Плетение из камыша для начинающих в домашних условиях
LiveInternetLiveInternet
–Метки
–Рубрики
- Куклы (103)
- Из кукурузных листьев (79)
- Кукла-мотанка (15)
- Текстильная кукла (9)
- Плетение (84)
- Из камыша (33)
- Из рогоза (24)
- Из кукурузы (13)
- Из лилейника (13)
- Из соломы (4)
- Из лозы (2)
- Из газет (1)
- Изобразительное (39)
- Роспись (32)
- Иконы, иконопись (8)
- Дачное (26)
- Интерьер (18)
- Из трав (8)
- Разное (22)
- Поздравлялки (8)
- Личное (7)
- Мои учителя (4)
- Лирушное (3)
- Корпоратив (18)
- Новый год (10)
- День фирмы (6)
- Шитьё (12)
- Пэчворк (5)
- Вышивка лентами (4)
- Лепка (8)
- Соленое тесто (7)
- Глина (1)
- Пряжа (3)
- Упаковка (2)
- Кулинарное (1)
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Интересы
–Друзья
–Постоянные читатели
–Статистика
Плетение из рогоза. Секреты мастерства из первых уст.
Среда, 26 Октября 2011 г. 16:29 + в цитатник
Как известно, рогоз любит сырость, он растет по берегам рек и озер, на болотах, заливных лугах, на влажных торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах. Любой ли рогоз подходит для плетения, как его заготовить?
Сколько не искала я информацию о заготовке рогоза в интернете и литературе, цельной картины сложить так и не смогла. Именно по этой причине и родилось у меня неудержимое желание получить мастер-класс у настоящего умельца.
Вот теперь сопоставляю то, что рассказывал мне Василий Николаевич, с тем что пишут различные авторы, и вижу полное несоответствие. Например, в книге “Плетение из соломки от деда Василия” ( http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/140113/Sergeev_-_Pletenie_iz_solomki_-_ot_deda_Vasiliya.html ) я читаю: “Перед тем как сушить рогоз, его нужно перелущить, — отделить листья от стеблей. Прикорневые желтовато-кремовые участки побегов рогоза мягки и для плетения не годятся.”
А Василий Николаевич учил меня противоположному: лущить рогоз не надо ни перед сушкой, ни при хранении, а к плетению годится именно прикорневая часть.
Не буду вдаваться в анализ несоответствий, а просто расскажу о том, чему научил меня Василий Николаевич, которого, не умаляя уважения, я с большой любовью называю дедуля. Итак, секреты от настоящего мастера рогозоплетения заслуженного мастера народного творчества Украины Казновецкого Василия Николаевича, из первых уст.
ЗАГОТОВКА РОГОЗА.
Рогоз бывает широколистый и узколистый: у первого к оливково-зеленой окраске листьев добавляется сиреневатый или сероватый оттенок, у второго — скорее желтоватый. Плести можно и из того, и из другого. У узколистного полезная часть короче, но при плетении можно использовать любой рогоз и даже вперемешку, поскольку больше существенных отличий нет.
Для плетения пригодна та часть низа листа, которая охватывает все остальные внутрисидящие листья. Эта часть листа по краям имеет истончение (смотри на рисунке), все, что выше этого места, после сушки становится ломким, а потому и не используется.
Заготавливают листья рогоза начиная со во второй половины августа и продолжают до конца сентября. Октябрь зависит от погоды, рогоз может начать засыхать, а ведь надо еще успеть высушить его до заморозков.
Жать рогоз можно из лодки или в сапогах-забродах. Главное, чтобы рос он в воде. Именно в этом и оказался основной секрет непригодности для плетения того рогоза, что я заготавливала раньше.
Я резала его на заливном лугу, где вода стоит только по весне и пересыхает уже к середине лета. Рогоз там растет густо и достаточно высокий, но при плетении жесткий и хрупкий, никакое замачивание не помогает его размягчить. Теперь обследую близлежащие окрестности в поисках зарослей произрастающих прямо в воде, причем, чем длиннее подводная часть, тем лучше.
Заготавливают только те растения, которые не имеют так называемого “эскимо”, дедуля говорит, что те, что с початками не годятся.
Поискала в интернете какие это растения без початков мужские или женские. И вот что узнала.
Оказывается, рогоз – растение однодомное. Соцветие состоит из женского (нижнего) и мужского (верхнего) початков, расположенных, как правило, на одном побеге, величина промежутка между ними различна, а иногда они соприкасаются друг с другом, поэтому соцветия рассматривают иногда как один початок, поделенный на мужскую и женскую части. http://fitobaco.ru/informatsiya/sotsvetie-rogoza-2.html
Таким образом, прихожу к выводу, что годится тот рогоз, который вообще не зацвел. Видимо молодой.
