Мягкие книжки для малышей для познания мира на ощупь
О мягких развивающих книжках
В раннем возрасте у детей высокая потребность в тактильных ощущениях. Такого активного взаимодействия не выдерживают книги из обычной бумаги — они быстро рвутся и могут поранить краями. Поэтому для детей самого младшего возраста, книги делают из толстого картона со скругленными краями. Эти книжки безопасны, но на ощупь они все одинаковы. Повысить интерес ребенка к взаимодействию с книгой можно, используя текстильные материалы, как основной материал для создания книги. С книжечкой, у которой листы изготовлены из ткани, можно играть как с игрушкой, что невозможно делать с бумажным или картонным экземпляром.
В промышленных масштабах мягкие тканевые книжки не производятся. Большая их часть — плод стараний народных мастериц в Интернете. Однако, ещё ценнее, когда эта книжечка выполнена руками близкого вашему ребенку человека (мамы, бабушки, сестры), она становится индивидуальной.
В большинстве своем, содержательной частью изготовленных книжек становятся различные тематические страницы. Например, разместить цифры на липучках в правильном порядке; завязать шнурки на миниатюрных ботиночках; открыть окна домика и посмотреть, кто там живет; поместить фрукты на деревья.
Изготовление такой книги — дело затратное: часто требуются дорогие материалы и много свободного времени. Получившуюся мягкую книжку очень важно уметь «читать» малышу. Только в этом случае ребенок уделит ей заслуженное внимание и ваши старания не окажутся напрасными.
Вот несколько моментов, на которые мы предлагаем обратить внимание.
Не превращайте книжку в объект искусства. Чем выше уровень швейного мастерства, тем больший соблазн использовать дорогие материалы, создать высоко детализированные сцены, сделать изображения реалистичными. Стоимость такой книжки окажется несоизмеримо высокой. В итоге получится настоящее произведение искусства, которое (признайтесь), жалко будет дать детям в руки. Оно, конечно, будет безупречным доказательством вашего опыта, но не стоит ожидать такого же восторга от двухлетнего малыша. Помните, для кого вы делаете книгу (не для себя ведь?).
Соблюдайте последовательность. Зачастую, страницы мягких книжек не связаны между собой единой логической нитью. Получается просто набор заданий для ребенка, который не подозревает, что ждет его на следующей странице. А там новое задание, не требующее знаний с предыдущих страниц; нет стимула следить за «повествованием». Безусловно, и такие книжки расширяют кругозор, развивают тактильную чувствительность, память, логическое мышление, но не приучают к последовательному изложению материала, формированию причинно-следственных связей.
Подумайте о тематических книжках, поэтапно, от простого к сложному, рассказывающих о конкретных областях жизни. Например, «Погода и одежда», «Огород», «Транспорт», «Школа».
Очень хорошо подходят книжки по известным сказкам. Персонажи сказок лучше запоминаются, когда каждого из них можно потрогать (важно подбирать соответствующий материал). Такие сказки ребенок охотнее пересказывает.
Не распыляйте внимание. Не размещайте на одной странице множество мелких объектов. Ребенку проще сконцентрироваться, если в поле зрения попадает небольшое количество деталей. Это не проблема, когда вы следуете предыдущему правилу (последовательность) — сделайте на каждый значимый рисунок отдельную страницу.
И еще коротко о некоторых принципах:
Создавая мягкую книжку | |
Достоверность | Слон не может быть в клеточку, а лиса зелёная |
Последовательность | Принцип — от простого к сложному |
Индивидуальность | Рассчитана на конкретного ребёнка |
Узнаваемость | Иллюстрации и картинки совпадают с реальностью |
Доступность | Можно потрогать, погладить, переместить, вытащить. |
Тематичность | Разделение по темам (времена года, животные, растения. ) |
Яркость | Цвета иллюстраций должны быть сочными |
Экологичность | Ткани не должны линять, обладать электростатичностью |
Безопасность | Не использовать мелкие детали, ткани вызывающие аллергию (ворс, люрикс) |
Особенности мягких книжек
Стоит сделать очень важное замечание: мягкая книжка займет внимание ребенка лишь немногим больше, чем обычная картонная. Речь идет именно о времени. Разумеется, опыта и знаний от контакта с такой книгой малыш получит гораздо больше. Тем не менее, уже через пару месяцев она ему уже будет абсолютно неинтересной.
