Виды вышивок на ткани: осваиваем древнее мастерство
Виды вышивки. Вышивка крестом, гладью, бисером и лентами
Вышивка – широко распространенный декоративно-прикладной вид искусства, известный с древнейших времен. Узоры на ткани выполняются вручную либо с использованием специальной вышивальной машины. Чаще всего рисунки создаются с помощью игл, иногда используется крючок. Ткань же берется самая разнообразная. Узоры выполняют из ниток (льняных, шерстяных, шелковых или хлопчатобумажных), или из бисера, жемчуга, блесток, стекляруса, драгоценных камней и так далее.
История вышивки
Человеческой природе свойственно желание выделиться из толпы. С этой целью еще в древние времена люди начали использовать вышивку. Индейцы любили украшать одеяла и вещи различными узорами. Многие народы Севера до сих пор вышивают орнаменты на одежде из оленьих шкур. Украшались вышивкой ковры, декоративные панно и многие другие вещи.
Самые ранние сохранившиеся вышивки относятся к VI-V векам до нашей эры. Выполнены они были в Древнем Китае. Эти вышивки были сделаны на шелковых тканях.
Кто и когда решил перенести на ткань затейливые узоры? Определить точный промежуток времени не удастся. Много веков назад один мастер решил изобразить на ткани красоту природы, продемонстрировать любовь к детям, к животным и птицам. К сожалению, даже самая прочная ткань не вечна. Ученые так и не могут сказать, когда и как это произошло.
Древнейшие рисунки вышивальщицы передавали из рук в руки, копируя их друг у друга. Конечно, это было затруднительно. Так продолжалось вплоть до изобретения книгопечатания. В 1527 году в Кёльне Петр Квинти издал первый сборник, содержащий большое количество узоров.
Виды вышивки бесконечно разнообразны, как и швы для нее: гладь, крест, роспись, тамбур, мережка, настил, гипюр и многое другое. Швы, применяемые по отдельности или во всевозможных комбинациях, создают множество вариантов вышивки: от плоской до выпуклой, от ажурной до ковровой.
Вышиваем крестиком
Вышивка крестом – один из самых древних вариантов этого вида рукоделия. Разнообразие видов крестиков поражает. Им украшают всевозможные текстильные изделия, делают узоры для одежды, создают картины. Мастерство вышивальщицы оценивается по изнанке изделия. Там не должно быть узелков.
Вышивание крестиком очень популярно и в настоящее время. Тут требуются нитки, ткань, иголка, ножницы и пяльцы. Иногда могут потребоваться крючок и наперсток.
Нитки для вышивки лучше брать типа мулине. У иголки кончик должен быть затупленным, а ушко – широким и длинным. В качестве ткани используется канва для вышивки. Это специальная ткань с дырочками, а значит, размер крестиков будет одинаковым. Крючок понадобится для исправления случайной ошибки. Пяльцы нужны для удобства при работе.
Виды швов
Вышивка крестом не предусматривает узоров. Мастерицы используют именно крест. Он бывает двух видов: русский, или одинарный, и болгарский, то есть двойной. Именно такой шов и является основным элементом вышивки. С его помощью создаются самые разные рисунки, портреты и пейзажи.
Самым распространенным вариантом вышивания является русский крест. Начинается он с левого нижнего угла и по диагонали поднимается наверх вправо. Затем из нижнего правого угла также по диагонали вверх налево. Стежки лежат в одном направлении.
Болгарский крест добавляет к русскому дополнительные перекрещивающиеся линии, расположенные вертикально и горизонтально. Получается своеобразная звездочка, из которой и создаются рисунки.
Еще одним вариантом шва является полукрест. Делается такой шов очень просто – в одну диагональную линию.
Обметочные стежки, а также шов вперед иголку нужны для рабочего процесса вышивания. Обметка предохраняет края ткани от обсыпания. Швом вперед иголку во время вышивания закрепляется нитка.
За свою многовековую историю появилось огромнейшее количество схем, помогающих в работе. Вышивка для начинающих предусматривает схемы с простыми сюжетами. Мастерицы со стажем могут выбрать более сложные рисунки, или же попробовать создать что-то свое. Еще подходит эта вышивка для детей. Они с удовольствием пробуют творить, вышивая легкие крестики и создавая свои первые картины.
Вышиваем гладью
Вышивка гладью – еще один вариант рукоделия, полюбившегося женщинам еще много веков назад. Стежки здесь наносятся на ткань так, что заполняют собой всю гладь полотна. Этот вариант вышивки подразумевает большое количество приемов и швов.
Вышивка гладью способна передать узор, который рисует мороз на стекле, луч солнца на лепестках роз, взмах крыльев бабочки, шелест листьев и многое другое. Все, что потребуется – иголка и нитки. Комбинация цветов создает тончайшие оттенки, превращающие вышитую картину в отличный подарок. Научиться такому виду творчества несложно, его способна освоить любая женщина.
Нитяная графика
Также распространенным вариантом вышивки гладью считается нитяная графика. К ней относятся такие виды вышивки, как ниточный дизайн, изображение нитью и изонить. Еще этот вариант рукоделия называют изографикой или вышивкой по картону. Здесь не всегда используется именно ткань, иногда в качестве основы можно взять бархатную или плотную бумагу. Нитки также могут быть любые – швейные, акриловые, шерстяные, льняные и даже шелковые. Кому что нравится.