Жнут с помощью серпа, у которого вместо ручки длинный черенок как у лопаты, который позволяет подрезать растение максимально близко к корню даже на приличной глубине.
СУШКА И ХРАНЕНИЕ РОГОЗА.
Сушат рогоз не расщепляя на листья, стоя в снопиках. Вопрос на солнце или в тени не встает, поскольку у дедули уставлен ими весь двор, и даже за воротами вдоль улицы все уставлено. Таким образом, какие-то снопы оказываются на солнце, а какие-то в тени. Так что, не принципиально.
Когда рогоз высохнет, а это спустя 2-3 недели, обрезают лишнюю длину (как правило, это вся зеленая часть) и складывают на хранение прямо на улице. Я пробовала хранить в квартире (привезла пучок для текущих поделок), за неделю он сильно пересох. Так что на улице лучше.
Укладывают горизонтально на деревянный поддон. При этом обязательно под навесом на случай дождя.
На фото справа от снопа видно, как это делается. Две вертикальные палки – вот и вся нехитрая конструкция для зимнего хранения.
ПОДГОТОВКА РОГОЗА К РАБОТЕ.
Расщепление на листья заранее не производится, только непосредственно перед плетением и в количестве необходимом для работы в данный момент.
Если материал хрустит в руках при сжатии пальцами, то дедуля сбрызгивает его водой из пульверизатор и на какое то время оставляет.
Замачивание в воде с погружением он не делает, да в этом и не было необходимости.
Листок разрезается ножом вдоль, как правило, пополам. Для мелких изделий, или если лист очень широкий, то и на три части.
Цельным листом практически не плетет, разве что, если решит какое-то место сделать потолще или попрочнее.
А вот при изготовлении ручек к корзинам и бутылкам используются как раз цельные листья.
ПЛЕТЕНИЕ ИЗ РОГОЗА.
Что больше всего поразило меня в этом процессе, так это стремление дедули сделать процесс плетения максимально комфортным.
Плетение начАла у любого изделия и полей у шляпы я всегда выполняла на столе, а это значит стоя, да еще и внаклонку, я уже не говорю о том, что занимаю весь стол.
Дедуля же все делает сидя, ставя перед собой стул с жестким сидением. Жесткость нужна для того, чтобы обеспечить прижатие пока изделие не одето на форму.
По форме плетется все, и никакое мастерство при этом не имеет значения.
Формой служит сама бутылочка или кувшин, когда их оплетают.
Для плетения шляпы используется кастрюля, подобранная по размеру.
Для плетения лаптей применяют деревянные колодки, которые вырезаны под разные размеры ноги.
Для плетения корзин из досок сколочены формы разных размеров.
Использование форм для плетения обусловлено необходимостью затягивать плетение, чем достигается плотность и равномерность.
Основной принцип расскажу на примере корзины. Сначала на твердой опоре плетем дно “веревочкой”, причем каждый ряд отдельной камышиной, а их концы оставляем, они будут основой при плетении боковых стенок изделия. Потом дно одеваем на форму.
Прижимаем его досочкой соответствующего дну размера, которую либо привязываем, либо прибиваем гвоздями. Теперь можно опустить все концы и дальше плести по форме.
Такой принцип используется всегда. При плетении лаптей досочка прибита к подошве колодки, при оплетании бутылок вместо досочки используют крышечки соответствующего размера, которые привязываются к бутылке.
Без формы плетутся только плоские вещи, дно любого изделия или, например, поля у шляпы. В этом случае роль формы играет сам стол или другая плоскость, на которой выполняется плетение.
Дедуля для плетения полей у шляп приспособил доску, которую он ставит на колени, а верхним краем опирает на стол. Таким образом, работа выполняется сидя и с ровненькой спинкой. Как же я ему благодарна за такие эргономические решения.
Если в процессе работы рогоз начинает пересыхать, а это становится понятно по характерному похрустыванию при сдавливании листа, то его следует подмочить.
Для этих целей дедуля использует пульверизатор, при этом после сбрызгивания оставляет на несколько минут, чтобы рогоз впитал воду и помягчел. С такой же процедуры он начинает плести и оставленную ранее, но не доделанную работу.
А еще в своей работе дедуля использует, так называемую, затяжку в виде проволоки изогнутой петлей. Правда до этого мы и сами додумались и даже пошли дальше.
Я уже давно пользуюсь вот такой затяжкой с ручкой, которую соорудил мне муж, видя как я мучаюсь при необходимости продеть или заправить камышину.
Готовые изделия дедуля лакирует. Он говорит, что лакированные охотнее покупают. Хотя лично мне больше нравятся в натуральном виде.
И только один секрет дедуля мне так и не раскрыл. Это покраска рогоза. И не потому, что не захотел.