Стоит постоянно думать об этом, перечисляя особенности мягких книжек. А вот и они.
Высокая стоимость. Мягкая книжка — штучная работа, работа затратная и длительная. Выполнение на заказ будет стоить недешево.
Если у вас есть достаточно свободного времени, сделайте книжку сами (чаще всего так и делают). Вам будет проще «читать» собственноручно «написанную» книгу. Потому что, настоящая.
. индивидуальность мягкой книжки — это не имя вашего ребенка на обложке книжки. Индивидуальность заключается в способе подачи обучающего материала, наиболее понятным, именно вашему малышу, образом. Примеры (вещи), содержащиеся в книге, должны быть взяты из ближайшего его окружения. В таком случае, рассматривая книгу, вы сможете буквально указывать пальцем на прообразы книжных героев (объектов). Прекрасно если у вас есть такая возможность, так как.
. мягкую книжку нужно уметь читать. Хоть она и называется книжкой, но в ней нет напечатанного текста. Текст нужно каждый раз воспроизводить, опираясь на иллюстрации книги. Если книга изготовлена не вами, изображенное в книге, может показаться не очевидным для вас самих. «Прочтите» её несколько раз совместно, а затем спокойно отдайте на самостоятельное изучение. Не беспокойтесь.
. мягкая книжка выдерживает самое изощренное обращение. Посмотрите, что обычно происходит с картонными книжками: уголки погрызены, страницы надорваны или оторваны вовсе. Если вы заметите подобное (заметьте, вполне естественное для ребенка) обращение с книгой, скорее всего, попытаетесь остановить малыша. А что с мягкой книжкой? — Её можно свободно скручивать, растягивать, мять, мочить, а значит и стирать, сушить, гладить. Когда книжка станет ненужной, можно постирать её и передать другой семье.
Мягкие развивающие и обучающие книжечки отличный материал для работы с детьми от года до школьного возраста. Они с успехом могут быть использованы и в детских дошкольных учреждениях. А, учитывая все вышеперечисленные особенности, нам кажется, что именное в подобных учреждениях затраты на создание мягких книжек становятся полностью оправданными.
На примере наших собственных мягких книжечек можно познакомиться с их разнообразными формами и содержанием.
Тактильная книга: требования, методика, работа
Термин «тактильная книга» появился не так давно и означает особую книгу для особого ребенка. Толковый словарь трактует слово «тактильный» как «осязательный».
Тактильная книга — это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка (название книги, оформление одежды), вязание крючком и спицами (растения), мягкая игрушка (главные герои, животные), бисер (дождь, лужи — ощущение мокрого и холодного), соленое тесто (лица) и т.д.
Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), слепой ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.
Главная функция тактильных книг — помощь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. По словам доктора педагогических наук В. П. Ермакова, широкое использование тактильной книги в учебно-воспитательном процессе «позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт».
Описание Российского стандарта тактильных книг
для маленьких слепых детей
1. Различают два вида тактильных книг:
§ ассоциативная книга – сказки, рассказы и т.д., т.е. альтернативный вариант плоскопечатной детской книги с цветными изображениями;
§ дидактическая книга (развивающая). Должна изготовляться тифлоспециалистами. Предназначена для помощи в обучении, познании окружающего мира.
2. Основные требования к тактильной книге:
§ Безопасность – избегать острых, колющих, режущих деталей, а также ядовитых материалов, которые ребенок может взять в рот.
§ Прочность книги
3. Используя опыт финских коллег, необходимо обратить внимание на некоторые моменты при изготовлении тактильных книг:
§ Не очень большой формат книги, чтобы ребенок мысленно мог охватить всю страницу.
§ Книга не должна быть тяжелой.
§ По возможности, страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь, уголки страницы – закругленными.
§ Должно быть небольшое количество предметов на странице, чтобы ребенок мог сконцентрировать внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали.
§ Цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим.
§ Цвета не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза.
§ Четкий контраст фона и предмета на ощупь и по цвету.
§ Изображения максимально приближены к настоящим предметам (узнавание предметов).
§ У животных изображаются все четыре конечности, желательно, оба уха, рога, и т.д., чтобы у ребенка не складывалось неправильного представления.
§ Максимально задействуются другие органы чувств, помимо осязания – слух, обоняние, и т.д., т.е. используются предметы, издающие звуки, запахи.
