Роспись по шелку: мастер-класс для начинающих любителей экслюзивных вещей
Секреты росписи по шелку, плюс советы для начинающих
Рисовать на ткани решаются те, кто любит тонкую работу и творчество с множеством деталей, цветовых акцентов и демонстрацией далеко не примитивных навыков. Роспись по шелку – это настоящее искусство, техника с множеством принципов и правил, но при этом благодарное занятие. Продукт творчества может стать изюминкой вашего гардероба, а успехи в росписи нередко делают из скромного новичка настоящего художника.
Историческая справка
Слово батик (batik) известно всем, кто когда-то восхитился удивительными работами в технике росписи по шелку. Благодарить за появление такого тончайшего художественного направления стоит индонезийцев, на острове Ява зародилось это искусство. Переводится оно как «капля воска», так как изначально именно воск наносили умельцы на те места, которые не должна была затрагивать краска.
Хотя, если выдерживать историческую справедливость, индонезийцы не придумали роспись по шелку – батиком они ее назвали и это название закрепилось. Но все же подобная техника тысячи лет назад процветала еще в Китайской империи. Правда, со временем она перестала активно развиваться, могла быть утеряна. А жители острова Ява из старинной техники сделали нечто новое, художественно переосмыслили и технически отточили.
В Индии и Японии расписной шелковый декор тоже оказался востребованным – рисование на ткани технически было родственным в разных странах, а вот изображения и узоры диктовали народные традиции, символика, колорит.
Техника росписи по шелку
Почему именно шелк? Это идеальная ткань, прекрасно принимающая краски, придающая им блеск, создающая удивительные цветовые переливы. Ручной труд, хороший материал, яркие композиции, и перед вами живая, будто бы дышащая роспись. Даже роспись по шелку для начинающих – сложный урок, требующий теоретического понимания техники, выдержанности всех правил и принципов.
Розпись цветами на шелке
Специальные краски для шелка закреплять можно разными способами – часто это длительная просушка, но применяются и утюжка полотна, и выдержка над паром. Новички обычно просто проглаживают работу утюгом, что дает надежную фиксацию краски. К слову, есть в продаже интересные наборы для творчества, где контур-резерв уже нанесен, рисунок размечен, и художнику остается только расписать работу.
Свободная роспись шелка
Предполагает работу жидкими красками по загрунтованной или чистой ткани. Но может эта ветка батика включать и роспись загущенными красками. Это направление понравится тем, кто не хочет делать штамповки, шаблонные работы, кому важно проявить индивидуальный почерк художника. Ограничителей в свободной росписи нет, что роднит ее с акварельным творчеством.
Для работы в этой технике нужны:
- краски по ткани, которые сначала проверяются на образце;
- кисти (и специальные тоже, с резервуаром для воды);
- ватные либо поролоновые тампоны;
- палитра, салфетка для протирания кисточек;
- емкость для воды;
- соль, спирт, цветные контуры;
- фен для просушки.
Начинать писать картины в этой технике стоит тем, у кого уверенный рисунок на обычной бумаге, неплохая школа за плечами (хорошая художественная подготовка).
Холодный и горячий батик
Холодный батик – это безвосковое рисование на ткани. На будущее изделие мастер наносит изображение, на контуры – резерв-состав, который не дает краске выходит за нужные пределы. Резерв наносят специальной трубочкой. После высыхания резерва, ткань расписывают жидкими красками. Так вы можете вручную расписать шелк и получить эксклюзивный палантин или платок.
В следующем видео можно посмотреть процес приготовления к росписи и саму роспись по шелку-батик.
Горячий батик отличается нанесением горячего воска, который и разграничивает зоны для росписи. Только когда он высыхает, изделие красят. Если ткань закрепить на подрамнике, можете сделать шикарный пейзаж на шелке. Роспись по шелку – картины, предметы гардероба, все в равной степени популярно и многие художники делают подобные изделия на заказ.
Узелковый батик
На ткани мастер завязывает узлы, перекручивает материл, что создает впоследствии интересные узоры и разводы. Именно узлы помогают резервировать определенные фрагменты ткани. Сначала новичок скручивает их по шаблону, затем экспериментирует.