Окрашивание он производил порошками, которые теперь у него закончились.Покупал он их всегда на базаре, а теперь никто таким не торгует и купить просто негде.
Я думаю, что порошки, о которых говорил дедуля – это анилиновый краситель, которым окрашивают ткань.В Украине он сейчас не производится, но я уже нашла место, где мне обещали привезти.
Так что пошлю дедуле, порадую его.
ЭПИЛОГ.
Вот и все секреты от Василия Николаевича Казновецкого. В теоретической части теперь все понятно, осталось только до августа найти место, где можно заготавливать “правильный” рогоз.
А пока у меня есть охапка высушенного рогоза, которую дедуля подарил мне на прощание. Теперь это для меня очень драгоценный материал, каждый листок на учете, каждый на вес золота.
Во время мастер-класса мы снимали много видео, чтобы не упустить чего-нибудь важного и не забыть. Один ролик хотела вставить в пост, чтобы повеселить вас. Там дедуля мне кол поставил за лапоть. Но что-то в пост не получилось, поэтому кому интересно, смотрите видео в первом комментарии.
Рубрики: | Плетение/Из рогоза |
Метки: рогоз рогозоплетение плетение из рогоза Казновецкий заслуженный мастер народного творчества
Процитировано 85 раз
Понравилось: 26 пользователям
Плетем камышовый футляр для банки
С древнейших времен люди оплетали мягкими стеблями растений керамическую и другую бьющуюся посуду, предохраняя ее от повреждений при ударах и падении. И при этом замечали, что такие “футляры” помогают дольше сохраняют внутреннюю температуру. Да еще и весьма декоративно выглядят.
В мире пластика и прочих синтетических материалов хочется вспомнить эти технологии, почувствовать пальцами мягкость и упругость такого материала, вдохнуть запах влажной травы. Попробуем так оплести простую банку с крышкой, например пустую банку из-под кофе.
Одним из традиционных материалов для такого оплетания в наших широтах всегда был камыш озерный. Это ботаническое название, а в обиходе камышом у нас что только ни называют. И тростник (с метелками) и рогоз (коричневые початки). Из рогоза тоже плетут, но там свои нюансы в выборе правильного материала. С камышом полегче будет. Какой ни есть нарезал и плети, лишь бы в воде рос, а то слишком ломкий будет.
Камыш озерный растет в медленной или стоячей воде и не имеет листьев. Точнее, листья есть, но в виде прикорневых чешуек. Все растение состоит из сужающегося круглого в диаметре стебля, к лету на концах формируются метелочки из коричневых «шишечек». Вот какой он.
Существует еще более тонкий камыш — Камыш трехгранный. Как видно из названия, стебель у него не круглый, а трехгранный. У него более тонкие, нежные и пластичные стебли. Если у озерного камыша стойки в конце плетения обычно обрезают или под углами изгибают, на камыше трехгранном концы стоек можно даже заплести в самую причудливую загибку из арсенала плетения из лозы.
Здесь, на фоне собачек, спасающихся в донской воде от жары, камыш трехгранный — тот, что слева. Тот, что справа я определила как камыш морской, он из семейства злаковых, как и тростник.
Вот — тот же камыш трехгранный уже в высушенном виде.
Высушенный, он более хрупкий и нежный, чем камыш озерный, хранить надо осторожней. Зато размоченный — сгибай как хочешь.
Камыш можно заготавливать с лета до осенних заморозков.
На плетение годятся части стебля с плотной губкой внутри (как на фото выше), но самую толстую и жестковатую часть стебля уже трудно переплетать, поэтому стебли срезают не под самый корень. Верхушку с шишечками тоже отрезают — пусть семена падают в воду и прорастают, если вызрели.
В итоге — получаются хлысты примерно 1-1,5 метра длиной.
На сушку стебли раскладывают так, чтобы проветривались, и высушивают — несколько суток, в зависимости от температуры воздуха. Ни в коем случае не сушить у нагревателей или батарей отопления, чтобы не пересушились и не стали хрупкими и ломкими! В процессе сушки надо стебли немного ворошить, чтобы не запрели. Поврежденные насекомыми (с коричневыми или черными точками) сразу выбрасывают.
Стебли, нужное количество, увлажняют непосредственно перед плетением. В условиях городской квартиры можно завернуть в несколько слоев хорошо намоченной старой (рваной/потрепанной) льняной ткани по длине стеблей, дополнительно сбрызнув стебли из пульверизатора. Сверток из ткани заворачивают в кусок пленки. Кладут так на несколько часов, от 5 до 10, зависит видимо от того, насколько долго стебли сохли. Например, если собираемся плести с утра, можно положить так на ночь.