Вышиваем бисером
Вышивка бисером известна с глубокой древности, как и многие другие виды рукоделия, успешно дожившие до наших дней. Иноземцы неизменно восхищались тем, как смотрится на нарядах девушек вышивка, своими руками красавицы создавали на сарафанах и кокошниках неповторимые узоры. С середины 17 века появился цветной стеклянный бисер. Именно он и стал основным украшением множества нарядов. Стеклярус использовался не только в одежде, им вышивались картины. Чаще всего они изображали пейзажи, церкви и иконы.
Сейчас бисер снова популярен. Его используют в отделке одежды, придавая ей нарядный вид и оригинальность. Применяют бисер и в бижутерии. Популярность бисера легко объяснить – он дешев, доступен, удобен и имеет неограниченные цветовые решения. Украшения для одежды и обуви, для кошельков, сумочек и даже чехлов мобильных телефонов – современные мастерицы умело украшают бисером все, что им захочется.
Популярны картины, вышитые бисером. Как правило, они изображают животных, птиц или цветы. Часто можно встретить иконы, вышитые бисером. Он стал любимым хобби для множества женщин. Бисерная вышивка для детей очень разнообразна. Им украшают одежду, из него плетут украшения и многое другое.
Это творчество потребует терпения, аккуратности и определенных навыков. Но результат стоит того, чтобы кропотливо возиться с маленькими бисеринками.
Вышиваем шелковыми лентами
Вышивка лентами – еще один вид рукоделия. Рисунок вышивается не нитками, а цветными шелковыми лентами при помощи иглы. Канва для вышивки может быть любой плотности. Этот вид вышивки использует большое количество техник и швов.
Вышивка лентами очень популярна, так как очень проста в исполнении, а результат при этом получается неимоверно красивым. Часто этот вид вышивки используют для создания церковных икон и оригинальных картин. Торжественные церемонии и праздники также оформляются при помощи этого вида рукоделия. Рюши и ленты красуются на свадебных платьях невест, на сумочках и носовых платках, на праздничных скатертях и даже на салфетках.
Вышивка лентами используется и при декорировании конвертов новорожденных, в букетах цветов, на подарочных коробках и тому подобном.
Вышиваем тюльпаны
Несмотря на суетность современного мира, мастерицы все также занимаются рукоделием. Не обходит их внимания и ленточная вышивка, мастер-класс по созданию которой сейчас и будет рассмотрен. Мастерицы рукоделия способны создавать настоящие «ленточные» шедевры. Но и они когда-то начинали с малого. Тюльпаны, выполненные атласными лентами – это вышивка для начинающих изучать данное мастерство, они легки в исполнении и при этом достаточно эффектны.
Для создания букета потребуется ткань. Это может быть креп-сатин или габардин. Нужны несколько иголок с острым кончиком и с разными диаметрами ушек, рамка и атласные ленты (несколько цветных, длиной по 3 метра и шириной в 2,5 сантиметра). Это будут сами тюльпаны. Для стеблей потребуются зеленые ленты шириной в 6 миллиметров и длиной в 5 метров. Ленты для листьев должны быть шириной 25 миллиметров и длиной – 2 метра.
Начинать работу следует с закрепления ткани на раме. Помогут обычные скрепки. Затем на ткани создается набросок будущих бутонов. Лучше использовать мыло или исчезающий маркер. Можно приступать к созданию букета.
Края цветных лент нужно прижигать, чтобы они не начали обсыпаться. Можно вышивать. Лента вводится по рисунку бутона. Затягивать не нужно – цветок должен быть объемным. Второй лепесток вышивается в обратном направлении – для экономии ленты. Два получившихся лепестка образуют тюльпан. Лента обрезается, закрепляется, ее края прижигаются. Остальные вышивают аналогично первому.
Стебли создают из шестимиллиметровой ленты. Ее вводят в нижний край стебля, а затем сворачивают в жгутик. Второй конец стебля закрепляется внизу бутона. Листья пришиваются в произвольном порядке и фиксируются нитками.
Букет готов, теперь его нужно поместить в рамку. Потребуется своеобразный корсет, который можно сделать из картона. На нем закрепляется ткань и сшивается с изнанки частыми и в меру тугими стежками. Получившиеся тюльпаны помещают в рамку.
Вышиваем синелью
Существуют и другие виды вышивки. Среди них – вышивка синелью. Сейчас этот вид рукоделия не очень популярен. Синель – это шелковые шнурки, используемые для вышивания. Часто этими шнурками создают бахрому. Узорная вышивка, в которой и используются эти ворсистые шелковые нити, и именуется синелью. Часто встречается в интерьерах восемнадцатого века.
Вышиваем шелком
Вышивка шелком является одним из видов художественной глади. Это традиционная китайская вышивка, которой больше 4000 лет.
Шелком можно вышивать практически все: хоть пейзажи, хоть портреты. В классическом виде используется односторонняя вышивка, но она может быть и двусторонней. Такая ценится гораздо дороже.
Для выполнения этого вида вышивки требуются шелковые нити. Рисунок выполняется на шелковой же ткани, которая может быть прозрачной, тонированной или более плотной. Достоинством этого варианта вышивки является то, что нить со временем не выгорает, а остается такой же блестящей. Даже спустя несколько десятков лет вышивка не утратит своей красоты.