В этом деле важен опыт, потому что изначально трудно сказать, какой узор получится, но в процессе постижения ремесла художник уже четко видит будущую работу еще на этапе завязывания узлов.
Практические советы начинающим
Есть такие художественные направления, где концентрация, усидчивость, многократное повторение особенно важны. Роспись по шелку можно сравнить с каллиграфией, где одна неровная буква портит общее впечатление.
Чтобы давать свой мастер-класс, нужен не просто набор спецсредств, нужен приличный опыт и четкое понимание деталей процесса. Купите книгу, автор которой Конча Моргадес «Роспись по шелку для начинающих», сделайте ее своим настольным изданием. Попробуйте разные техники, материалы, способы, и тогда изысканное искусство художественной росписи покорится и вам. И не забывайте – теорию нужно вовремя подкреплять практикой, благо пошаговые МК тому способствуют.
Мастер-класс: роспись по шелку
Если вы новичок, ищите МК для начинающих, иначе запутаетесь в деталях, которые признанные мастера могут опустить в своем изложении хода работы.
- шелк;
- рама для ткани + 4 кнопки;
- контур-резерв;
- фантомный маркер или карандаш;
- краски по шелку, 5 цветов;
- декоративная соль;
- круглая синтетическая кисть № 3,4.
Сделайте эскиз будущего изображения на обычной бумаге. Лучше использовать фломастеры или маркеры, чтобы контур рисунка хорошо просматривался под шелком. Нанесите ткань на раму, закрепите.
Далее действуйте так:
-
1. Под тканью поместите рисунок, он должен хорошо просвечивать. Шелк натягивать нужно туго, складок быть не должно.
-
2. Рисунок нужно обвести специальным фантомным маркером. Он либо сам смоется через сутки, либо легко удалится водной краской в ходе росписи.
-
3. На границы рисунка нанесите резервирующий контур. Он должен лежать на ткани непрерывной линией, ведь его функция – не дать краскам растекаться, ограничить это. Наносить контур следует слева направо.
-
4. С помощью контура нужно нарисовать лаконичную рамку для изображения.
-
5. Через полтора часа контур подсохнет, на шелк можно наносить краски. Не забывайте пользоваться палитрой, как если бы работали с акварелью. Если краска растекается, значит, вы неаккуратно нанесли контур (в таком случае следует уменьшить количество краски на кисти). Удалить аккуратно растекшуюся краску можно водой и ватной палочкой.
-
6. После того, как раскрасили элементы рисунка, пора приступать к зарисовке фона. Чтобы декоративно усовершенствовать работу, нанесите на ткань специальную соль.
После того, как шелк раскрашен, не осталось пустых мест, работу можно считать готовой. Теперь ткани нужно дать высохнуть, снять с рабочего подрамника, прогладить ткань утюгом (очень деликатно), и подумать, как лучше обрамить картину.
В следующем видео представлен мастер клас по свободной розписи по шелку.
Особенность батика в том, что нарисовали вы примитивную розу или фантазийный узор, если сам рисунок лаконичен и четок, а работа с краской прошла без ошибок, даже максимально простые композиции будут выглядеть ярко. Попробуйте познакомиться с росписью по шелку, выполняя несложный мастер-класс. Когда первая проба будет завершена, захочется совершенствоваться, браться за сложные проекты.
Если батик из хобби перерастет в ремесло, способ заработка, навыки следует развивать. Придется изучить законы текстильной графики, практиковаться в принятии тоновых, цветовых, графических решений.
Композицию художники выстраивают в соответствии с принципами целостности восприятия, цветов и контрастов форм, выразительности объемов и линий. Движение и покой, статичность и динамику, свежесть и зной, теплое и холодное настроение – это задает работе художник росписи по ткани. Почва для творчества самая плодотворная!
Роспись по шелку “Анютины глазки”
Всем, доброго дня!
Данный мастер класс расчитан на новичков и любителей. Это мой дебют в качестве показательного мастер класса, коментарии приветствуются.
С Уважением, Татьяна.
Используемые материалы:
1. Контурный резерв Deka, серебрянный.
2. Краски для шелка Deka (90, 39, 41, 32, 49, 51, 43, 87, 81, 76, 25, 71, 73, 74, 02)
3. Кисти колонок круглые №0, №7, №20, колонок кошачая №4.
