Бумагопластика для детей: веселое и малозатратное времяпровождение

Влияние бумагопластики на здоровье и общее развитие детей
материал на тему

Одним из видов деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество. Замечено, что творческий процесс является значительным психотерапевтическим средством сам по себе. Отрицательные эмоции – это всегда разрушение. Рушится гармония, покой, душевноеравновесие, хорошее настроение, здоровье. А мастерить – это всегда созидание. Так, в противовес отрицательному действию эмоций приходят занятия по художественному труду.

Скачать:

Вложение Размер
Выступление на родительском собрании 28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

Влияние бумагопластики на здоровье и общее развитие детей

Нельзя вырастить полноценного

человека без воспитания в нём

Наше будущее – это наши дети. Однако, показатели здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Многочисленные авторы – М. В. Антропова, Л. Ф. Бережков, М. М. Безруких и другие считают, что наиболее важным фактором, влияющим на умственную работоспособность ребёнка , является здоровье, которое в свою очередь непосредственно зависит от организации воспитательно – образовательного процесса. Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами и страхами. Поэтому воспитатели и педагоги должны использовать всё, что может помочь в решении этой проблемы.

Одним из видов деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество. Замечено, что творческий процесс является значительным психотерапевтическим средством сам по себе. Отрицательные эмоции – это всегда разрушение. Рушится гармония, покой, душевное равновесие, хорошее настроение, здоровье. А мастерить – это всегда созидание. Так в противовес отрицательному действию эмоций приходят занятия по художественному труду. Например, бумагокручение (квиллинг) – очень кропотливое занятие, оно требует аккуратности, точности и терпения, но в то же время успокаивает.

Здоровый образ жизни – это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья – одного из главных параметров жизни. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях с детьми. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы – это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса. На каждом занятии я приучаю детей к сознательному выполнению правил техники безопасности и санитарной гигиены с целью предотвращения порезов, ранений, загрязнения глаз. Обязательным правилом культуры художественного труда является соблюдение чистоты рабочего места, удобное расположение инструмента, бумаги, предотвращение подтека клея на столе, экономия материалов. При осознанном выполнении всех правил культурного поведения на рабочем столе дошкольники работают точно и аккуратно, уделяя основное внимание творческому началу выполнения задания.

Специалисты в области раннего развития , настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук , а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей , становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг , необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок », – так говорил В. А. Сухомлинский. Изучение уровня развития дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать : у него достаточно развиты память и внимание , связная речь.

Любая работа с бумагой (складывание, плетение, скручивание, скатывание) не только увлекательна, но и познавательна, полезна для развития мелкой моторики. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Знаменитый И.П.Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Поэтому тренировка рук стимулирует

саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, но и развитие практического интеллекта: здесь дети учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Учитывая важность этой проблемы, считаю целесообразным вести работу по развитию ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук, формированию эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитию фантазии , воображения и творческих способностей детей , а так же организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых .

Два года с детьми занимаюсь нетрадиционной техникой – бумагопластикой . Курс называется «Бумажная фантазия». Бумагопластика — это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур . В основе техники лежит высокая пластичность бумаги . Объектами для изображения в этой технике могут быть фрукты, цветы, насекомые, птицы, животные, рыбки, люди, модели машин, архитектурные элементы, упаковки, макеты. Это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Ребенок не только приобретает новые знания, навыки, умения, но и решает задачи физического и умственного развития , формирует эстетическое отношение к окружающему миру. В процессе ручного труда развивается координация движений руки и глаза, а согласованность движения пальцев – один из основных навыков письма, черчения. Труд – важнейшее средство формирования нравственно – волевых качеств. Работу провожу в свободное от образовательной деятельности время. Как показывает практика, дети очень восприимчивы ко всему новому, современному. Поэтому моя работа – это постоянный поиск новых открытий. Она позволяет организовать творческий поиск , исследовательскую деятельность, стимулирует интерес детей к познанию.

Экспериментируя с бумагой , мы познакомились с её свойствами, поняли, что её можно рвать, мять, мочить, резать, склеивать, складывать и создавать прекрасные поделки.

Работа с бумагой приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая

огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для

развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Иногда возникшую проблемную ситуацию решить традиционными способами бывает невозможно. Здесь в изодеятельности приходят на помощь нестандартные решения.