Готовые к плетению стебли должны быть влажными по всей поверхности и внутри, но не мокрыми, не переламываться при изгибе. Плести удобнее всего на деревянном (нелакированном!) столе. За неимением его, можно, сидя в любимом кресле, просто положить на колени доску (ДВП), как делаю и я.
На плетение чехла для банки нужно примерно 20-30 стеблей. Тут многое зависит от их длины и толщины. Из той пачки, которая выше на фото, они там уже увлажненные, у меня ушло примерно 2/3, а толщина их была где-то 6-7 мм в середине стебля, а длина немного больше метра.
Итак, начинаем. Банка у нас вымыта, отчищена от этикеток и высушена, вытерта изнутри. Меряем, какая нам нужна длина стоек: это две высоты банки плюс больший из диаметров дна.
От толстых частей восьми самых толстых стеблей отрезаем эту длину. Более тонкие части нам еще пригодятся в плетении. Кладем их обратно в мокрую ткань. Во время работы все подготовленные стебли лежат, завернутые в эту ткань, слегка прикрытые пленкой. Чтобы не высыхало, но и брать было удобно.
Донышко нам нужно плоское, поэтому переплетаем стойки в их середине как нити ткани. Удобнее сначала сделать перекрестье двух, затем добавлять по одной в длину и ширину. Итог должен получиться на 3-4 см меньше донышка банки.
Если донышко нужно вывести на овал, а пока получился квадрат, можно в одном из направлений немного подбить стебли друг к другу, в другую равномерно разредить, чтобы получился прямоугольник нужных пропорций.
Теперь берем длинную тонкую камышину, проминаем ее по всей длине и сгибаем нестрого пополам.
Этой петлей захватываем две стойки.
Чуть подтягиваем, чтобы петля плотно охватила стойки. Сразу объясню, как важно это подтягивание. При высыхании стебли камыша сжимаются, и плохо стянутое, рыхлое плетение начинает свободно болтаться вокруг стоек, это и некрасиво и абсолютно нефункционально. Плетение перестает плотно прилегать к банке — нехорошо.
Оплетаем стойки дальше.
Задняя камышина идет вперед, передняя над ней — назад, за вторую пару стоек. Заднюю — чуть подтягиваем, легонько дергая и придерживая стойку. Плетение должно плотно стягивать стойки, но оставаться в плоскости. И по этому принципу идем дальше по периметру, охватывая каждый раз пару стоек.
Если стойки пытаются расползтись, чуток прижимайте их к поверхности. Доходим до начала первого ряда плетения и дальше оплетаем уже по одной стойке, подтягивая каждый раз рабочие камышинки.
Важно! Держите рядом пульверизатор для цветов с чистой водой и время от времени хорошенько сбрызгивайте работу: и стойки и рабочие камышинки. После этого дайте им полежать пару минут, чтобы немного впиталось и продолжайте плести.
Если брызгать неудобно, можно заворачивать на 5-10 минут в ту же ткань, где камышинки хранятся и в пленку сверху. Заодно и отдохнете немного.
Когда камышинка уже близка к концу (7-10 см), она наращивается новой внахлест. Мне удобней плести толстыми концами вперед и накладывать тонкий конец на толстый, но каждый плетельщик выбирает свою технологию.
Пока плетем в плоскости, можно новую приложить к старой, уже заканчивающейся, и плести дальше двумя. Свободный кончик, чтобы не мешал, можно завести под стойки.
Тут заранее покажу, как можно наращивать камышинки уже на примере плетения стенок.
Можно «воткнуть» кончик параллельно с удлиняемой камышинкой. Здесь коричневая камышинка — новая. Заводится в плетение под рабочую и подпихивается за плетение примерно за одну стойку вглубь.
Можно заложить между стойками и банкой кончик новой камышинки и потом накрыть его следующим рядом плетения.
Главное — это после стыка 2-4 стойки оплетать двумя состыкованными камышинками вместе. Потом старый кончик подрезается если нужно и заправляется за стойки, к банке. Совсем толстые, жесткие кончики надо срезать, не пытаться их вплетать до самого конца. Мы с вами оплетаем банку, у нас одна сторона будет изнаночной, поэтому лучше сразу все кончики- начала и концы — заправлять назад.
Надо постараться не делать стыки обеих камышин в одном месте, рядом. Стык это всегда утолщение плетения, лучше подгадывать место стыка длиной камышин (одну брать длиннее, другую короче) или специально обрезать лишнюю длину.
Когда наш плетеный круг или овал принимает размер донышка, еще раз смачиваем стойки из пульверизатора и аккуратно изгибаем их вверх у самого края плетения.
Следующий ряд начинаем плести, фиксируя стойки перпендикулярно донышку. Хорошо натягиваем рабочие камышинки. Мне было всегда удобно на каждом шаге подтягивать камышину, которая идет из- за стойки. То есть: завести-подтянуть, завести-подтянуть. Стойку же эту в это время удерживать вертикально, чтобы ее не повело вбок от этого подтягивания.