5. Рамка для батика
6. Палитра (очень удобно использовать емкость для заморозки льда с крышкой)
Подготавливаем:
1. Распечатанный шаблон (в данном случае формат А3)
2. Выкраску палитры цветов, для удобства подбора красок.
3. Натягиваем шелк на раму, если у Вас пока нет рамы, можно использовать водопроводные трубы, достаточно бюджетно и не хлопотно. (пример ниже)
Непостредственно сам шаблон. Если Вам потребуется данный шаблон в натуральную величину, пишите в личку, я Вам его вышлю)
Вот такой нехитрый способ заменить рамку для батика. Шелк крепится при помощи скотча и партновских булавок.
Переносим рисунок на шелк при помощи карандаша. ВНИМАНИЕ! Если Вы используете в работе прозрачный резервирующий контур, то карандашный рисунок будет просвечивать, рекомендуется перенести изображение смываемым маркером для ткани. Далее наносим резервирующий контур. Контур на водной основе следует наносить толстым слоем, как бы выдавливая колбаску. При необходимости можно пройтись с изнаночной стороны.
Что бы рука не уставала на весу, можно подложить опору в виде балки на края рамки, тем самым Вы упростите свой труд.
После высыхания резерва, проверяем рисунок водой. Хорошо посмотреть на свет, если есть пропуски и подтеки исправляем с изнаночной строны.
Начинаем с зелени. Разбавленный водой цвет №73. Кисть колонок круглая № 7. Для живописности смачиваем чистой водой элемент росписи, далее постепенно вводим цвет. Такая техника обеспечит плавные переходы.
Далее цвет № 74 и №71. Кисть колонок кошачья №4. Рисуем полутона, Для плавного перехода, пользуемся водой, для четких линий наносим краску по сухому шелку. форма кисти обеспечит живописные мазки.
Цвет № 74 + №90. Кисть колонок кошачья №4. Рисуем тень, техника та же.
Цвет № 39 + вода Кисть колонок круглая №7
Цвет № 41 + №32 Кисть колонок кошачая №4. Полутона..
Цвет № 39, №90 + №39 Кисть колонок круглая №0 Тени..
Цвет №87 – фон Кисть колонок круглая №7 Цвет № 43, №51 – полутона Кисть колонок круглая №7 Цвет № 49 – тень Кисть колонок круглая №0
Цвет №76 – фон Кисть колонок круглая №7 Цвет № 02, №25 – полутона Кисть колонок круглая №7 Цвет № 81 – тень Кисть колонок круглая №0
Завершаем работу Цвета №43, № 51, №39, №32 Кисть колонок кошачья №4
Кистью колонок №20 смачиваем весь фон изделия. Далее используя все цвета, проходимся по краю рисунка кистью колонок №7, аккуратно растушевывая цвет в цвет и сводя на нет. Обязательно смачиваем высохшею поверхность, во избежании подтеков
Высохший рисунок, снимаем с рамы. Закрепляем краски, при помощи утюга 3 мин. Ситираем, проглаживаем во влажном состоянии. Подшиваем края. Изделие готово!
Можно ли «с нуля» освоить древнее искусство росписи по шелку — батика? Советы экспертов
Этому искусству уже полторы тысячи лет. Роспись по шелку зародилась в странах Азии и Ближнего Востока, как ценное украшение императорского двора. Сегодня же батик, как называют свои изделия художники по тканям, популярен во всем мире и его используют и модельеры, и дизайнеры интерьеров. В нашей стране тоже есть такие мастера, и они создали целое направление – “русский батик”.
Расписное платье Ольга полностью создает сама. Придумала фасон, сделала эскиз, и даже ткань – ее работа. Белое полотно покрыла краской, нанесла узор горячим воском, еще слой краски – уже более темным тоном. Когда воск расплавится под утюгом, на ткани останутся светлые линии. Это и будет тот узор, который придаст ткани неповторимый характер.
Ольга Рахалина: “Покрытий может быть до десяти, иногда больше. Но это в редких случаях. Потому что ткань имеет свойство впитывать столько краски, сколько возможно. И если начинаешь больше покрывать, то она просто сойдет потом после стирки. Просто не будет того эффекта, который нужен”.