При традиционных формах обучения на занятиях ребенок, получая информацию, способен быстро ее воспроизвести. Но он не принимает участия в творческом процессе поиска путей решения проблемы. Таким образом, недостаточно развивается творческое мышление и фантазия. Применение нетрадиционных техник выполнения работ развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный

творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов.

Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает мотивация детей. С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно – игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Для снятия мышечного напряжения проводим физкультминутки, гимнастику для рук.

Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Дети узнают о новых материалах, их свойствах, различных способах работы с бумагой, видят новые возможности в изобразительной деятельности. Это дает толчок к развитию воображения, творчества . Способов нетрадиционных техник работы с бумагой много.Например: изделия из мятой бумаги, изделия из полосок, изделия на основе конуса, цилиндра, коробок, изделия в технике оригами, квиллинга, торцевания, изготовление макетов и т.д. Эти приемы не самоцель. Они должны стать для ребят новым и интересным средством познания окружающего мира и своего личностного развития.

Закружилась маленькая « бумажная » карусель. А с чего начать? Начала с самого простого, что можно сделать из бумаги . Но надо было сделать так, чтобы детям было интересно, надо так объяснить, чтобы было понятно. Ведь недаром в одной китайской народной мудрости говорится : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало нашим девизом – основой всей нашей деятельности. Работу начали с изучения бумаги : ее свойств, видов, качеств. Но цветная и обыкновенная бумага оказалась не самым податливым материалом : появлялись заломы, неправильное вырезание приводило к порче материала, и не было результата деятельности. В ходе работы мы с детьми обратили внимание на обыкновенные бумажные салфетки .

Салфетки оказались очень благородным материалом. Начинали мы с изготовления бумажных кукол , затем птичек, лошадок. Детям очень нравилось выполнять работы и играть с игрушками. Затем возник вопрос : «А что будет, если размочить бумажные салфетки , и что из них можно сделать?» В ходе эксперимента, добавив в полученную массу клейстер, получили новый материал для изготовления аппликативных работ : открытки для поздравления пап с 23 февраля, мамочек – с 8 марта, панно для украшения группы.

Изготовление игрушек и всевозможных поделок из бумаги – занимательное и обогащающее ребенка занятие , во время которого он чувствует себя творцом . Прямо на его глазах происходит превращение бумажной салфетки в невиданных кукол, птиц, коней, утят. Весной с ребятами любуемся, как собственные поделки превращаются в гордый флот, который весело бежит по зажурчавшим руч ейкам; летом – запускаем в небо модели самолетов.

Затрат для этого не требуется практически никаких, так как бумажные салфетки материал недорогой и абсолютно доступный, зато во время изготовления поделок ребенок учится усидчивости , приобретает важные навыки по конструированию, развивает свои творческие способности .

Детям нравится превращать обычную бумажную салфетку в самые разные фигурки, изображающие деревья и цветы, птиц и животных, и лучше всего заниматься бумагопластикой в свободное от образовательной деятельности время, что позволяет развить у ребенка трудолюбие, вызвать желание доводить начатое до конца, развить произвольную регуляцию деятельности. Работу строю на развитии способностей анализировать , планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям. Формирую умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога. Развиваю пространственную ориентировку, мелкую моторику ру к. Совершенствую объяснительную речь и коммуникативные способности .

В процессе создания поделки, выполнении работы ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. Каждый ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Он овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Совместное обсуждение творческих работ помогает ребенку видеть мир не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Работа над композициями из бумажных салфеток способствует формированию ручных умений, развивает мелкую моторику рук , глазомер, цветоощущение, даёт детям новое средство самовыражения и создаёт основу для дальнейшего творческого развития . Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов побуждают детей говорить, порождают речевой диалог, общение.

Ребят увлекают нетрадиционные техники, они с огромным желанием творят и сочиняют что-то новое сами. Работая в этой технике, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги » и начинает чувствовать себя маленьким творцом . У него появляется интерес, а вместе с тем и желание творить . Ведь творить можно чем угодно и где угодно и как угодно! Огромная удовлетворенность оттого , что и «это сделал Я – все это мое!» .

Положительные эмоции только укрепляют физическое и душевное здоровье ребенка.