Вышиваем золотом
Следующий вариант вышивки – это шитье золотом. Не самый распространенный вид рукоделия, так как техника исполнения требует специальных навыков.
Золотая вышивка используется для оформления церковной одежды: расшиваются оплечья, епитрахиль и стихарь. Технология вышивки очень сложна. Мастерице требуется чувствовать металлическую нить, определять ее декоративные возможности.
Ажурная вышивка ришелье
Еще известна вышивка под названием ришелье. Это очень красивый и изысканный вариант ажурного рукоделия. Чаще всего этот вид вышивки используется для постельного белья, скатертей и создания великолепных салфеток. Ткань для нее можно брать любую. Линии узора в этой технике сначала обшиваются гладью, а уже потом вырезается ткань.
Виды вышивки очень разнообразны. Рукоделие помогает творить, воплощать свои идеи и получать от этого положительные эмоции. Особенно важно это тогда, когда повседневная работа не приносит морального удовлетворения. Процесс вышивания очень увлекателен. Подбирается схема, нитки и ткань, и начинается творчество. Усидчивость и терпение вознаграждаются гордостью за проделанную работу.
Виды вышивки
Вышивка – разновидность рукоделия, популярность которого с течением времени не утихает. Люди разных возрастов приветствуют традиции, стремятся овладеть навыками вышивания, благодаря которым удается создавать оригинальные предметы декора.
Вышитые картины, скатерти, блузы с особым трепетом принимают виновники торжества в качестве подарка. Вышивание – процесс, который позволяет творческому человеку самовыражаться, бороться с плохим настроением, устранять последствия стресса.
Какие бывают вышивки
Существуют различные виды вышивки, отличающиеся техникой выполнения, материалами и инструментами. Мастера вышивают картины, узоры, используя не только нити, но и ленты, бисер. Простой обыватель вряд ли сможет перечислить все существующие виды вышивки. Такая разновидность рукоделия впечатляет своим разнообразием и богатством.
Большинство наслышано о таких техниках, как вышивание крестиком и гладью, лентами, бисером и стразами, также впечатляет результат, который можно получить, выполняя ковровое вышивание.
Опытные мастера могут уверенно перечислить и такие редкие техники вышивания, как итальянская ассизи, золотое царское шитье, сутажная и алмазная вышивка, хандаргер, ришелье и по-бразильски.
Овладев секретами мастерства, можно обыкновенные предметы гардероба превращать в оригинальные дизайнерские творения. Вышитые скатерти в любом случае помогут улучшить интерьер, сделать его ярким и интересным.
Современные мастера могут усовершенствовать процесс вышивания, вооружившись не только необходимым инструментарием, но и купив или соорудив самостоятельно специальные станки для вышивки – с наличием дополнительного освещения, лупы и подвижной рамы для надежной фиксации канвы. А новички могуть купить набор для вышивки
Виды вышивки крестом
Вышивка крестом знакома многим. Первый опыт дети получают на уроках трудового обучения в школе. Чтобы крестики получались одинаковыми, важно быть предельно внимательным. Стежки совершаются строго в одном направлении.
Начинающим мастерам полезно приобрести готовый набор, в котором уже имеется схема рисунка и подробная инструкция, в какой последовательности совершаются стежки, нити каких цветовых оттенков используются. Также такая инструкция содержит комментарии, какие разновидности крестиков должен выполнить мастер.
Вышивание крестиком предполагает такие разновидности крестов:
- полный крест;
- полукрест;
- четверть и три четверти креста;
- бэкститч.
Опытные мастерицы успешно оперируют любой разновидностью крестов, получая неповторимые картины, являющиеся настоящим произведением искусства.
Виды вышивки гладью
Популярным видом рукоделия является вышивка гладью. Узоры получаются изящными, нежными. Вышитые картины впечатляют оригинальностью и точным воспроизведением реальных предметов. Гладь рассматривается как свободная вышивка, поскольку в процессе работы мастер может отходить от предложенной схемы, создавая новые узоры. Важно правильно сочетать цвета, чтобы не нарушить гармонию рисунка.
Для работы мастера в большинстве случаев используют хлопковые или шелковые нити мулине.
Вышивка гладью предполагает использование разнообразных вариантов стежков и нескольких техник, в число которых входят:
- плоская гладь;
- атласная;
- с настилом;
- художественная;
- белая;
- русская;
- китайская.
Картины опытных мастеров включают не одну, а сразу несколько техник, благодаря которым удается обеспечить абсолютную реалистичность изображения.
Популярностью пользуется и бельевая гладь, которая выполняется нитями того же оттенка, что и основная ткань. Именно по этой причине такая техника некоторыми мастерами именуется «тон в тон». Бельевая гладь позволяет получать удивительные кружева ручной работы. Следуя старинным традициям, удается создавать настоящие шедевры.
Получить аккуратные швы, яркое и оригинальное изделие удается, если овладеть секретами опытных мастеров, а также подготовить необходимый инструментарий. В частности, для работы важно подготовить пяльцы, обеспечивающие надежную фиксацию канвы, нити разнообразных оттенков, а также тонкую иглу.
Виды ковровой вышивки
Ковровая вышивка – еще один вид увлекательного рукоделия. Готовые изделия внешне напоминают ковровые изделия, что и стало поводом для такого названия известной техники вышивания.