После одного-двух вертикальных рядов можно в этот «подстаканник» вставить банку. И остальные ряды плести уже плотно вокруг банки. Поначалу банку надо придерживать, чтобы не выскользнула из плетения, но где-то с середины банки она уже хорошо держится.
Стебли камыша никогда не бывают одного чистого цвета, они оливковые, бледно-оливковые, коричневые, желтые. Сочетая эти цвета, можно создавать простые узоры. Да и случайная смена оттенков в рабочих камышинках тоже создает интересный узор на поверхности.
Так доходим до верха банки. На плетение последних рядов лучше заранее подставить самые тонкие камышинки, так легче в нужный момент закончить плетение, чтобы оплетка не залезла на место, где будет крышка.
Я же немного увлеклась, но переделывать не буду.
После окончания плетения от двух рабочих камышинок оставляют хвосты по 10 см примерно и петлей из жесткой проволоки заправляют их вдоль следующей стойки под 3-4 ряда плетения.
У меня такой петлей давно работает толстая канцелярская скрепка, выпрямила ее, затем согнула пополам и вставила в ручку от “убитой” лаком кисточки. Удобный получился инструмент.
Петлю немного изгибают и осторожно, чтобы не прорвать влажные камышинки оплетки, просовывают под плетение снизу вверх. Вдевают свободный кончик камышинки и петлей также осторожно вытягивают вниз. Если трудно просунуть петлю под 4 ряда, лучше сделать под 2, потом еще под два.
Кончики удобно отрезать кусачками или ножницами с тонкими кончиками. У заправленных рабочих камышинок — вплотную к плетению, но стараясь не «укусить» само плетение. У стоек — оставляют небольшие «пеньки», которые не позволят плетению соскочить.
Оплетеную банку еще раз сбрызгивают водой, обминают со всех сторон, особенно проминают донышко, чтобы оно стало плоским.
Сушат около суток, в комнатной температуре. Банку, например, можно поставить на крышку, чтобы все стороны сохли равномерно.
Теперь в баночку можно насыпать сухие приправы, любимый чай или травяной чайный сбор, все что пожелаете!
Если плетеный футляр немного испачкается в процессе жизни, можно его потереть с мылом, затем смыть мыло влажной тряпкочкой и подсушить. И пользоваться дальше, в свое удовоольствие.
По такому же принципу можно оплести и бутылку. Очень колоритно получится.
Если остались еще стебли, можно сплести подставочки, например под горячую кружку. Достаточно 8 неочень толстых отрезков на стойки, длиной около 12-15 см и 5-7 камышинок, чуть тоньше стоек в диаметре.
Плетется подставка так же, как плели донышко под банку. Когда доходим до нужного диаметра, кончики заправляем под 3-4 ряда плетения, стойки отрезаем, оставляя небольшие пенечки. Подставку еще раз увлажняем, если подсохла и проминаем, чтобы стала плоской. Для маленькой подставки достаточно 8 стоек, на подставку большего диаметра стоек нужно больше.
Попробуйте сами и получите удовольствие от работы с таким приятным материалом.
Но если в ваших широтах камыш уже увял, можете пока потренироваться на газетных трубочках, покрасив их в растительные цвета, а уж летом обязательно доберитесь до мест, где камыш растет.
Плетение из камыша для начинающих своими руками с фото и видео в фото
Плетение из камыша — самое древнее рукоделие, о котором известно на сегодняшний день. С него началось гончарное искусство, а именно первые горшки и миски создавались из скрученных стеблей камыша, которые обмазывались глиной. Для начинающих рукодельниц очень важна дешевизна и доступность материала для работы. Камыш – идеальное растение для плетения, ведь найти его можно в любом влажном месте и заготовить без особых умений. Для плетения из камыша для начинающих необходимо знать некоторые тонкости об этом материале и его заготовке для изделия. Подробно изучив этот вид мастерства, вы будете знать, как сплести забор, циновку и много других интересных вещей.
Заготовка камыша и других болотных растений производится в июне-июле или сентябре. Стебли этого растения очень хрупкие, поэтому лучше заготавливать их небольшими пучками. Срезанные и заготовленные стебли нужно обязательно просушить перед хранением, например, развесить под навесом или сложить пучками на чердаке, чтобы не подвергать их действию солнечных лучей. Если солнечные лучи попадают на стебли, они выгорают, теряют свой естественный цвет и становятся слишком хрупкими.