Расписывать ткань красками начали на Востоке много веков назад. Украшали, в основном, одежду, причем простыми рисунками и орнаментами. Когда это искусство появилось в России, оно приобрело совершенно иной смысл. Наши мастера для каждой работы придумывают свою сюжетную линию. Именно поэтому в последствие появился даже особый термин – русский батик.
Надя Быкова расписывать ткань учится уже не первый год. Говорит, самая простая техника – холодный батик. Контуры изображения наносятся на сухую ткань специальным составом – резиновым клеем, а потом, как в детских раскрасках, каждая часть заполняется своим цветом. Единственное условие – контуры должны быть замкнутые, иначе рисунок получится расплывчатым.
Надежда Быкова: “Анилиновые красители – это химический состав. Они пропитывают ткань полностью. А акриловые ложатся сверху, застывая резиновой пленочкой”.
Создать фактуру помогут спецэффекты. К примеру, чтобы рисованные мох, камни или шишки выглядели более естественно, пропитанную краской ткань посыпают солью, а для изображения крупных пузырей или бликов от солнца лучше использовать мочевину.
Юлия Лындина: “Мочевина разгоняет, то есть, разъедает краситель, и появляются более яркие эффекты. А соль впитывает в себя воду вместе с красителями, и получается, что соль сама мельче, чем мочевина. Эффект получается мелкий, менее заметный”.
Елена Ширяева соль не использует. Ее инструмент – широкие кисти. Она создает флаги, а значит, поверхность должна быть выкрашена максимально ровно и гладко.
Елена Ширяева: “На каждой ткани краска ложится по-разному. НА хлопчатобумажную ткань хуже краска ложится. Если бы это был натуральный шелк, там бы все само собой растекалось. Быстро, красиво”.
Подкладочный шелк тоже хорошо держит краску, уверена Ольга Топоркова. Она расписывает игрушки для самых маленьких, поэтому каждая деталь должна быть яркой и четкой. Голова и туловище рисуются вместе, уши и лапы пришиваются отдельно.
Самое сложное, уверена Ольга, передать мимику персонажа. Одна неправильная линия может изменить настроение игрушки на прямо противоположное. Зато никаких ограничений в раскраске одежды. Ведь в сказках Мишки бывают и моряками.
Ольга Топоркова: “Вообще, лучше, конечно, оставлять краску сохнуть в естественных условиях. Но иногда можно и поторопить феном”.
Самый важный этап – закрепление краски. Ткань нужно зафиксировать паром или просто прогладить утюгом. Тогда игрушка останется яркой и будет радовать детей и взрослых еще долгие годы.
Гость в студии – художник, преподаватель по батику Мария Зозуля.
Ведущая: С чего начать тем, кто решил с помощью шелка и красок создавать картины, наряды и даже забавные игрушки? Об этом расскажет художник, преподаватель по батику Мария Зозуля.
Итак, скажите, какие техники батика существуют?
Гость: Техники есть горячие и холодные. Иногда техники можно смешивать, и горячие, и холодные, в некоторых картинах используются смешанные техники горячего и холодного батика. И также в некоторых местах вообще бесконтурная техника, просто роспись по шелку с использованием загустителя.
Существует техника холодного батика. С помощью стеклянной трубочки наносится резервирующий состав, чтобы предохранить перетекание краски за контур. То есть, в каждом кусочке – какой-то конкретный цвет. Также можно нанести горячий расплавленный воск, зачерпывается и наносится на шелк, а потом убирается с помощью газеты и утюга. Прокладывается газета внизу и сверху и проглаживается утюгом.
Краски наносятся с помощью кисточек. Большие фоны с помощью кисточки побольше, а более маленькие участки – с помощью маленьких кистей наносятся.
Ведущая: Это обычные живописные кисти?
Гость: Да, обычные живописные.
Ведущая: А сами краски? Это какие-то специальные красители для ткани?
Гость: Это специальные акриловые краски. Более популярны те краски, которые фиксируются утюгом.