Ковровая вышивка подразделяется на две основные разновидности. Первая петельная техника предполагает использование специальной иглы, ловко оперируя которой создаются ровные небольшие стежки с изнаночной стороны изделия и красивые аккуратные петли с лицевой стороны. Техника петельной ковровой вышивки не сопровождается сложностью, поэтому ею может легко овладеть даже ребенок. Важно исключить поспешность, совершать равномерные движения иглой, чтобы получить одинаковые петли.
Используя петельную ковровую технику, рекомендуется сначала пройти по контуру рисунка, а затем заполнить все внутреннее пространство.
В специализированных магазинах также можно приобрести готовые наборы для петельной ковровой вышивки, в состав которых входят готовые схемы, иглы, канва и нити. Некоторые рукодельницы, стремящиеся овладеть навыками петельной ковровой вышивки, но не имеющие возможности приобрести специальную иглу, создают ее самостоятельно из подручных средств (например, из шприца для инъекций и иглы для капельницы).
Не менее популярной является узелковая ковровая вышивка. Такая техника предполагает использование специального крючка, при помощи которого нарезанные нити протягиваются с изнаночной стороны на лицевую и фиксируются при помощи узла.
Узелковая ковровая вышивка также не сопровождается сложностью выполнения, поэтому при наличии желания ею может овладеть любой человек, невзирая на возраст. Перед непосредственным процессом вышивки обязательно нарезаются нити одинаковой длины соответствующих цветовых оттенков. Рекомендуется нарезать нити длиной от 3 до 4 см, хотя достаточно часто можно встретить картины опытных мастериц, которые отдавали предпочтение более длинным нитям, достигающим даже 10 см.
Виды вышивки бисером
Вышивка бисером – удел профессионалов, которые могут блеснуть своим талантом, создать изделие, которое не сможет оставить равнодушным никого. Бисер – материал, отличающийся особой выразительностью, яркостью, поэтому даже самая простая схема рисунка позволит создать красивое изделие, «обреченное» на успех.
В настоящее время вышивка бисером пользуется популярностью среди тех, кто стремится украсить предметы интерьера или гардероба, аксессуары. Техника вышивки бисером не столь сложна в исполнении, сколько требует повышенной усидчивости, внимательности и аккуратности. Все это обусловлено тем, что приходится работать с очень мелким материалом – бисером. По этой причине многие сравнивают такую технику вышивки с ювелирной работой.
Кстати, опытные мастера в большинстве случаев рекомендуют начинающим рукодельницам осваивать азы на простых схемах. Однако в случае вышивки бисером рекомендации резко отличаются, поскольку начинающих мастеров нацеливают сразу на серьезную работу, отдавая предпочтения фантазийным или абстрактным рисункам.
Вышивка бисером сопровождается несколькими разновидностями швов:
- простой стежок;
- вперед иголка;
- строчный, стебельчатый швы;
- назад иголка;
- шов вприкреп.
Вышивка любой разновидности достойна внимания тех, кто стремится приобщиться к творческому процессу. Исключив спешку, суету, можно получить удивительный результат, которым можно заслуженно гордиться. Оттачивая уровень мастерства, будет проще создавать оригинальные изделия на основе ежедневно возникающих фантастических идей.
Разработка урока по технологии “Виды вышивки”
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?
Можно ли избежать переутомления?
Разработка урока по теме «ВИДЫ ВЫШИВКИ»
Цели: познакомить учащихся с историей вышивания; расширить знания о способах изготовления, оформления бытовых изделий, орнаментальных мотивах и других узорах, материалах и инструментах, применяемых при вышивке; учить наносить рисунок на ткань различными способами в зависимости от ее вида.
Оборудование: образцы изделий с различными видами вышивок; ножницы, пяльцы, канва, ткань, образцы ткани различных переплетений, нитки (мулине, шелковые, ирис ), иглы.
2)проверка готовности учащихся к уроку.
Мода на вышивку менялась, но никогда не исчезала. Современная вышивка впитала в себя традиции многовекового накопления мастерства. Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым видом вышивки – свободной вышивкой, ее историей, научитесь правильно подбирать материалы и инструменты для вышивки художественной гладью.
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя
1) Из истории вышивания.
Возникновение вышивания, одно из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связана с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.
Вышивкой называется украшение изделий из разных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.
Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.
Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания.
Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.
Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6-5 векам до нашей эры. Они выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказывали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.
Разнообразие вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран Западной Европы, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.
В Англии с XIII века известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI – XVII веках во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно и изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием изображений растений, животных и птиц на льняных и шерстяных тканях отличались вышивки Испании.
С конца XIII – начала XIV века во Франции, Германии, Швеции, Англии, Дании, Норвегии вышивка начала широко применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье.
Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре, сестрой Владимиром Мономаха, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоев городского и сельского населения, в оформлении культового убранства. Более скромны были вышивки в народном быту.
В России вышивка также имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, подчеркивающий край одежды. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов и мстерская белая гладь, крестецко-валдайская строчка, калужская цветная перевить, орловские списы и бранки, нижегородские гипюры и многие другие техники.
На Дальнем Востоке вышивка выполняется шелком по трафарету из рыбьей кожи, аппликацией из меха, кожи, сукна. В оформлении одежды и обуви применяется крупный бисер. У народов Крайнего Севера распространены вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликации из ткани и кожи с применением бисера.
