Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов
Все о богородской резьбе
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Людей и зверей изображали еще первобытные художники. Потребность в воссоздании себя самого, людей и анималистических героев всегда актуальна для наивного искусства – она рождается в народе и выражается разными формами. Рисовать, лепить, вышивать, ваять, наконец, вырезать из дерева: человек в процессе своего художественного развития эволюционировал в выборе средств, форм, технологий. Пример такого народного творчества, ставшего образцовым – богородская резьба.
Особенности
Обилие лесов в России стало залогом того, что деревянная игрушка существовала здесь многие столетия. Податливое, теплое дерево развивало фантазию мастеров, поддавалось их творческим опытам, так и появлялись целые направления в резьбе.
Традиционная богородская игрушка – это фигурки людей, животных и птиц, сделанные из неокрашенной липы. Изображали резчики и большие композиции из крестьянской жизни.
Главная «сцена» промысла – мужик и медведь, она, без преувеличения, сделала узнаваемой богородскую резьбу по дереву. Но есть у игрушки еще одна особенность: ее детали подвижны, и в действие они приводятся легким пружинным движением. Сначала богородская резьба считалась типичным крестьянским промыслом, но со второй половины XIX столетия в производстве появились целые скульптурные группы. Эти сюжетные постановки были представлены в реалистических образах окружающего мира, людей и животных, сказочных героев.
История возникновения
В конце XVI столетия село Богородское стало принадлежать Троице-Сергиеву монастырю, крестьяне села с того времени были монастырскими крепостными. И их заслуга в том, что появилось такое ремесло: в те времени и была заложена богородская резьба по дереву.
Троицкий монастырь объединил возле себя лучших ремесленников, иконописцев, резчиков по дереву и кости.
Потому называть богородскую игрушку только крестьянским ремеслом, примитивным и сравнявшимся со многими другими, будет неправильно. Даже царские дети играли с такими поделками.
Сергиев Посад считали столицей русской игрушки, в целом же промысел был развит во многих окрестных селах. Но наиболее заметным стало село Богородское, и его название увековечило самобытное ремесло. Кто был первым резчиком, доподлинно неизвестно.
По одним данным это был сам Сергий Радонежский, по другим – обычный житель Сергиева Посада, продавший куклу из липового чурака купцу, что торговал у Лавры. Есть мнение, что куклы начала делать женщина, жительница села Богородское, и вырезала игрушки она исключительно ради потехи для собственных детей.
Так или иначе, игрушки попадали к купцам, а оттуда – на продажу, где их и примечал народ. В середине XIX столетия промысел из города весь переместился в село.
Резьба считалась мужским делом, ведь оно требовало немалой физической силы и выносливости.
Но на конечный продукт работала вся семья: старшие сыновья готовили сам материал, младшие занимались ошкуриванием фигурок, делали несложные манипуляции. Работали умельцы сидя, располагая на коленях заготовку. Существовала и семейная специализация: более чем 1-2 видами игрушки семья не занималась. Существовали мастера «фигуристы» (вырезали из дерева человечков), «зверисты» и «птичники».
В начале прошлого столетия художественное направление переживало тяжкие времена. Если кратко, дешевизна импортных товаров машинного производства вытеснила с рынка ручную игрушку. И народное искусство могло погибнуть, но спасителями его стали профессионалы. Один из них, Николай Бартрам, заинтересовал кустарей в резьбе в таком же народном стиле, однако, по образцам профессионалов. Игрушка приобрела натуралистичность и значительную детализацию.
Не обошлось в богородском творчестве и без периода политизации: такая идея была распространена в то время, все искусство должно было служить идеалам партии. Мастера старались уйти от навязанных идеалов в сторону сказочных, а после – и исторических тем. В 60-х годах артель стала фабрикой художественных изделий. А потом был большой упадок: недалеко обосновали поселок строителей ГАЭС. Корни промысла, многовековые и славные, отмирали. Сложно было и в 90-е годы, но фабрика, пройдя разделения и переименования, все же выжила и функционирует сегодня. Она находится все там же, в поселке Богородское, недалеко от Сергиева Посада.
Виды древесины
Материал богородских умельцев – мягкая липовая древесина, ольха и осина используются реже. Заготовку деревьев осуществляли только зимой, ведь в эту пору в материале мало влаги.
У молодых деревьев древесина рыхлая и неупругая, для резчиков подходили только деревья возрастом 50-70 лет. Когда с липы снимают кору, дерево еще 2-4 года просушивается под специальным навесом.