§ Широко используются всевозможные карманы, кошельки, мешочки, которые можно закрывать и открывать, что-то в них класть и вынимать.
§ Методы изготовления: различные аппликации (ткань, дерево, бумага, и т.д.), мягкая игрушка, и т.д.
§ Отдельные предметы и персонажей книги лучше прикрепить к книге с помощью шнурков, липучек, заклепок, и. т.д.
§ Если какой-либо предмет или персонаж повторяется на нескольких страницах книги, необходимо сохранять размер этого предмета, чтобы ребенок не перепутал его с другими.
§ Для узнавания верха и низа книги внизу каждой страницы пришивается выпуклая тесьма, шнурок.
§ Книги сопровождаются брайлевским текстом, иногда и крупнопечатным.
§Текст может быть расположен как на каждой странице, как основание для иллюстрации, так и в виде отдельной книжки.
§ Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурки, липучки, и т.д., лучше, чтобы книга закрывалась (на завязки, липучки, кнопки, и т.д.).
§На обратной стороне книги – карман с выходными данными издания.
Изготовление тактильной книги: советы
Руководство по созданию авторской мягкой развивающей книжки
В. З. Денискина Тактильная рукодельная книга в реабилитации незрячих и слабовидящих детей. Здесь.
“Использование мягких развивающих книжек, сделанных своими руками, в работе с дошкольниками.”
учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему
«Чудо – книжка» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Её можно использовать на любых видах занятий, развлечений, в игровой и самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов, для коррекционных игр. Это пособие является одним из вариантов организации предметно-развивающей среды в детском саду. Эту многофункциональную игрушку рекомендую использовать в своей работе не только воспитателям, но и логопедам, психологам и дефектологам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_konkurs_izyuminka.doc | 371 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад № 129
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЯГКИХ РАЗВИВАЮЩИХ КНИЖЕК, ИЗГОТОВЛЕННЫХ СВОИМИ РУКАМИ, В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
воспитатель Самойлова Наталья Валерьевна
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, а задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка.
Мягкие развивающие и обучающие пособия – отличный материал для игры детей дошкольного возраста.
Развивающие мягкие книги, которые я изготавливаю сама, с успехом использую в своей работе с детьми, поскольку данные пособия соответствуют принципам ФГОС ДОО, они содержательно – насыщены, полифункциональны, доступны, безопасны, трансформируемы.
Сама по себе мягкая книжка обладает массой приятных свойств: она необычна и приятна на ощупь. Книга сшита из ткани; иллюстрации, изготовлены из фетра в форме аппликаций. При необходимости можно сделать съёмные страницы. Бусины, пуговицы, крючки, кнопки, люверсы, ленточки, резиночки, ракушки крепко пришиты. Можно использовать магниты, пищалки, делать шуршащие элементы.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через мир его личных ощущений, действий, переживаний. Диапазон его чувственного опыта зависит от того, насколько ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.). В младшем дошкольном возрасте вследствие возрастных психологических и физических особенностей необходимо повышать интерес к познанию нового. Так по наблюдению психологов, ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30% – 40%.
Дети этого возраста активно познают мир по принципу: “Что вижу, с чем действую, то и познаю”. Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениях ребенка за реальными явлениями. Поэтому с помощью мягких книг, знакомить детей с окружающим миром намного интересней.
Дидактический материал в книге можно дополнять персонажами, тем самым расширять познавательный интерес. На каждой странице книги есть несколько вариантов игр и упражнений. Дети легко могут самостоятельно играть этим пособием: рассматривать, щупать, манипулировать персонажами, сочинять новые истории, сказки и игры, помещая своих героев на других страничках. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой книге, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Книги охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования.
Социально – коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и др.), об особенностях природы, временах года и т.д.
Речевое развитие направлено на овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой.
Художественно- эстетическое развитие предполагает понимание мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие предполагает развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
Дидактическое пособие – книжка-малышка используется в индивидуальной и самостоятельной деятельности детей. В обучение через пособие – не существует жёстких нормативов, выполнит ли ребёнок данное задание с первого раза или с пятого, воспользуется помощью один или десять раз. Главное – заинтересовать ребёнка к такой деятельности. И даже если у малыша не с первого раза получится выполнить то или иное задание, он каждый раз делает пусть маленький, но шаг вперёд, навстречу знаниям, а это есть процесс развития.