Вышивка народов Поволжья – марийская, мордовская, чувашская – отличаются геометризованными узорами из растений, животных и птиц, выполненными в технике гладьевых швов и накладного шитья, вышивкой бусами, металлическими бляшками.
Для вышивок Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.
Для народной вышивки наиболее характерны счетные швы, выполняемые по счету нитей ткани, а также свободная. При выполнении свободной вышивки мастерица рисует на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, дополняя ее другими видами швов. Такую вышивку называют художественной.
Гладь – это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми или косыми стежками. Гладь бывает односторонняя и двусторонняя , плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная , одноцветная и многоцветная . Выполняется нитками разных сортов, в зависимости от качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.
Гладь свободная без настила двусторонняя широко используется в растительных орнаментах и вышивается цветными нитками.
Гладь вприкреп применяется для заполнения больших поверхностей узоров.
Верхошов – односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом.
Двусторонняя гладь с настилом выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой. Одной из разновидностей этой техники является белая гладь.
Гладь прорезная – сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной величины и формы, так «дырочка», «листик» и т.д.
Гладь штриховая состоит из отдельных стежков, напоминающей лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра.
2. Рассматривание изделий, представляющих разные виды вышивок.
1) Определить вид вышивки (счетная, свободная).
2) Определить мотивы узоров: геометрический, меандровый, растительный, животный, человекообразный.
3) Определить вид вышивки (гладь односторонняя, двусторонняя, одноцветная, многоцветная и т.д.)
3. Материалы, инструменты, приспособления для вышивки гладью.
Ткани. Основой для вышивания являются льняные, конопляные, шерстяные, суконные, шелковые, и хлопчатобумажные и смешанные ткани и нитки разных сортов.
Для вышивки гладью по свободно нанесенному контуру узора годятся все ткани, имеющие гладкую, однотонную поверхность.
В зависимости от назначения изготавливаемого изделия техники исполнения подбирают необходимую ткань. Для скатертей, дорожек, салфеток, занавесок применяют лен, лен с лавсаном, суровое полотно; для панно и ковриков – рогожку, бортовку, сукно и драп. Для нарядных платьев и блузок лучше использовать тонкие ткани – батист, шелк, тонкую шерсть.
Нитки , применяемые при вышивке гладью, различаются по качеству, структуре, толщине и цвету.
Для вышивки на батисте, маркизете, крепдешине используют мулине в одну нить или шелковые нитки. Мулине в две – три нити используются в вышивках по рогожке, полотну. Шерстью в одну или несколько ниток и шелком, в зависимости от толщины ткани и узора, можно вышивать на шерстяных тканях. Для вышивания крупных изделий применяют мулине в пасму (шесть ниток), ирис, штапельные, шерстяные и синтетические нитки. Если вышивать нитками из искусственного шелка и синтетическими, то они распушиваются, придают вышивке бархатистый вид. Чтобы нитка во время работы не путалась и меньше лохматилась длина ее при вышивании должна быть не более 50см, причем шерстяной – не более 40см. подбирать нитки для работы желательно при дневном освещении. Так как электрический свет искажает их цвет. Необходимо проверить нитки на линяемость – крепость окраски. Для этого нитку нужно опустить в горячую воду. Слегка намылить и протянуть через вдвое сложенную белую ткань. Если на ткани остался след краски. Все нитки нужно намылить и залить крутым кипятком на 15 минут. Затем выполоскать в нескольких водах и закрепить краску уксусом. Можно также прокипятить нитки в вводно-уксусном растворе (1стол.л.на стакан воды) в течение 5 минут.
Иглы бывают разной длины и толщины – от №1 до №12.
Тонкие иглы (№2-3) подбирают для вышивания на тонких тканях средние (№3-5) на льняных тканях. Для работы на плотных тканях берут иглы №6-12.если на ткани не останется больших отверстий в местах прокола, то игла подобрана правильно.
Ножницы должны быть нескольких размеров с острыми лезвиями и плотно сомкнутыми концами. большие ножницы – для раскроя ткани, средних размеров- для обработки краев изделия и разрезания ниток, маленькие с загнутыми концами- для обрезания рабочих ниток.
Пяльцы – специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании. Они бывают деревянные, металлические и пластмассовые круглой, квадратной и прямоугольной формы.
Наперсток предохраняет средний палец правой руки от проколов иглой, помогает делать четкие проколы в плотной ткани.
Калька применяется для переводов рисунков с оригинала.
Копировальную бумагу лучше выбирать цветную, уже бывшую в употреблении. Она меньше пачкает ткань.
Карандаши простые должны быть твердо-мягкими (ТМ), остро заточенными.
4. Зарисовка узоров.
В традициях, созданных многими поколениями народных мастеров, вырабатывались и способы перенесения узоров на ткань.
В старину копировали узоры свободных вышивок прямо с вышитых изделий, прикладывая их к оконному стеклу и обводя на полотне для вышивания контуры углем. Переносили их также с помощью свинца, алюминия, мыла, мела и намачивания.
В наше время существует несколько способов перевода рисунка на бумагу. Рабочий рисунок переводят с оригинала с помощью прозрачной бумаги(кальки), с помощью стекла, алюминиевой ложки или кусочка копировальной бумаги.