Выбирая камыш для поделок, вы легко соорудите не только корзины и шляпы, а даже тапочки. Мир поделок из этого материала очень разнообразен, поэтому даже не нужно раздумывать, а нужно начинать выполнять их! Многочисленные мастер-классы и схемы выполнения работы — не редкость для современных рукодельниц и умельцев. Вот несколько вдохновляющих фото:
Дальше научимся плести корзинку для мелочей своими руками. Этот мастер-класс создан для того, чтобы научить вас пользоваться простыми мелочами для сооружения поделок и узнать много новой и полезной информации. При правильном выполнении всех рекомендаций, можно овладеть в совершенстве техникой выполнения изделий из камыша и листьев рогоза.
Плетение корзинки: пошаговая инструкция.
Ваша корзинка для мелочей готова! Пользуйтесь ею с удовольствием!
Особого внимания заслуживает изготовление забора из камыша. Он будет иметь привлекательный вид, в то же время – недорогой и очень простой в заготовлении материалов. Как плести забор из камыша, рассмотрим дальше.
Забор из камыша – натуральное и довольно оригинальное ограждение.
Начинаем с заготовки материала. Камыш растет практически везде возле рек и заготовляется в сентябре-октябре. В этот период растение имеем период оптимальную высоту, что немаловажно при сооружении ограждения. Перед началом плетения нужно сделать простой стол-верстак для изготовления матов. Длина вашего стола должна соответствовать высоте будущего забора. Выкладываем на стол материал толстым слоем в диапазоне от 15 до 20 см. Затем на него выкладываем доски, при помощи которых фиксируются стебли растения. Далее выполняем прошивку. Она очень похожа на прошивку обычного веника.
Прежде чем сделать плетеный забор из камыша, следует подумать о крепежной системе ограды. Использовать можно различные материалы, например, деревянные балки. Но лучше и надежнее — металлические столбы или трубы. Готовые, прошитые маты крепим к столбам при помощи проволоки. Ограждение обязательно следует обработать специальным защитным противопожарным средством, так как камыш при определенных условиях вспыхивает как спичка. Существуют различные вариации при изготовлении. Например, можно сделать ограждение с поочередным использованием секций, а также применением веток и матов. Отличный вариант можно сделать с помощью сетки – рабицы.
Ограда, сделанная с помощью данного материала, сама по себе является очень декоративным и оригинальным сооружением. Для того чтобы сделать ваш забор более необычным и придать сооружению характерную деревенскую атмосферу, нужна фантазия и различные дополнительные элементы. Это разнообразные фигурки с применением лозы, глиняная посуда, колеса от повозки. Особого красиво смотрятся цветы. Их можно посадить вдоль ограды или высадить в плетеные горшочки.
Оригинально и эффектно будут смотреться плетущие растения, а также подсолнухи. Забор с использованием камыша и лозы является оригинальным, экологическим и очень красивым способом сооружения ограждения. Кроме того, плетение забора из камыша – простая процедура, которая не требует особого умения, навыков или использования сложных инструментов.
Ниже приведены разнообразные схемы плетения различных изделий из камыша (рогозы), лозы и других материалов.
Как освоить плетение из камыша, можно узнать из видео, пройдя по ссылкам. Смотрите и вдохновляйтесь!
Плетение из камыша: мастер-класс для начинающих
Плетение из камыша — одно из самых древних ремесел. С него началось гончарное искусство. Знали ли вы, что первые миски, вазы и горшки плелись из камыша и смазывались глиной? Этот простой и доступный вид рукоделия пользуется большой популярностью и сегодня.
Плетение из камыша – простой способ занять руки или создать нечто очень привлекательное для дома. Привлекает дешевизна хобби и доступность материала для изготовления. Стоит отметить, что камыш – очень удобное растение для плетения, ведь найти его можно где угодно – у водоемов и болота. Его легко заготовить, он очень податливый.
И удивительно, что это такой простой и доступный материал, а изготовленные из камыша корзины, мебель, циновки и камышовые крыши — одно из самых дорогостоящих удовольствий. Мы рады поделиться с вами навыками заготовки и плетения из столь интересного материала. Вам будет легко освоить навыки плетения из камыша для начинающих. Мы подготовили достаточно информации о заготовке материала и удачный мастер-класс.
Как выглядит камыш?
Этот вид растения является одним из самых удачных для ремесла. Существует два вида камыша: озерный и лесной, и первый представляет большую ценность.
Это многолетнее растение с толстым корневищем. Его стебли достигают длины до 2 метров, в диаметре – около 2,5 см. Растет этот вид чаще всего в воде, на берегу или около него. Места произрастания – озера, болота и болотистые луга. Встречается почти повсеместно в европейской части России, также растет на Кавказе, в Сибири Западной и Восточной.
Обратите внимание, как выглядит камыш, из которого мы будем плести различные изделия (фото – ниже).
Северный и южный камыш
Не менее важно знать, какой именно нужен камыш для плетения, ведь растение из южной части нашей страны значительно отличается от северного собрата.