Ведущая: Если нет никаких импортных красителей, специальных красителей, можно использовать какие-то подручные средства? Например, мы знаем знаменитый рецепт – это чай, кофе… Эти вещества окрашивают ткань?
Гость: Поэкспериментировать-то можно, конечно с чем угодно, если очень хочется, то можно. Можно даже и из кофе и не на шёлке, на любой ткани.
Ведущая: Что еще нужно приобрести для того, чтобы создать такие шедевры?
Гость: Можно использовать разный шелк, жатый шелк, шифон, эксцельсиор, атлас, жаккардовый – различные шелка. Рама, кнопки для натяжения, салфетки для промокания, пульверизатор-брызгалка, обязательно нужно побрызгать, калька с рисунком. Рисунок можно наносить сразу же, прикрепив булавками кальку с рисунком с той стороны, он будет просвечивать, и можно сразу же наносить разными контурами, любым каким-то цветным или прозрачным. То есть, можно сразу наносить, подождать, пока высохнет и расписывать.
Ведущий: Для тех, кто только начинает осваивать это искусство, если во время творчества вдруг какая-то ошибка, появилось какое-то пятно на ткани, можно быстро исправить ошибку?
Гость: Художники говорят – дефекты превратить в эффекты. Когда что-то такое происходит, нужно просто из этого кусочка придумать что-то другое, добавить какую-то дополнительную деталь и сделать какой-то интересный эффект, потому что здесь так же, как в акварельной технике, невозможно это уже убрать, как правило.
Ведущая: Если изделие готово, рисунок нанесен, все краски совпадают и все устраивает, как это все нужно закрепить?
Гость: Закрепить утюгом, как правило, с другой стороны, не с лицевой, с по три минуты на каждом участке подержать, и все. И можно ее стирать, носить, если это одежда, если это платок. Ничего никуда не денется, не потечет.
Для росписи лучше использовать шелк. Однако если у вас нет этого материала, подойдет и хлопок. Главное, чтобы он был натуральный: на ткань, которая содержит искусственные волокна, как правило, плохо ложится краска.
Закрепить рисунок можно с помощью утюга: проведите им несколько раз по готовому изделию. Если же вы не уверены, что ткань выдержит эту процедуру, есть другой способ: положите материал на лист бумаги и подержите его пару минут над паром.
Чтобы ткань не собиралась складками во время работы, закрепите ее с помощью обычных пялец. Только будьте осторожны: на шелке легко образуются дырочки и зацепки.
Если вы случайно поставили на ткань пятно, попытайтесь использовать его как элемент нового узора. Или же просто нанесите на него слой более темной краски.
И последнее – стирать такие изделия нужно в теплой воде с добавлением уксуса. Но не выжимайте ткань, заверните ее в махровое полотенце, а спустя несколько минут выньте, расправьте и оставьте высыхать.
Роспись по шелку: мастер-класс для начинающих, рисунки и техника
Любителям эксклюзивных и ярких вещей от футболки до штор пригодится умение выполнять роспись по шелку. Мастер-класс для начинающих расскажет об основных принципах росписи и обо всех необходимых инструментах и материалах. Не так давно этот вид творчества был доступен только художникам. Необходимо было самостоятельно готовить смесь для контура, делать инструменты и подбирать краску для ткани, чтобы она хорошо держалась, не пачкалась и не смывалась. Теперь любой желающий может заняться росписью тканей, так как в магазине продаются готовые наборы для батика – именно так называется этот вид творчества.
Некоторые считают, что это «китайская роспись», т.е. родиной батика является Китай. Это мнение, скорее всего, основано на том, что Китай всегда славился своими шелковыми тканями и первый научился добывать шелковую нить. Однако «китайская» — не совсем корректное название, так как истинная родина батика – Индонезия, откуда это мастерство перекочевало в Индию. Так что это, скорее, «индонезийская» или «азиатская» роспись.
Основы мастерства
Расписывать можно не только шелк, но и синтетику, шерсть, хлопок. От ткани, а также от желаемого результата зависит техника росписи.
Чаще всего расписывается шелк, но это не принципиально, особенно если у мастера нет достаточного опыта в батике. Потренироваться в покраске ткани можно и на простой белой хлопковой ткани.