Чтобы изменить размер рисунка-узора, сначала готовый рисунок нужно разделить на одинаковые квадраты произвольной величины. Затем на бумагу, приготовленную для увеличения или уменьшения, нанести сетку из квадратов большего или меньшего размера. Затем последовательно, из квадрата а квадрат, аккуратно перенести рисунок на бумагу. Чем мельче берется сетка, тем точнее будет воспроизведен рисунок.
5. Нанесение рисунка на ткань.
В зависимости от цвета ткани и фактуры, техники вышивания, характера и размещения рисунка на изделии существует несколько способов его нанесения (перевода) на ткань.
Самый простой способ перевода рисунка на ткань- при помощи копировальной бумаги. На выглаженную ткань к местам будущей вышивки накладываем бумагу (желтую- для темных тканей, зеленую, красную – для светлых). Остро отточенным карандашом аккуратно обводим контуры рисунка.
На тонкие, прозрачные ткани узор можно перенести с помощью стекла, под которым стоит лампа. Для этого на стекло кладут узор, а сверху ткань и скрепляют их булавками. Включают свет и обводят контуры рисунка мягким острым карандашом.
На темные, блестящие и ворсовые ткани рисунок переводят с помощью прозрачной бумаги (папиросной, кальки). Рисунок, переведенный на бумагу, накладывается на ткань и прошивает по контуру рисунка частыми стежками шва « вперед иглу».
Перевод рисунка «припорохом» на бумагу, полотно, шелк, бархат, сукно выполняется с помощью трафарета, с помощью трафаретов- сколков.
Провести инструктаж по охране труда при работе с тканью.
1) Общие требования безопасности.
2) Требования безопасности перед началом работы.
3) Требования безопасности во время работы.
4) Требования безопасности в аварийных ситуациях.
5) Требования безопасности по окончании работы.
1) Выполнить увеличение рисунка для вышивания до размера 12 х 12см.
2) Перевести рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги.
1.И.п. – стоя прямо за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руки опираются о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы.
1.И.п.- стоя. Поднять левую(правую) ногу. Разгибать и сгибать (оттянуть носок вниз, носок на себя).Упражнение выполняется в быстром темпе. Повторить 10-12 раз каждой ногой.
3.И.п.- стоя, поднять левую (прямую)ногу. Выполнить круговые движения стопой.
1. Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке вы познакомились еще с одним видом вышивки – художественной гладью. Это один из самых сложных и интересных видов вышивания, который требует от вышивальщицы не только совершенного освоения приемов, но и умения подбирать цветовую гамму, фантазии и хорошего вкуса. Освоив этот вид вышивки, вы сможете украсить свой дом оригинальными, эксклюзивными вещами, доставив радость себе и своим близким.
Вышивка как древнейшее искусство. Примеры и иллюстрации
- 01 марта 2017 17:00:29
- Отзывы :
- Просмотров: 5580
- Вышивка как древнейшее искусство. Примеры и иллюстрации
Вышивка, как вид искусства, возникла в давние времена и передавалась из поколения в поколение. Давность существования вышивки в Украине подтверждается археологическими находками еще эпохи палеолита, например в Мезине на Черниговщине. При раскопках захоронений еще первых веков нашей эры археологи находили шерстяную одежду (вернее, ее остатки), украшенные разноцветной вышивкой.
Когда именно вышивка появилась в Украине, определить не удалось. Однако установлено, что материалами, которые использовались для создания вышивки, тогда были кожа, ткань, шелк, войлок. В музеях Европы сохраняются старые образцы местной вышивки, и относятся они к V веку.
Что касается украинской вышивки, то она сохранилась лишь за несколько последних столетий, а лучше всего представлена только с XIX в. Вышивка создавалась нитками – шелковыми, шерстяными, льняными, также использовались драгоценные камни, жемчуг.
Вышивка известна еще со времен эпохи позднего неолита и начала бронзового века, от племен Трипольской культуры. Элементы вышивки и ее орнаментов, которые использовались еще сарматами, трипольцами, скифами, можно встретить и на современной вышивке народных мастеров.
Древнейшие находки изобразительного искусства датированы еще в VI в., их находили возле села Мартыновка Черкасской области. Среди этих находок были статуэтки, изображающие древних жителей сел. Мужские фигурки были одеты в широкие длинные рубашки, на уровне груди у них была узорная вышивка. Именно такую одежду сто лет назад носило почти все украинское крестьянство. Также находили пластинки, на которых были высечены изображения воинов. Подобные пластины находили также на Балканах, археологи считают, что они были туда завезены славянами из Поднепровья. Эти изображения очень точные и детальные, на одежде воинов можно разглядеть мельчайшие детали, даже орнамент вышивки.
Как свидетельствовали в большинстве своем путешественники, славяне Киевской Руси наряжались в вышитую одежду и после Х века также. Подтверждение этого можно видеть в Ипатьевской летописи 1252 году, где описана одежда Даниила Галицкого – на одной из важных торжественных встреч он был одет в обшитый мережками жупан. Мастера, умеющие профессионально вышивать, пользовались уважением среди жителей. В XI веке работала первая вышивальная школа, которую организовала сестра Владимира Мономаха, Ганка. Девушки в этой школе учились вышивать серебром и золотом. Упоминают наши вышиванки и иностранные путешественники, путешествовавшие в XVI-XIX вв. Сохраняются вышиванки, созданные в казацкие времена XVII-XVIII вв. Среди центров искусства вышивки можно назвать Качановку на Черниговщине, Григорьевку Киевской области, Большую Буримку на Черкащине и многие другие. Можно заметить, что языческие орнаменты и символика сохраняются и до наших дней на иконах XV в. и более поздних.