Тот, что родом из северных мест, малопригоден для плетения, так как его стебли покрыты воздушными камерами, шероховатые, бугристые. Из-за этого камыш неэластичный, негибкий, легко ломается при легком нажатии.
А вот камыш южный эластичен и гибок, он абсолютно не пропускает влагу. Ствол его наполнен мякотью, из-за чего стебель становится упругим и не ломается при сильном нажатии. Это очень плотный материал, из которого можно получить шикарные изделия.
Поверхность качественного, подходящего для плетения камыша гладкая, блестящая, обладает желтоватым оттенком.
Из южного камыша вырабатывается педдиг – тонкие прутики по 10 мм в ширину, длиной по 2 м, не более 1 мм по толщине. Эти нитеобразные прутики очень прочные, эластичные, обладают приятным солнечным цветом. Из них получаются красивые корзинки, мебель, обивка.
Но как же заготовить материал для плетения из камыша?
Заготовка камыша
Заготовка не только камыша, но и всех других болотных растений происходит в июне-июле. Или в середине сентября. Говоря о камыше, отметим, что заготавливается он небольшими пучками. Его срезают, промывают и обрабатывают, удаляя лишнюю грязь. Перед тем как отправить камыш храниться, его необходимо разложить под навесом или расстелить на чердаке так, чтобы на него не попадали солнечные лучи. Только когда вся лишняя влага уйдет, его можно собрать в пучки и позволить досушиваться.
Если на камыш во время сушки попадут лучи солнца, материал выгорит и станет хрупким.
Циновка
Если вы начинающий в этом ремесле, для начала вам стоит попробовать соткать циновку из камыша. Это изделие не требует ничего особенного, в том числе и большой практики в плетении. Вам понадобятся шпагат, камыш и капля терпения. Взамен вы получите интересную, оригинальную вещь, освоите навыки ткачества.
Количество заготовленного камыша зависит от размера циновки. Для метра циновки вам необходимо использовать моток шпагата, 4 рейки и шурупы.
Подготовим место для работы.
Рабочее место. Создание простого ткацкого станка
Для плетения из камыша нужно подходящее место. Так как плетение и ткачество – занятия, требующие времени, необходимо место под навесом, чтобы в случае дождя изделие не пострадало.
Также необходим ткацкий станок. Для этого из реек смастерите рамку шириной с будущую циновку. Параллельные рейки, соответствующие ширине желаемого изделия, разметьте по сантиметру по всей длине. В каждую разметку вбейте по гвоздю или по шурупу в шахматном порядке. На каждый второй сантиметр натяните шпагат. Отрезков должно быть четное количество.
Подготовка материала к работе
Вы почти готовы к плетению циновки из камыша, однако вы и материал должны подготовить. Для этого высушенные листья камыша нужно замочить на несколько минут в корыте или ванне. Их необходимо смочить, чтобы они не ломались. Спустя 5-7 минут достаньте камыш из воды и заверните в марлю или ткань, чтобы лишняя влага быстро ушла. Оставьте материал на несколько часов. Только не передерживайте камыш в воде, иначе после того, как изделие будет готово, камыш высохнет и даст усадку.
Спустя 2-3 часа можете приступать к плетению.
Плетение циновки
Плетение из камыша очень простое, давайте ознакомимся с ним. Возьмите один листок и пропустите его под каждой четной нитью. Начинайте плести снизу рамки. Следующий листок пропустите под каждой нечетной. Следующий — под четной. Таким образом, у вас получится полотно с плетением в шахматном порядке или кирпичиком. Плетите так полотно нужной вам длины.
Когда вы достигнете нужного размера, отрежьте лишние кусочки стебельков на расстоянии 4-5 сантиметров от нити.
Почти готовое изделие осталось только закрепить. Для этого возьмите один стебелек и прошейте его с изнаночной стороны крупными стежками. Сделайте это с каждой стороны.
Нитки срезайте попарно с шурупов и связывайте, плотно прижимая к изделию. Лишние кусочки нити отрежьте. Ваша циновка готова. Ее можно использовать по-разному: как коврик, как коврик для йоги или покрывало на пляж. Так, циновка — интересная подставка под горячее или целая скатерть на дачу.
Плести из камыша можно различные вещи. Посмотрите, какие изделия можно создать самостоятельно. Какие привлекательные камышовые крыши, какие интересные заборы из камыша.
Очень удобные для хранения разной мелочи или в качестве украшения на кухню корзиночки из камыша. А какие милые плетеные пляжные шляпки.
Плетение из камыша подразумевает и плетение лаптей. Очень интересное изделие, которое и носить можно, и в качестве украшения использовать.