Еще с древних времен известно несколько способов раскрашивания ткани: холодный, узелковый, горячий батик. Рассмотрим подробнее основной принцип работы холодного батика.
Холодный способ росписи, пожалуй, самый популярный вид батика. Его освоение не требует особых художественных навыков, а кроме того, именно этот способ даст общее представление о том, что такое искусство батика.
Прежде всего, стоит определиться с материалами, а именно с красками и тканью. Краски для батика могут быть водорастворимые и акриловые, под запаривание и термозакрепляемые.
Водорастворимые подходят для тонких тканей типа шелка и прокрашивают нити ткани полностью. Акриловые относятся к покрывным краскам, так как по консистенции похожи на гуашь и не способны проникать «внутрь». Как правило, эти виды красок по-разному закрепляются: водорастворимые фиксируются паром, а акриловые — термическим воздействием, то есть при помощи утюга.
Красители «под запаривание» считаются более профессиональными, а процесс закрепления происходит сложнее, чем с акриловыми красками. При этом ткань остается мягкой и гладкой, краску невозможно отделить от ткани. С помощью утюга можно закрепить акриловые краски, например, на хлопке. При этом краска не проникает в волокна ткани, и она в месте покраски остается более жесткой.
Если профессионально заниматься батиком, то лучше приобрести натуральный шелк и использовать водорастворимые краски. Для тех, кто хочет только попробовать себя в росписи ткани, подойдет натуральный хлопок и акрил.
Необходимые наборы красок под определенный вид ткани можно приобрести в магазине для творчества.
Что еще понадобится:
- стеклянная резервуарная трубочка для нанесения линий рисунка (используется для холодного батика);
- чантинг — инструмент для нанесения воска при горячем способе;
- подрамник для того, чтобы натянуть ткань, и кнопки для закрепления;
- специальные разноцветные контуры для прорисовки;
- контурные рисунки в качестве шаблона.
Общий алгоритм создания росписи на ткани:
- Натянуть ткань на подрамник и закрепить кнопками. Начинать необходимо с углов, а затем закрепить по сторонам. Лучше всего натягивать влажную ткань. Нужно помнить, что она не должна провисать и должна быть натянута как кожа барабана — очень туго, без перекосов и складок.
- Подложить под ткань отобранный эскиз. С помощью этого способа росписи можно создавать на ткани целые картины, поэтому стоит подойти серьезно к выбору рисунка. Для новичков рекомендуется выбрать изображение с крупными деталями и узорами.
- Обвести просвечивающий через ткань рисунок по контурам резервом (при помощи трубочки). Необходимо следить, чтобы она всегда была перпендикулярна ткани и не задерживалась долго на одном месте.
- Просмотреть ткань с резервом на свет, чтобы обнаружить разрывы линий и исправить их. Оставить на высыхание (минут 40-60).
- Начать расписывать фон. Для начала необходимо смочить нужные участки ткани водой, а затем нанести небольшой слой краски. Можно делать переходы от одного цвета к другому (от темного к светлому тону), наносить краску пятнами.
- Раскрасить все крупные детали, выделить отдельные элементы, акцентировав их более ярким или темным цветом.
- Сделать детализацию с помощью контура и тонкой кисти.
- Снять ткань с подрамника и прогладить утюгом для лучшего закрепления краски. Оставить ткань примерно на сутки.
- Выстирать в мыльной воде, чтобы удалить остатки резерва, высушить и прогладить.
Необязательно использовать готовые шаблоны для росписи. Ткань может украсить свободная роспись от руки. Все зависит от опытности художника, а также его фантазии. Конечно, прежде чем переносить рисунок на ткань, лучше всего сделать его эскиз по размеру полотна. Росписью можно украшать как предметы гардероба, например, сумки или шелковые шарфики, так и декоративные предметы интерьера, например, ширмы или шторы.
Для новичков ручная роспись может оказаться довольно сложной, требующей некоторых навыков рисования и уверенного владения кистью, даже если роспись производится по шаблону. Тем, кому не хочется возиться с кисточками, красками, резервами и прочим, может понравиться узелковый способ.