Достоинства развивающих книжек:
1) В представленных развивающих книжках собраны различные элементы и задания, развивающие мелкую моторику малыша, крепления на липучке, кнопках, пуговках, молниях.
2) Игры с книжкой создают благоприятный эмоциональный фон, учат подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.
3) Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4) Развивается воображение и фантазия.
5) Долгосрочность и универсальность использования книжки (сначала просто рассматривание ярких картинок, тактильные действия с пуговками, бусинами, шуршащими элементами, а в последующем выполнение заданий родителей на логику, мышление, сопоставление, счет).
6) Книжку можно при необходимости стирать.
7)Возможно менять странички, героев, дополнять различными персонажами.
Различные застежки, шнуровки, бусины превратят книжку в развивающее пособие по системе Монтессори. Пуговички не только обозначают серединку цветка, но и тренируют у малыша мелкую моторику. Если пуговички и шнуровки подходят малышам, начиная примерно с полутора лет, то открывающие элементы, скрывающие маленькие сюрпризы, будут интересны и самым маленьким первооткрывателям. Для развития мелкой моторики, возможности игровых действий пособия дополнены съемными деталями на липучках, пуговицах, кнопках. Это придало книжкам динамичность и интересность. Чем больше разнообразных интерактивных элементов используется, тем дольше книжка будет развлекать, удивлять и развивать малыша!
Работать с пособием легко и удобно, оно безопасное, «подвижное», и сразу несколько детей могут с ним играть одновременно самостоятельно. В любое удобное время ребенок просто открывает и с радостью повторяет пройденное, играет, рассматривая книжку. Книга подойдет как для групповых занятий, так и для индивидуальной работы с детьми (отработке определенных навыков, закрепления материала), с дошкольниками всех возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (например, для малышей – застегни, расстегни, спрячь, найди, а старшим детям – задания, подразумевающие умение рассказывать, описывать, считать и т. д.).
Книжки можно делать по темам, например «В мире животных», «Новогодняя», «По стихам Агнии Барто», « Цвет и счет», «Айболит», «Азбука» и т.д.
«Чудо – книжка» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Её можно использовать на любых видах занятий, развлечений, в игровой и самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов, для коррекционных игр. Это пособие является одним из вариантов организации предметно-развивающей среды в детском саду. Эту многофункциональную игрушку рекомендую использовать в своей работе не только воспитателям, но и логопедам, психологам и дефектологам.
Благодаря своим интересным и увлекательным заданиям, ярким, красочным аппликациям и симпатичным персонажам, эти книги заинтересовывают детей, делают игры эффективными, увлекательными, разнообразными и продуктивными.
Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений «Чудо-книжка для малышки»
Светлана Смирнова
Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений «Чудо-книжка для малышки»
Работая с детьми раннего и младшего возраста, наблюдая за ними, за их действиями с предметами мы поняли, что одним из главных способов познания ребёнком окружающего мира являются тактильные ощущения. Перебирая в пальцах предметы, ребёнок знакомится со свойствами и качеством этих предметов, с материалами из которых они сделаны. В. А. Сухомлинский писал «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев». Тренировка мелкой моторики – очень важное дело, т. к. игры на тактильные ощущения развивают у детей восприятие через прикосновение и благотворно влияют на умственный потенциал ребёнка.
Было решено изготовить компактное методическое пособие включающее в себя упражнения на развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений.
. Цель данного пособия – способствовать развитию у детей зрительного, сенсорного и тактильного восприятия. Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление и речь. Сначала всё должно происходить под руководством взрослого, а лишь затем – самостоятельно.
Ребёнок просто водит пальчиком по изображению на странице, получая при этом тактильную информацию о предметах.
Знакомится с частями суток, явлениями природы.
Знакомится с геометрическими фигурами, формой, цветом. Учится работать с липучками.
Знакомится с явлениями окружающей жизни, транспортом. Получает начальные знания о ПДД. Учится работать с липучками и пуговицами.
Получает представление о жизни животных и птиц, среде их обитания. Учится работать с кнопками. Знакомится с цветами радуги.
пражняется в умении работать с прищепками и определять на ощупь содержимое каждой морковки.
Упражняется в умении расстёгивать и застёгивать «молнию», пуговицы и помогает гусенице пройти сквозь отверстия.
Знакомится с обитателями водоёмов. Совершенствует навык работы с кнопками, «молнией», двигающимся предметом на ленте.