Готовый к работе ствол распиливали, а кругляши поленьев делили на «горбушки» либо треугольные бруски. Как работает мастер с деревом:
- полученные заготовки специалист размечает по готовым лекалам, делая карандашную обрисовку шаблона, а запилы выполняет ножовкой, зарубки делая топором (для контурных наметок);
- излишки массы дерева он снимает стамесками, тонкую часть работы выполняет маленьким богородским ножом «щучкой»;
- отходы липы отправляются на изготовление мелких деталей либо подставки для скульптурных групп.
Каждый богородский мастер бережет материал, каждый мастер старается увидеть новые возможности в художественной обработке древесины. Раньше мастера и вовсе работали без эскизов, с маху, что стало поводом для нового термина «маховая резьба».
Инструменты
Начинающий резчик, попадая в мастерскую к профессионалу, приходит в восторг от количества инструментов. Но практически все они – дело наживное, и работать начинают с базового набора. А уже потом каждый мастер подбирает новый инструмент под себя.
Какие инструменты необходимы:
- нож-косяк – обладает удлиненным лезвием с прямой режущей кромкой;
- резак для геометрической резьбы – может придавать полотну основную форму, и в то же время может резать мелкие детали;
- богородский нож по дереву «Татьянка» – может выполнять весь цикл работ, от черновой обработки до тончайших деталей;
- стамески для резьбы – бывают разные, прямые, угловые, полукруглые, клюкарзы, штихели;
- вспомогательные инструменты – рубанок или рашпиль, топорик для черновых заготовок, ножовка или электропила, набор лекал, дрель, шлифовальная шкурка.
Набор может дополняться индивидуальными предпочтениями, но представленные инструменты – стандартный выбор резчиков.
Технология и популярные мотивы
Токарные игрушки и резные собираются из отдельных деталей. Гладкие детали будущей скульптуры обрабатываются шкуркой, пока их поверхность не станет бархатистой. Многие игрушки сегодня покрываются лаком, предварительно идут под роспись.
Но классический богородский медведь остается однотонным, хотя найти в продаже можно как и классического выполнения резные скульптуры, так и расписные фигурки.
В каком-то смысле можно ожидать, что промысел скоро словит новую волну популярности: пока соотечественники все еще в массе своей наслаждаются сканди-стилем, приходят новые дизайнеры и предлагают заменить скандинавский декор русским.
И богородские снеговики, Дед Мороз для новогоднего украшения дома – прекрасная находка. Так и с остальными скульптурами, способными сделать дом уютнее и краше. Основные мотивы и сюжеты ранних творений резчиков – нарядные куклы (барыни и гусары), конечно же, крестьяне, а также интересные многофигурные композиции, милые резные миниатюры.
Позднее коллекции пополнялись дамами, бравыми всадниками, лихими плясунами, солдатами, рыбаками, пастушками.
Дети очень любят анималистичные композиции, с которыми можно играть, а не только любоваться ими. Все темы резчики берут из жизни. Подмечают и ее красоту, и быт, и будни, и устное народное творчество в сказках и приданиях, и сцены, символизирующие радостные моменты жизни русского человека. Юмор и реализм спокойно сочетаются в этих работах, влюбляя себя благодаря гармоничности и цельности художественного высказывания.
Одни из самых интересных богородских игрушек – те, что двигаются. Кнопка, пружинки, баланс помогают статичной фигурке стать динамичной. Даже знаменитейший скульптор Роден не жалел комплиментов для богородских мастеров, а подаренную ему игрушку бережно хранил. И это справедливо: чтобы создать игрушку в движении, нужно иметь еще и инженерно-конструкторское мышление.
Богородский промысел – часть богатой скарбницы народного искусства. Живет ли он сегодня в архаичных формах или двигается вперед, благодаря новым идеям современных мастеров, главное, что он жив и запрос на прекрасное изобретение предков поддерживается.
Экскурсию по Богородскому музею деревянной игрушки смотрите в видео.
Богородская резьба
Изготовление резных фигурок из дерева в посёлке Богородское
-
Место Московская область / Сергиев-Посадский район / Богородское
- Исторический период XVII в.
- Вид резьба по дереву
- Техники богородская резьба
- Материалы дерево
- Изделия игрушки, изготовление предметов быта, мелкая пластика, скульптуры
Немного истории
Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства».
Экспонат из Музея игрушки, Сергиев Посад Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе.
Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.
1979 марка И. Мартынов, Н. Черкасов, CC BY-SA 3.0
Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах.
Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Резчик за работой Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры — посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев.
Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890—1900 годах. В 1891 году в Сергиевом Посаде организуется учебно-показательная мастерская, объединившая в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществлявшая сбыт игрушек в России и за рубежом.
«Сажают деревце» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков.
В советский период, мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг стало развитие сказочной темы.