Узелковый способ росписи, а точнее окрашивания ткани, хорошо подойдет тем, кто не умеет рисовать. Таким способом можно раскрашивать платки, футболки, банданы, сумки. Суть техники сводится к тому, что ткань необходимо перекрутить определенным способом и завязать с помощью ниток в узелки. После этого узелки окрашиваются и ткань, уже ставшая разноцветной, разворачивается.
Художественная роспись сможет преобразить любую ткань, дать вторую жизнь старым вещам и вдохновить на создание новых.
Видео по теме статьи
Подробнее о шелковой росписи можно посмотреть в подборке видео.
Можно ли «с нуля» освоить древнее искусство росписи по шелку — батика? Советы экспертов
Этому искусству уже полторы тысячи лет. Роспись по шелку зародилась в странах Азии и Ближнего Востока, как ценное украшение императорского двора. Сегодня же батик, как называют свои изделия художники по тканям, популярен во всем мире и его используют и модельеры, и дизайнеры интерьеров. В нашей стране тоже есть такие мастера, и они создали целое направление – “русский батик”.
Расписное платье Ольга полностью создает сама. Придумала фасон, сделала эскиз, и даже ткань – ее работа. Белое полотно покрыла краской, нанесла узор горячим воском, еще слой краски – уже более темным тоном. Когда воск расплавится под утюгом, на ткани останутся светлые линии. Это и будет тот узор, который придаст ткани неповторимый характер.
Ольга Рахалина: “Покрытий может быть до десяти, иногда больше. Но это в редких случаях. Потому что ткань имеет свойство впитывать столько краски, сколько возможно. И если начинаешь больше покрывать, то она просто сойдет потом после стирки. Просто не будет того эффекта, который нужен”.
Расписывать ткань красками начали на Востоке много веков назад. Украшали, в основном, одежду, причем простыми рисунками и орнаментами. Когда это искусство появилось в России, оно приобрело совершенно иной смысл. Наши мастера для каждой работы придумывают свою сюжетную линию. Именно поэтому в последствие появился даже особый термин – русский батик.
Надя Быкова расписывать ткань учится уже не первый год. Говорит, самая простая техника – холодный батик. Контуры изображения наносятся на сухую ткань специальным составом – резиновым клеем, а потом, как в детских раскрасках, каждая часть заполняется своим цветом. Единственное условие – контуры должны быть замкнутые, иначе рисунок получится расплывчатым.
Надежда Быкова: “Анилиновые красители – это химический состав. Они пропитывают ткань полностью. А акриловые ложатся сверху, застывая резиновой пленочкой”.
Создать фактуру помогут спецэффекты. К примеру, чтобы рисованные мох, камни или шишки выглядели более естественно, пропитанную краской ткань посыпают солью, а для изображения крупных пузырей или бликов от солнца лучше использовать мочевину.
Юлия Лындина: “Мочевина разгоняет, то есть, разъедает краситель, и появляются более яркие эффекты. А соль впитывает в себя воду вместе с красителями, и получается, что соль сама мельче, чем мочевина. Эффект получается мелкий, менее заметный”.
Елена Ширяева соль не использует. Ее инструмент – широкие кисти. Она создает флаги, а значит, поверхность должна быть выкрашена максимально ровно и гладко.
Елена Ширяева: “На каждой ткани краска ложится по-разному. НА хлопчатобумажную ткань хуже краска ложится. Если бы это был натуральный шелк, там бы все само собой растекалось. Быстро, красиво”.
Подкладочный шелк тоже хорошо держит краску, уверена Ольга Топоркова. Она расписывает игрушки для самых маленьких, поэтому каждая деталь должна быть яркой и четкой. Голова и туловище рисуются вместе, уши и лапы пришиваются отдельно.
Самое сложное, уверена Ольга, передать мимику персонажа. Одна неправильная линия может изменить настроение игрушки на прямо противоположное. Зато никаких ограничений в раскраске одежды. Ведь в сказках Мишки бывают и моряками.
Ольга Топоркова: “Вообще, лучше, конечно, оставлять краску сохнуть в естественных условиях. Но иногда можно и поторопить феном”.
Самый важный этап – закрепление краски. Ткань нужно зафиксировать паром или просто прогладить утюгом. Тогда игрушка останется яркой и будет радовать детей и взрослых еще долгие годы.