В Черкасской области были найдены бляшки из серебра с выбитыми фигурками мужчин, происхождением от V в. При детальном исследовании была установлена идентичность одежды и вышивки, сделанной на украинском народном костюме XVIII-XIX вв.
Скифский праздничный костюм очень щедро украшали орнаменты из золотых нашивок, на которых были изображены грифоны, львы, олени. На костюмах также была аппликация из кусочков цветной кожи, кроме того они были украшены декоративными швами. По краям воротника, на подоле, на рукавах и посреди спинки изделия проходил узор из полос, выложенных в геометрическом орнаменте. Не обошли мастера и мужские брюки, которые тоже были богато украшены. Орнаменты в виде кружочков, завитков, ромбов, спиралей и зигзагов. В Гаймановой Могиле (IV в.) была найдена чаша, на которой изображение одежды скифских царей украшали орнаменты из двойных спиралей. Лампасы на этих брюках напоминали волны своими двойными полосами. Раскопки кургана Толстая Могила позволили реконструировать одежду, на которой рукава и воротник были украшены нашивками из золота с изображением грифона и льва, раздирающих лань.
О том, что уровень искусства вышивки был очень высоким, свидетельствует также одежда сарматов. Она показывает расслоение населения с точки зрения социально-экономической. Одежды богатых женщин были роскошными, украшались золотым шитьем, в то время как одежда бедных женщин была скромной и украшена только бусинами. Интересные находки женского сарматского наряда были обнаружены археологами в захоронениях кургана Сватова Лучка, Луганская область. Одежда оттуда была пышно украшена вышивкой, мелкими бусинками, бисером.
Раскопки Соколовой Могилы вообще стали сенсацией: захоронение было одним из немногих, которые не успели ограбить, и в нем нашли одежду богатой сарматки, точнее ее остатки, с золотым шитьем по шелковой ткани, имевшей насыщенный пурпурный цвет. Захоронение находится в селе Ковалевка, Николаевская область. Эта вышивка датируется I веком нашей эры, ее можно считать самой древней из известных. Реконструкция композиции свидетельствует о том, что одновременно с наличием шитья орнаментального существовали и сюжетные изображения. Они украшали одежду жрицы, которая выполняла, вероятно, ритуальные обряды, скорее всего по отношению к культу плодородия. Техника выполнения вышивки – золотое шитье «в прикреп». Отмечался узор, по которому выкладывались золотые нити, прикреплялись к ткани, скорее всего желтой нитью, которая со временем истлела.
Каждый элемент рисунка, узора очерчивался золотым контуром, что придавало вышивке необычайную выразительность, к тому же очень детально был прорисован сам рисунок. Интересен факт, что использованная на одежде жрицы, найденной в Соколовой Могиле, техника «в прикреп» в Византии Киевской Руси стала известной только в XII в. Захоронение богатой сарматки показало в вышивке неизвестную до сих пор технику – пряденого золота. По этой технике шелковая нить обпрядалась узкой лентой из чистого золота, нить витками накручивалась так плотно, что создавалось впечатление цельнозолотой нити. Вообще вышивка, найденная в Соколовой Могиле, является очень ценным источником для детального и глубокого исследования древнего золотого шитья. Она показывает высокий профессиональный уровень мастеров, у которых было очень развито чувство орнамента и у которых были совершенные художественно-образные навыки выражения своего видения мира. Найденная одежда с вышивкой своим уровнем мастерства показывает, что до нее вышивка прошла достаточно долгий и качественный путь развития.
Как ни печально, но Вторая мировая война имела последствия, причем роковые для различных произведений искусства. Захватчики как фашистско-нацистские, так и большевистские, не стесняясь вывозили экспонаты из музеев, вывозили частные коллекции, причем как при нападении, так и при отступлении. Если не успевали или не имели возможности вывезти – жгли огнем, расстреливали, взрывали. Не обошла эта судьба и вышивку – много экземпляров пропало и было уничтожено.
Однако после войны, через два года, был основан первый Госинститут прикладного и декоративного искусства во Львове. Это и стало первым шагом к восстановлению и возрождению этого удивительного искусства.
Вышивка с историей. 5 видов вышивания, которые стоит попробовать
Вышивка — далеко не только крестик, бисер и гладь. Это великое разнообразие техник. Некоторые из них появились относительно недавно, а некоторые имеют богатую историю, которая исчисляется столетиями. Второй категории мы решили посвятить сегодняшнюю статью. В нее вошли пять видов вышивания, которые очень привлекают нас. Думаем, и вы не останетесь к ним равнодушными.
№1. Блэкворк
Вышивка блэкворк — вышивка черными нитями по белому полотну. Узоры, которые характерны для этой вышивки, напоминают старинное кружево и так и манят окунуться с головой в прошлое и воспроизвести таинственные рисунки.