Каждая страница книги имеет сбоку липучку, что позволяет, пользоваться книгой сразу нескольким детям.
Игры сделанные своими руками обладают особой энергетикой и именно поэтому они часто оказываются лучше купленных.
Дидактическое пособие для игр по развитию тактильных ощущений «Колобок» Дидактическое пособие для игр на тактильное ощущение «Колобок». Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может.
Дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук «Ладошки» ИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЛАДОШКИ» Автор: Плюта Наталья Михайловна, старший воспитатель МБДОУ ДС № 3 «Вишенка». Описание работы: Дидактический.
Игры для развития мелкой моторики пальцев рук малышей Основные задачи дидактических игр с прищепками. -развитие мелкой моторики рук. -формирование умения подбирать прищепки нужного цвета к.
Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.
Книжка-самоделка для развития мелкой моторики Здравствуйте, уважаемые коллеги! Позвольте представить Вашему вниманию книжку-самоделку для развития мелкой моторики, предназначенную для.
Коврик для развития мелкой моторики рук для малышей своей группы я придумала вот такой коврик. он служит не только для развития мелкой моторики рук,но и для соотношения количества.
Коврик с пробками для развития у детей мелкой моторики рук и сенсорного развития Коврик с пробками Возраст: для детей младшей группы Описание материала: игра изготовлена с целью развития у детей мелкой моторики рук и.
Мини-бизиборд. Клавиатура для развития тактильных ощущений и сенсорного развития i] Клавиатура предназначена для развития тактильных ощущений и сенсорного развития. Включает в себя несколько блоков игр: Блок первый:.
Пособие для развития мелкой моторики рук. Фотоотчет Фотоотчет. Пособие для развития мелкой моторики рук. “Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев”- так говорил В. А. Сухомлинский.
Тренажер для развития мелкой моторики рук «На полянке» Доброго времени суток! Хочу представить Вам тренажер для развития мелкой моторики рук “На полянке” В нашем детском саду проходит конкурс.
«Умная» книжка для ваших детишек. Делаем своими руками
Современные мамы полны энтузиазма: им хочется мастерить для своих деток что-то полезное и красивое. Мы посоветовались с детским психологом и готовы рассказать вам о том, как сделать своими руками красочное развивающее текстильное пособие для ребенка, какие элементы добавить в книгу и зачем.
На радость маме
Мягкая книжка необычна и приятна на ощупь. Ее можно мять, крутить, мочить – вред будет причинен минимальный. В любом случае, книгу можно постирать и погладить, и она прослужит вам еще долгое время. При необходимости странички можно заменить или добавить новые. Книги из ткани дают больше возможностей по сравнению с бумажными: в них можно разместить множество деталей, разных по размеру и фактуре.
Прелесть самодельной «умной» книжки заключается еще и в том, что для ее изготовления вам не потребуется большого вложения средств – ее вполне можно смастерить из подручных материалов, которые найдутся дома. И вовсе не обязательно быть опытной швеей – сделать такую книгу достаточно легко, необходимы только желание и фантазия. Без сомнения, это занятие станет для вас очень увлекательным процессом.
Итак, как же сделать развивающее пособие для ребенка самостоятельно, и как такая книга может выглядеть?
Что понадобится?
Прежде всего, разберемся с материалами.
В качестве наполнителя для обложки и деталей книги подойдут поролон, синтепон, холлофайбер, вата. Если вы хотите сделать обложку более жесткой, то можно использовать картон. В качестве материала для страниц подойдет такая ткань, как фетр, флис, трикотаж, хлопок, шелк, ситец, лен. Для деталей лучше использовать фетр – он мягкий и приятный на ощупь.
Выбирайте ткани ярких оттенков – они более привлекательны для детей, особенно совсем маленьких. Следите за тем, чтобы цвета предметов, помещаемых в книгу, соответствовали реальности: к примеру, кошка не должна быть зеленой, а речка – розовой. В противном случае, вы рискуете дезориентировать ребенка. Также старайтесь подбирать подходящий рисунок на ткани. Если воздушный шарик может быть, скажем, в цветочек, то елка – нет.
Кроме того, для изготовления мягкой книжки вам могут понадобиться:
С чего начать?