В творческом процессе начинают чувствовать пользу творчества и верят , что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве , так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить : “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах школы. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Стоит отметить, что дети, которые занимаются бумажным моделированием , стали более усидчивыми, аккуратными.

Мастер-класс по бумагопластике «Веселая змейка»

Синегубова Ольга
Мастер-класс по бумагопластике «Веселая змейка»

Многие помнят, как в детстве делали замечательную игрушку. Вы сейчас ее увидите. Когда мы с детьми нашей группы стали придумывать ей название, то были разные предложения: «Гармошка», «Пружинка», «Разноцветная змейка», «Веселая змейка». Но когда мы выложили детские работы в виде змейки и приставили головку, в которой вы узнаете «игрушку-шутку», то почти единодушно решили, что это «Веселая змейка».

Назначение: игрушка, подарок.

Цель: Изготовление поделок в технике бумагопластики.

Задачи:

– совершенствовать умения и навыки работы с бумагой;

– учить детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, склеивание;

-развивать мелкую моторику рук;

– развивать конструктивное мышления детей, их творческое воображение, художественный вкус;

Необходимый материал:

Пошаговый процесс изготовления:

1. Нарезаем полоски из цветной бумаги. Их потребуется много. У нас полоски разного цвета.

2. Берем полоски бумаги контрастного цвета. Склеиваем их под углом 90 градусов.

3. Кладем малиновую на желтую полоску.

4. Желтую полоску на малиновую.

5. Переплетаем до тех пор, пока полоски не закончатся.

Когда полоска заканчивается, подклеиваем еще полоски.

Намазываем краешек полоски. Приклеиваем внахлест.

В конце мы наклеиваем квадратики друг на друга. И поделка готова!

Работы детей

Дети составили из своих поделок симпатичных змеек.

Сценарий праздника «Веселая ярмарка» МБДОУ города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 169 «Мальвина» Открытое мероприятие по изобразительной деятельности.

Фотоотчет «Веселая Масленица» Уже на протяжении нескольких лет тема моего самообразования “Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к родной.

Игровое пособие «Веселая матрешка» Игровое пособие «Весёлая матрёшка» Пособие разработано воспитателем СП детский сад «Колосок» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица Крюковой.

Конспект занятия по постановке и автоматизации звука [ш] в слогах «Змейка» Тема: «Звук [ш]» («Змейка») Цель: Постановка звука [ш]. Задачи: • Коррекционно-образовательные: – учить изолированно произносить звук [ш].

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Проект «Веселая цифра 3» СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА 1. Информационная карта проекта. 2. Актуальность. 3. Проблема проекта. 4. Цели и задачи проекта. 5. Методы и механизм.

Проект «Веселая Масленица» Пояснительная записка Введение Актуальность темы: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников.

Развлечение «Веселая ярмарка» СОСТАВИЛА:ХАКИМОВА З. Р. МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Конспект развлечения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» раздел.

Сценарий «Веселая ярмарка» Сценарий праздника к Дню 8 марта «Весёлая ярмарка» ВЕД. Начинается весна не с цветов. Есть тому очень много причин. Начинается она с теплых.

«Веселая курочка». Семейная работа Каждый год в нашем детском саду проходит конкурс на лучшую осеннюю поделку. Наши дети вместе с родителями занимаются изготовлением поделки.

Бумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкции

Бумага – это удивительный материал, иногда при виде некоторых поделок с трудом можно представить, как такую красоту делают из довольно хрупких листов. В последнее время она пользуется большим спросом у рукодельниц благодаря своей доступности и разнообразным техникам. Каждый может найти для себя увлекательный вид творчества по душе. Сегодня редакция Homius проведёт несколько мастер-классов по бумагопластике, наши схемы и пошаговые описания помогут без труда освоить новый вид искусства.

Бумагопластика в технике киригами
ФОТО: liveinternet.ru

Бумагопластика – что это такое

Под одним словом бумагопластика скрывается создание удивительных предметов сделанных на основе главного свойства материала запоминать форму. Благодаря пластичности можно изготавливать объёмные композиции и трёхмерные скульптуры. Это далеко не новый вид творчества, но только к концу XX столетия бумагопластику признали отдельным направлением искусства.