Блэкворк относится к счетным типам вышивки. В основе техники лежит шов “гольбейн”, похожий на шов “бэкстич” (“назад иголку”). Его особенность заключается в том, что с лицевой и изнаночной стороны этот шов выглядит одинаково.
Родиной блэкворка считается Восток, оттуда эта вышивка попала в Испанию, а потом в другие европейские страны. В XVI веке техника получает распространение в Англии благодаря первой жене английского короля Генриха VIII Екатерине Арагонской, дочери основателей испанского государства Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Вышивкой блэкворк заменяли кружева на манжетах и воротниках. Дело в том, что производство кружев в то время облагалось высоким налогом, поэтому многим они были не по карману.
С развитием текстильной промышленности и распространением цветных красителей о вышивке блэкворк почти забыли. Сейчас можно говорить о некоем возрождении техники. Создаются схемы по вышивке блэкворк, производятся наборы, печатаются книги об этом виде рукоделия.
Сегодня в технике “блэкворк” вышивают подушки, игольницы, декоративные подвески, ёлочные игрушки, картины, различные аксессуары, например, чехлы для телефона, косметички, ремни. Вышивку с элементами блэкворка можно встретить в оформлении блокнотов, закладок для книг, шкатулок… и даже на одежде.
По сей день вышивка блэкворк выполняется преимущественно черными нитями по белому или кремовому полотну. Однако часто встречаются и цветные узоры в этой технике. К слову, в современных дизайнах черной вышивки кроме гольбейна нередко используются и другие швы, например, крест, полукрест, бэкстич.
Подробнее о вышивке блэкворк читайте в статье “Черное и белое, день и ночь — вышивка блэкворк ”.
№2. Ассизи
Вышивка ассизи — особая техника вышивания “с пробелами”, в которой стежки наносятся за рисунком. В ней используются разные виды крестов, в том числе обычный (непосредственно для заполнения фона), а также тот самый шов “гольбейн”, который характерен для вышивки блэкворк. Основные цвета, используемые для техники “ассизи”, — красный, синий, зеленый, желтый или золотой.
Если вы встретитесь с традиционным вариантом вышивки ассизи, у вас сразу же возникнет ассоциация со Средневековьем, рыцарями, замками, драконами и так далее. Основными мотивами для вышивки издревле являлось изображение животных и мифических персонажей, а также цветов.
Зародилась техника в XIII веке в итальянском городе Ассизи. По одной из версий ее возникновения, святой Франциск Ассизский привез из крестового похода восточную вышивку, которая стала прообразом вышивки ассизи, первоначально украшавшей церковную утварь. Техника достигла расцвета в эпоху ренессанса, перенесясь в светские гостиные (ранее ассизи была занятием монахинь).
Постепенно это древнее искусство, как многие другие виды вышивания, было забыто, вплоть до XX века о нем почти не вспоминали. Вторую жизнь вышивка ассизи получила благодаря современным итальянским рукодельницам.
Технику используют в украшении покрывал, наволочек, пододеяльников, полотенец, салфеток и других вещей, которые помогают в создании уютной атмосферы.
Сегодня есть не только схемы, но и наборы для вышивания в технике “ассизи”, которые вызывают всё больший интерес среди рукодельниц.
Подробнее о вышивке ассизи читайте в статье “Вышивка “наоборот”. История итальянской техники ассизи”.
№3. Сашико
Сашико — одна из традиционных японских техник вышивания. В чем-то она схожа с вышивкой блэкворк, о которой мы рассказывали выше. Чаще всего, сашико выполняется белыми нитками на темно-синей ткани швом “вперед иголку”. С японского языка сашико переводится как “прокол”, что хорошо отражает суть этого простого, но красивого способа вышивания.
В основе техники лежат повторяющиеся (рифмованные) узоры, иногда — центровой рисунок с более конкретным изображением, например, цветком или животным. Перед вышивкой рисунок наносится на ткань.
Несколько веков назад вышивка сашико имела совершенно бытовое назначение: с помощью нее сшивались куски ткани, чтобы одежда была более прочной и теплой. Появилась эта техника в довольно трудное время для страны — эпоху правления клана Токугава, который установил военную диктатуру (XVII-XIX вв). Простое население жило очень бедно, от сезона к сезону крестьянам приходилось носить одну и ту же одежду: страна была закрыта от всего мира из-за протекционистской торгово-экономической политики, торговля тканями была затруднена. Ветхие вещи приходилось постоянно штопать: сшивать несколько кусков ткани, простегивать их для придания вещам прочности.
Но творческий народ Японии превратил рутинную работу в настоящее искусство: японцы стали вышивать на одежде интересные витиеватые орнаменты, которые впоследствие привлекли внимание аристократии.
Почему именно синий и белый цвета? Все довольно просто: крестьянам было запрещено носить яркую одежду, единственный краситель, который был им доступен, — растение “горец” или полигонум, который широко распространен в Японии. Из него получали оттенок индиго (темно-синий). На темной ткани хорошо были видны только белые нити, поэтому такое сочетание (белое на синем) стало традиционным для сашико.
Сейчас сашико снова в моде! Элементы японского стиля всё чаще можно заметить в интерьере, одежде и аксессуарах. Сашико очень хорошо смотрится на текстиле: одеялах, подушках, полотенцах… Иногда эту технику объединяют с техникой “пэчворк”, что дает поразительные результаты.