«Каша из топора», музей Богородской фабрики Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Условность богородской резьбы как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов.
Историческая тема в эти годы значительно сузилась, локализовалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны.
«Рождённая бурей», автор Бадаев Н.Н. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Богородская резьба в наше время
В селе Богородское и сейчас продолжают развивать традиционную резьбу. Все желающие могут обучаться в Богородском художественно-промышленном техникуме. Это старейшее учебное заведение, сохраняющее русские национальные традиции резьбы.
Медведь — один из символов села Богородское Eugeny1988, CC BY-SA 3.0
С 1960 года в посёлке работает ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву». К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности: участок резной белой игрушки, участок скульптуры, участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи, участок смешанных стилей и направлений, в основном щепная и крашеная игрушка, матрешка. С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице — Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.
При фабрике создан Музей Богородского Промысла, где собрана большая коллекция работ старинных и современных мастеров, работавших на фабрике.
ГДЕ КУПИТЬ?
Посмотреть, выбрать и приобрести изделия Богородской резьбы можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА».
Фотогалерея
ГДЕ КУПИТЬ?
Посмотреть, выбрать и приобрести изделия Богородской резьбы можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА».
Предание
По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку “ауку”. Дети порадовались, поиграли и забросили “ауку” на печь.
Раз муж стал собираться на базар и говорит: “Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам”. “Ауку” купили и еще заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться “богородской”.
Татыга
Но есть и другая версия, другая легенда, в которой — главный герой Татыга, глухонемой мастер.
Это было еще в четырнадцатом веке. Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский, который благословил московского князя Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой.
Жил он в монашеском уединении и полюбил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь — Троице-Сергиева лавра.
И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими». Об этом рассказывает легенда.
Другая легенда говорит нам т об иной отправной точке в истории посадских игрушек. По преданию, в Сергиевом Посаде жил глухонемой мастер по прозвищу Татыга, который однажды вырезал куклу из липы и продал ее для украшения в лавку купца, что торговал у стен монастыря кушаками, рукавицами и прочей надобностью.
Скоро на куклу нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец сделал Татыге заказ на резные деревянные куклы, а тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей. Ремесло это переняли другие мастеровитые жители, и начался здесь “потешный” промысел.
Дата возникновения
Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву.
Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Но эти сведения не точны.
Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.
Шедевры
Уже на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврами народного искусства, среди которых: “Пастушок”, ставший своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.
Кустарный музей
В Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу.
В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков.
«План» и «вал»
Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной.
С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия “художественная промышленность”, “план”, “вал” и другие абсолютно чуждые понятия.
Особенности промысла
Богородская резьба выполняется при помощи специального “богородского” ножа (“щучка”). Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек.
Наиболее известна игрушка “Кузнецы”, обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.
Богородская игрушка. Традиционная резьба по дереву и народный юмор
Категория: | Чистый источник |
---|
| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 2 700 | QR код страницы
Крестьянский юмор Богородской игрушки можно охарактеризовать выражением: «Куда крестьяне, туда и… медведи!»
Всем известна поговорка: «Куда крестьяне, туда и обезьяне!», которая характеризует смешные попытки подражания другим. Богородская игрушка впитала этот народный юмор, лишь только подражателями и помощниками в крестьянском быту здесь выступают не обезьяны, а традиционные для русской культуры животные – медведи, зайцы, белки, лисы и птицы.
Кто не видел богородскую игрушку «Кузнецы», в которой крестьянин на пару с медведем стучат молотками по наковальне? Между тем, эта забавная игрушка даже помещена на герб Богородского села, ведь по легенде именно здесь зародился промысел.
По преданию, крестьянка вырезала куклу-Ауку из липы для своих детей, но дети наигрались, и игрушка попала к купцу. Купец сумел ее выгодно продать, и заказал целую партию таких же.
Другая легенда связывает промысел с расположенным в 27 километрах Сергиевым Посадом. По преданию, еще Сергий Радонежский вырезал из дерева игрушки и дарил детям, а монастырские крестьяне регулярно выполняли большие заказы на изготовление резных изделий из дерева.
Самые популярные персонажи богородской игрушки – это медведи, занятые крестьянскими работами: медведи-дровосеки, пасечники, лодочники, грибники, и рыболовы. Медведи играют в шахматы, музицируют на балалайках и на скрипках. А в современной игрушке воплотились и новые сюжеты – например, медведь, стучащий по клавиатуре компьютера или занимающийся починкой автомобиля.
Другие герои богородской игрушки – это белки, зайцы, лисы, козы, бараны, кони и львы, также занимающиеся хозяйством – купающие малышей, вяжущие на спицах, колющие орехи и т.д.