Из бумаги можно создавать уникальные интерьерные украшения
ФОТО: septemberstudios.vn

Список инструментов для работы с бумагой

Список инструментов для работы с бумагой довольно прост:

  • ножницы;
  • макетные ножи;
  • скальпели;
  • ПВА;
  • двусторонний и обычный скотч;
  • иглы;
  • угольники;
  • пинцеты;
  • кисти;
  • шило;
  • циркуль.

И это далеко не полный перечень инструментов, которые могут понадобиться в работе.

Набор для квиллинга
ФОТО: vishivashka.ru

Коврик для творчества
ФОТО: startali.ru

Правила выбора бумаги

При выборе бумаги профессиональные мастера советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • текстура бумаги должна быть ровной, без дополнительных вкраплений и примесей;
  • её пластичность, при сгибании не должно оставаться никаких заломов;
  • оттенок должен быть ровным и однородным.

Важно! Самое главное, на что нужно обращать внимание при выборе бумаги – это на её качество. Поделки из второсортного материала будут выглядеть соответствующе.

Цвет должен быть устойчивым
ФОТО: gproxx.com

Для определённых техник продаются уже готовые наборы
ФОТО: akvarel72.ru

Бумагопластика: мастер-классы по работе с бумагой в различных техниках

Многие общеобразовательные программы проводят дополнительные занятия по бумагопластике, названия которых зависят от изучения определённой техники. Остановимся подробнее на наиболее популярных видах и их особенностях.

Поделки методом бумагопластики своими руками в технике аппликации

Программа дополнительного образования предусматривает знакомство детей с аппликацией ещё в детском саду. Малыши самостоятельно начинают создавать открытки на разные темы и поделки с персонажами и предметами из цветной бумаги. Простая работа подразумевает вырезание элементов, создание образа и приклеивание деталей на рабочую поверхность. В нашей галерее можно выбрать схемы для бумагопластики для детей 6-7 лет.

Второй вид аппликации – отрывной, это более сложный вариант, в котором все элементы просто отрываются без использования ножниц. Рабочая программа в детском саду на кружке бумагопластики направлена на раскрытие творческого потенциала и развитие детской фантазии. Они потребуются для создания гармоничного рисунка, чтобы заполнить контур элементами и правильно подобрать цветную палитру.

Статья по теме:

Аппликация из геометрических фигур в виде: транспорта и домиков, птичек и зверушек, насекомых; идеи для самых маленьких, аппликации для деток 3 лет, для детей 4-5 лет, для детей старшей группы детского сада, для учеников 1-2 класса, для учеников 3-4 класса — в нашей публикации.

Техника торцевания из бумаги для начинающих

Относительно новый вид бумагопастики – техника торцевания, картинки объёмной аппликации для начинающих представлены в нашей галерее. Она создаётся из скомканных листков или мелких элементов в виде косичек, жгутов, шариков, из которых формируется окончательная композиция.

Более подробно с техникой можно познакомиться на видео:

Программа летнего отдыха детей “Бумажный мир”

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Советский районный Центр развития творчества детей и юношества

Программа летнего отдыха детей

Возраст детей: 8-12 лет

Срок реализации: 21 день

педагог дополнительного образования

МБОУДОД СРЦРТДиЮ «Созвездие»

Информационная карта программы

Программа летнего отдыха детей “Бумажный мир”

2. Автор программы

Федорова Т.Г., педагог дополнительного образования

3. Руководитель программы

Директор Советского районного центра развития творчества детей и юношества «Созвездие»

Ханты-Мансийский автономный округ – ЮГРА

5.Юридический адрес организации

Ханты-мансийский автономный округ – ЮГРА

г. Советский, ул. 50 лет Пионерии, 4

8(34675) 3-87-85, 3-0-7-74

7. Форма проведения

8. Цель и задачи программы

Эстетическое и нравственное воспитание детей во время летних каникул, приобщение к художественному творчеству – бумагопластики.

– Формирование у детей эстетического отношения к предмету «Оригами» (бумагопластика).

-Обучение детей последовательной деятельности в процессе создания художественного образа (в работе с бумагой);

-Знакомство и изучение творчество народов севера ханты-манси через беседы и практические занятия;

-Создание условий для ранней профессиональной ориентации ;

-Создание условий для комфортного психологического, физического состояния воспитанников через игровые и воспитательные мероприятия.