Плетение из камыша и тростника для начинающих своими руками
Строитель 4 разряда
Освоить технику плетения и научиться создавать эксклюзивные изделия из природного материала совсем нетрудно. Каждый этап плетения из камыша интересен и увлекателен: сбор и заготовка материала, освоение техник плетения, создание эксклюзивных изделий. Стоит попробовать и, возможно, это станет настоящим хобби или основой бизнеса.
Плетение из камыша можно сделать самому
Материалы для плетения
Для плетения из камыша для начинающих подходят озерный камыш, тростник, рогоз. Эти растения похожи, но каждое имеет особенности:
- Озерный камыш — растение семейства осоковых. Растет по берегам небольших водоемов. Высокая трава яркого зеленого цвета. Узнать такой камыш можно по метелкам на концах стеблей. Хороший материал для плетения. Не нуждается в нарезке, так как имеет ровные тонкие стебли.
- Тростник обыкновенный относится к семейству злаковых. Высокие гибкие стебли увенчаны густой метелкой. Для изготовления из тростника используют нижнюю часть стебля и листья. В зависимости от задумки и вида изделия, листья режут на полосы. Найти обыкновенный тростник можно по берегам рек, каналов, прудов.
- Рогоз часто путают с камышом. Ведь именно рогоз имеет плотные коричневые семенные головки на концах стеблей, а не камыш. У рогоза для работы подходят и стебли, и узкие и длинные листья.
В этом видео вы узнаете, как сделать коврик из камыша:
Сбор и заготовка
Сбор материала происходит с августа по октябрь. Важно срезать выбранный вид растений прямо из воды. Растения с сухого берега будут хрупкими и ломкими. Удобней всего срезать растения с лодки при помощи серпа с длинной ручкой или забравшись в воду в сапогах-забродах.
Стебли связывают в небольшие снопы и просушивают в вертикальном положении предпочтительно в тени. Но можно и на солнце. Вид сушки влияет на окраску растений: на солнце они становятся более светлыми и золотистыми.
Хранить подготовленный материал лучше всего на улице под навесом или на чердаке в горизонтальном положении. Важно не хранить их в полиэтиленовых пакетах. Это приводит к образованию плесени.
Перед началом работы рекомендуют замачивать необходимое количество стебельков и листьев в воде.
Но если материал собран в правильном, влажном месте, достаточно просто опрыскать их водой. А также при необходимости следует периодически опрыскивать их в течение работы. О том, что необходимо это сделать, сообщат сами растения, когда начнут слегка потрескивать при сгибании.
Основные техники
Любой мастер-класс плетения из камыша предполагает подготовку стеблей и листьев с помощью острого ножа. Листья разрезаются вдоль на 3-4 части. Стебельки освобождают от мелких листов.
Проще всего переплетать полоски из листьев или стебли под прямым углом. Удобно оплетать какую-нибудь твердую основу. Так, можно регулировать плотность плетения и легче соблюсти пропорции.
Есть несколько базовых техник плетения из тростника для начинающих:
- Бант — способ плетения одним рабочим стеблем вокруг 2 стеблей основы. Рабочий стебель охватывает по очереди стебли основы S-образной петлей, двигаясь по направлению вдоль них. Этот способ плетения подходит для выполнения объемных изделий. Можно плести не только вдоль, но и по кругу. Плетение бантиком выглядит очень эффектно.
- Веревочка — способ продольного переплетения. Эта техника идеальна для изготовления корзин, поскольку требует вертикальных основ. Длинные стебли переплетают между собой и со стеблями вертикальной основы.
Обе техники просты в освоении, но требуют тренировки.
Плетеные изделия
Желательно плетение из камыша своими руками начинать с простых изделий: салфеток, небольших корзиночек, хлебниц. Для таких изделий лучше всего подходят листья рогоза или тростника, разрезанные на 3 полоски.
После освоения принципа переплетения можно переходить к более сложным изделиям. Красиво и необычно смотрятся оплетенные бутылки или вазы. Такие изделия чаще всего делают из тонких стеблей камыша. Наличие твердой основы облегчит работу.
С ростом мастерства можно переходить к изготовлению шкатулок, сахарниц, шляпок, сумочек. Эти вещи потребуют владения несколькими техниками переплетения.
Забор или изгородь из камыша потребует минимум владения техникой переплетения, но максимум усилий по правильной заготовке материала. Подготовленные снопики камыша ровно подрезают, стягивают и сплетают в прямоугольные блоки. Из них формируется изгородь. Для того чтобы забор выполнял свою функцию, необходима основа в виде металлических столбов или сетки рабицы.
Плетение из стеблей и листьев — полезное и увлекательное хобби. Элементы дизайна из камыша, тростника или рогоза очень популярны и актуальны. Они служат не только украшением, но и являются вполне функциональными. Постоянное прикосновение к природным материалам и вылазки на природу для заготовки материалов очень полезны для здоровья.