Такие игрушки обычно оставляют некрашеными, лишь покрывают лаком. Орнаментом здесь выступают штрихи и углубления, оставленные резцом мастера.
Популярны и расписные богородские курочки. Если раскрутить подвешенный на нитях шарик-баланс, курочки начинают «клевать», ритмично постукивая клювами. Для курочек уже характерна пёстрая роспись, и изготавливают их на токарном станке. Новые виды – токарные пингвины, снеговики, ангелы, герои сказок и мультфильмов.
Большинство богородских игрушек снабжено механизмами – подвесами, кнопками, раздвижными планками, пружинками и рычагами, которые заставляют игрушку двигаться.
Например, раздвижные планки позволяют стаду собираться вокруг пастушка, словно по зову рожка, или построить солдат в шеренгу.
Мастера изготавливают и статичные художественные композиции, представляющие собой сувениры, настенные панно либо декоративное оформление часов.
В 1913 году мастера объединились в артель, которая позже была преобразована в фабрику. После перестройки промысел находился в упадке, но сегодня идёт его возрождение – при фабрике появился музей, в котором проводятся экскурсии для детей и взрослых, а на сайте фабрики открылся интернет-магазин, в котором можно приобрести игрушки.
Резьба по дереву. Основные виды.
Плосковыемчатая резьба
Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.
В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:
Геометрической или контурной.
Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки – их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.
Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, – линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.
Плоскорельефная резьба
Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба – один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.
Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона – более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном.
- Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)
Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.
Рельефная резьба
Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.
Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.
Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.
Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами – ножа-косяка и полукруглых стамесок.
Прорезная резьба
Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.
Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование – “домовая резьба”.
Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.
- Накладная, или наклейная резьба
Состоит из отдельных элементов – резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.
Скульптурная резьба
Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.
Домовая резьба
Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.
Больше спасибо за внимание!
Материал собран из книги “Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.” Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб “Клуб Семейного Досуга”
Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!
Богородская игрушка: история создания и интересные факты
Столица Богородской игрушки
«Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев, после смерти которого, село вместе с крестьянами перешло по наследству его старшему сыну Андрею, а затем внуку Федору.
С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское – нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир.
Предания села Богородское
Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, жители села Богородское уже не помнят, но более 300 лет из уст в уста передаются об этом событии два интересных предания.
Первое предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аука». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «борогодскими».
Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.
История развития народного художественного промысла
По утверждению историков, резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, в том числе в Сергиевом Посаде и Богородском. Так что оба вышеприведенных предания верны.
Вначале резчики села Богородское были зависимы от скупщиков Сергиева Посада, выполняя их заказы. Сергиевский промысел основывался на закупке у крестьян, так называемого «серого товара», который затем обрабатывался, окрашивался и реализовывался. Приблизительно с середины XIX века центр народного промысла перемещается из Сергиева Посада в село Богородское, которое к этому времени является «олицетворением местных традиций резьбы по дереву». По мнению исследователей, на конец XIX века приходится расцвет богородского резного промысла. Большая заслуга в формировании «богородского стиля» игрушки принадлежит таким старейшим мастерам, как А.Н.Зинин. Однако и тесное сотрудничество сергиево-посадских и богородских резчиков также оказало большое влияние на формирование единой системы образов и сюжетов игрушек.
В 1913 году по инициативе старейших резчиков Ф.С. Балаева и А.Я.Чушкина в селе Богородском была организована артель, которая дала богородским мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году за счет пополнения штата новыми мастерами, созданная прежде артель преобразовывается в артель «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая детей, начиная с 7 лет, мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» получает статус фабрики художественной резьбы. Это событие было приурочено к 300-летию зарождения в Богородском народного художественного промысла.
Как делают Богородскую игрушку?
Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу и затем вырезает игрушку специальным богородским ножом. В работе резчика используется и стамеска. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, не подлежащие раскраске, покрывают бесцветным лаком.
Особенности «богородского стиля» игрушки
Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки.
«Долгожителем» считается и игрушка «Курочки», которой забавлялись ребятишки еще во времена Александра Сергеевича Пушкина. Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Как в случае с курочками, которые по очереди клюют зернышки. Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы.
Названия богородских игрушек говорят сами за себя: «Крестьянин и курочка», «Царь Додон и звездочка», «Кавалер и дама», «Как мыши кота хоронили», «Крестьянский двор», «Солдаты на разводе», «Пастушок». Современные мастера резьбы по дереву до сих пор сохраняют традиции «богородского стиля» деревянной движущейся игрушки, который стал неотъемлемой частью русской культуры. Богородские игрушки современных мастеров неоднократно награждались золотыми медалями на выставках в Брюсселе, Нью-Йорке и Париже.