Гость в студии – художник, преподаватель по батику Мария Зозуля.
Ведущая: С чего начать тем, кто решил с помощью шелка и красок создавать картины, наряды и даже забавные игрушки? Об этом расскажет художник, преподаватель по батику Мария Зозуля.
Итак, скажите, какие техники батика существуют?
Гость: Техники есть горячие и холодные. Иногда техники можно смешивать, и горячие, и холодные, в некоторых картинах используются смешанные техники горячего и холодного батика. И также в некоторых местах вообще бесконтурная техника, просто роспись по шелку с использованием загустителя.
Существует техника холодного батика. С помощью стеклянной трубочки наносится резервирующий состав, чтобы предохранить перетекание краски за контур. То есть, в каждом кусочке – какой-то конкретный цвет. Также можно нанести горячий расплавленный воск, зачерпывается и наносится на шелк, а потом убирается с помощью газеты и утюга. Прокладывается газета внизу и сверху и проглаживается утюгом.
Краски наносятся с помощью кисточек. Большие фоны с помощью кисточки побольше, а более маленькие участки – с помощью маленьких кистей наносятся.
Ведущая: Это обычные живописные кисти?
Гость: Да, обычные живописные.
Ведущая: А сами краски? Это какие-то специальные красители для ткани?
Гость: Это специальные акриловые краски. Более популярны те краски, которые фиксируются утюгом.
Ведущая: Если нет никаких импортных красителей, специальных красителей, можно использовать какие-то подручные средства? Например, мы знаем знаменитый рецепт – это чай, кофе… Эти вещества окрашивают ткань?
Гость: Поэкспериментировать-то можно, конечно с чем угодно, если очень хочется, то можно. Можно даже и из кофе и не на шёлке, на любой ткани.
Ведущая: Что еще нужно приобрести для того, чтобы создать такие шедевры?
Гость: Можно использовать разный шелк, жатый шелк, шифон, эксцельсиор, атлас, жаккардовый – различные шелка. Рама, кнопки для натяжения, салфетки для промокания, пульверизатор-брызгалка, обязательно нужно побрызгать, калька с рисунком. Рисунок можно наносить сразу же, прикрепив булавками кальку с рисунком с той стороны, он будет просвечивать, и можно сразу же наносить разными контурами, любым каким-то цветным или прозрачным. То есть, можно сразу наносить, подождать, пока высохнет и расписывать.
Ведущий: Для тех, кто только начинает осваивать это искусство, если во время творчества вдруг какая-то ошибка, появилось какое-то пятно на ткани, можно быстро исправить ошибку?
Гость: Художники говорят – дефекты превратить в эффекты. Когда что-то такое происходит, нужно просто из этого кусочка придумать что-то другое, добавить какую-то дополнительную деталь и сделать какой-то интересный эффект, потому что здесь так же, как в акварельной технике, невозможно это уже убрать, как правило.
Ведущая: Если изделие готово, рисунок нанесен, все краски совпадают и все устраивает, как это все нужно закрепить?
Гость: Закрепить утюгом, как правило, с другой стороны, не с лицевой, с по три минуты на каждом участке подержать, и все. И можно ее стирать, носить, если это одежда, если это платок. Ничего никуда не денется, не потечет.
Для росписи лучше использовать шелк. Однако если у вас нет этого материала, подойдет и хлопок. Главное, чтобы он был натуральный: на ткань, которая содержит искусственные волокна, как правило, плохо ложится краска.
Закрепить рисунок можно с помощью утюга: проведите им несколько раз по готовому изделию. Если же вы не уверены, что ткань выдержит эту процедуру, есть другой способ: положите материал на лист бумаги и подержите его пару минут над паром.
Чтобы ткань не собиралась складками во время работы, закрепите ее с помощью обычных пялец. Только будьте осторожны: на шелке легко образуются дырочки и зацепки.
Если вы случайно поставили на ткань пятно, попытайтесь использовать его как элемент нового узора. Или же просто нанесите на него слой более темной краски.
И последнее – стирать такие изделия нужно в теплой воде с добавлением уксуса. Но не выжимайте ткань, заверните ее в махровое полотенце, а спустя несколько минут выньте, расправьте и оставьте высыхать.