Перед тем как приступить к шитью книги, следует:
- определиться с тем, сколько будет в ней страниц;
- решить, каким образом страницы будут крепиться между собой (сделать это можно с помощью полосок из ткани, ленточек, шнуров или колец);
- подумать над тем, какие материалы вы будете использовать в работе и сколько примерно их потребуется; убедиться в наличии таких материалов у себя дома;
- нарисовать или подобрать выкройки, если они вам понадобятся (что-то подходящее можно найти даже в детских раскрасках);
- детально продумать сюжет страничек (содержание книжки может быть как тематическим, так и свободным);
- выбрать форму и размер изделия. Книга может иметь форму не только какой-то геометрической фигуры (такую, кстати, проще всего сшить), но и цветка, облачка, машинки – на что вашей фантазии хватит. Главное, чтобы задуманное не расходилось с тематическим содержанием книги. Выбирайте книгу среднего размера: велика вероятность, что на маленьких страничках вы не сможете разместить всю информацию, которую планировали, а при разглядывании больших ребенок будет теряться и быстро уставать.
Идеи оформления книги
Природа
С помощью своей книги вы можете познакомить ребенка с окружающим миром: временами года, явлениями природы, животными, растениями.
Герои сказок
Прекрасная идея — книга по мотивам известной сказки. Малыш будет в восторге от возможности поиграть с любимыми персонажами. Выбирайте за основу сюжета произведение или мультфильм, которые нравятся вашему ребенку, тогда книжка будет особенно любима им.
С развивающей книжкой ребенок может получать новые знания в игровом процессе. За основу можно взять игру в пазлы или прятки. Малышу понравятся и такие варианты, как поиск сокровищ, строительство дома, сбор урожая.
Буквы, цифры, формы, цвета
Книга может знакомить ребенка с геометрическими фигурами, алфавитом, числами, временем; обучать чтению и счету. В ней может быть сделан акцент на изучение цветов предметов.
Для мальчиков
Ваше произведение может стать пространством, по которому гоняют мяч футболисты, звездным небом или дорогой. Страницы книги могут рассказывать о транспорте, строительной технике.
Для девочек
Можно выбрать девчачий вариант: главной героиней произведения является кукла, а непосредственно сама книга – ее дом. На страничках с отдельными комнатами куклу можно укладывать спать, наряжать, расчесывать и заплетать, сажать обедать, купать. В центре сюжета может быть и гостеприимная хозяюшка.
Какой бы вариант вы ни выбрали, помните, что вами создается уникальное произведение, которое станет одной из любимых игрушек малыша!
Екатерина Кес
детский и семейный психолог, автор проекта «Детская и семейная психология онлайн»
— Такие книги помогают развивать у ребенка внимание, зрительное восприятие, мышление, тактильные ощущения, знакомят малыша с понятиями «день-ночь», «маленький-большой» и прочее. Развивающие книжки стимулируют развитие речи, тренируют фантазию и воображение, положительно сказываются на умственном развитии ребенка, помогают формировать важные навыки, связанные с мелкой моторикой рук, — в будущем малышу не составит труда застегнуть молнию или кнопки на куртке, завязать на ботинках шнурки и т.д.
Как правило, такие книжки предназначаются для детей от года.
Если вашему малышу еще нет трех лет, развивающая книга не должна содержать мелких деталей. Для детей этого возраста на странички следует помещать крупные детали, которые могут крепиться/сниматься, например на липучках. Такие элементы, как пуговицы, шнурочки подойдут малышам с полутора лет, а детали, скрывающие что-нибудь интересное, привлекут внимание самых маленьких: прятки – одна из любимых игр детей. Вы можете сделать вшитые кармашки, в которые ребенок будет вкладывать предметы подходящего размера и формы. Можно придумать задания с липучками или пуговицами, присоединяющимися к основе: например, «посадить» на грядку овощи, прикрепить к ежику грибы, надеть на дерево фрукты.
Для ребенка старше трех лет в книге могут быть застежки. Например, чтобы раскрыть крылья божьей коровки, малышу нужно будет расстегнуть молнию.
Ребятам старшего дошкольного возраста можно придумать более сложные варианты, которые будут развивать логическое мышление. Им также понравятся ролевые игры.
Не бойтесь использовать в книге как можно больше интерактивных элементов – в таком виде она будет дольше интересна вашему малышу!
Вовлечение ребенка в сам процесс изготовления развивающей книжки – прекрасная идея для совместного творчества и времяпрепровождения.