомышленника по хобби) императрица приняла решение о развитии камнерезного ремесла.

Указ издали в 1781 году. На Урале разыскивались пригодные самоцветы и отправлялись придворным мастерам в Петергоф. Позже в Екатеринбурге открыли гранильную фабрику. Стали делать в промышленных масштабах лестницы, табакерки, столешницы, украшения, чернильницы, столовые приборы, другие камнерезные изделия.

К просмотру передача о резьбе по камню:

Оборудование и технология работы с камнями

Мастер глиптики должен работать в защитных очках, респираторной маске, перчатках. Для осадки пыли используют пульверизатор, воду. Заготовку кладут на тканевый мешочек с песком или другую подложку с сыпучим наполнителем.

Инструменты для резьбы на небольших камнях:

Ручные Механические Для начинающих
Широкие, острые и тупые стамески Граверы, фрезы разной формы и размеров Молоток (мягкий) 700–900 г
Прямые и кривые напильники Шлифмашинка Плоское долото
Гравировальный скальпель
Чертежный инструмент Пневматическая бормашинка, фрезы, напильники, сверла Зубчатое долото
Твердосплавные наконечники (спицы) для нанесения рисунка Шаблоны рисунков, трафареты
Закольники Пневматическое зубило Набор напильников
Шпунты

Для резьбы на каменных стенах или глыбах пользуются кувалдой, болгаркой, киянкой, киркой, большими стамесками, отбойным молотком. Разрезают и шлифуют дисками или насадками с алмазным либо корундовым напылением.

Технология резьбы по каменным поверхностям:

  1. Заготовку резного камня берут на 1–2 размера больше будущего изделия.
  2. Определяют наличие и расположение трещин. Поврежденный минерал отбраковывают или склеивают.
  3. Начинают с более простых рельефов.
  4. На самоцвете или бумаге рисуют эскиз изображения или лепят его из пластилина.
  5. Вырезают вдоль текстуры породы (если есть прожилки, другие особенности).
  6. Иссекают зеркальный рельеф. Для сверки рисунка поверхность регулярно очищают, делают контрольные оттиски.
  7. Долотом сбивают камень от краев к центру, инструмент держат под острым углом.

Славится борнуковская резьба анималистическим жанром и камнями для гемм. Мастера с. Борнуково делают фигурки животных, птиц, людей и предметы быта из ангидрита.

На видео смотрите как происходит работа с материалом:

Глиптика дома своими руками

Для начинающих желательно делать резьбу на мягких минералах. Используют известняк, стеатит, алебастр (строительный гипс). Они подходят для работы дома, обрабатываются ручными или механическими компактными инструментами. Наносить лучше абстракции, но со временем будут получаться и сложные сюжеты.

Продают и портативное оборудование профессионального класса. Поэтому камнерезы с опытом также могут обустроить мастерскую дома.

В домашних условиях возможна художественная резьба:

Для работы на дому нужен крупный, средний, мелкий и тонкозернистый абразивы. Первый используют для очистки поверхности во время резьбы. Последние три ― для детализации рельефа и шлифовки, полировки.

  1. Подбирают заготовку для резьбы.
  2. Продумывают сюжет.
  3. Выравнивают поверхность камня.
  4. Обтачивают самоцвет на планшайбе.
  5. Подготавливают эскиз или слепок рисунка на пластилине, глине. Разрешено чертить изображение на камне.
  6. Начинают резьбу ручными или механическими инструментами, обдирочными и шлифовальными бурами. В процессе сверяют рисунок с моделью изображения.
  7. Полируют тонкозернистым абразивом.

При наличии трещин резьбу делают вдоль повреждения. Если камень треснул, куски склеивают эпоксидной смолой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]