9. Специализация программы

Малозатратная форма летнего отдыха детей

10. Срок реализации

11. Официальный язык

13. Количество участников

10-12 детей в возрасте 8-12 лет

14. География участников

Учащиеся школы № 2, воспитанники летнего отдыха (после площадки) г. Советский

15. Условия участия в программе

Принимаются дети по заявлению родителей, при наличии медицинских справок.

Программа летнего отдыха детей “Бумажный мир”

впервые реализовалась в июне 2009 года и дополнена в феврале 2014 г.

« Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Предлагаемая дополнительная образовательная программа является модифицированной, имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Программа “Бумажный мир” вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Программа построена с учетом «Концепции модернизации дополнительного образования», «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”.

Данная программа модифицированная. При ее разработке использовались различные программы данной направленности: программа «Бумажные фантазии» (Котова Наталья Васильевна), программа «Бумагопластика» Иващенко Н.С.), программа «Волшебная бумага» (Красильникова Галина Витальевна), программа «Страна творчества» (Булгакова Татьяна Александровна), а также разнообразные методические пособия, журналы по бумагопластике и оригами.

Программа «Бумажный мир» полностью посвящена работе с бумагой. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. На занятиях в процессе создания декоративных изделий обучающиеся используют и на практике применяют знания, полученные на школьных уроках по изобразительному искусству, технологии, математике.

Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.

– формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

– отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

– осваивать навыки организации и планирования работы;

– развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;

– развивать художественный и эстетический вкус;

– развивать аналитическое мышление и самоанализ;

– развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности;

– формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;

– воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

– создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;

– прививать культуру труда.

Принципы, лежащие в основе программы:

доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

систематичность и последовательность («от простого к сложному»).

Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры, приобщение к миру искусства.

Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего и развивающего характера, данная программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности, а художественная деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения.

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.

Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

В процессе деятельности развивается:

– Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

– Сенсорное восприятие, глазомер;

– Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;

– Художественные способности и эстетический вкус;

– Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;

– Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;

– способствует овладению навыками культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для обучения в школе.

Предлагаемая программа содержит 8 технологических направлений и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующими техниками:

Оригами – это искусство складывания фигурок из бумаги. Слово “оригами” в переводе с японского – “сложенная бумага”. Сначала оригами занимались только японцы, но сейчас оригами увлекаются и дети, и взрослые, живущие в разных странах.

Аппликация (от латинского слова applicatio – прикладывание) – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или др. материал.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!

Плетение из газетных трубочек. Тема плетения – довольно распространена в истории прикладного искусства нашего народа (соломоплетение, лозоплетение, макраме, плетение на коклюшках). Сравнительно «молодым» видом плетения, получившим широкое распространение в последнее десятилетие, стало плетение из газет, которое предоставляет возможность изготовления широкого спектра изделий. Это сундучки, полочки, корзиночки, женские сумочки, а также – легкие изящные цветы, панно, хлебницы, вазочки.

Поделки из салфеток. Салфетки – это универсальный материал для детского творчества: удобный, дешевый, оригинальный. Для изготовления поделок салфетки можно скручивать, мять, загибать, надрывать, красить и так далее. Это позволяет использовать салфетки для реализации самых разнообразных идей и изготовления самых разных видов изделий.

Папье-маше. На фоне остальных видов рукоделия папье-маше выделяется своей универсальностью и оригинальностью. По одному способу изделия изготавливаются посредством послойного наклеивания маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. По второму способу изделия формируются из жидкой бумажной массы.

Бумагопластика – художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги, картона и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток, декоративных панно).

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить такое же прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Тематика занятий подбирается с учетом интересов и возможностей обучающихся, возможностей. В ходе освоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать подход к изготовлению изделий: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность осваивать программу каждому обучающемуся в соответствии с его индивидуальными особенностями, приобщить их к искусству прикладного творчества.

В программе уделено время на изготовление коллективных работ. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему формирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки.

Программа «Бумажный мир» рассчитана на 2 год обучения для обучающихся в возрасте 11-14 лет. Программа рассчитана на 144 часа и предусматривает режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа.

Различные приемы работы с бумагой;

Что такое оригами, квиллинг, аппликация, торцевание; плетение; папье-маше;

Историю возникновения каждого вида искусства.

Влияние бумагопластики на здоровье и общее развитие детей
материал на тему

Одним из видов деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество. Замечено, что творческий процесс является значительным психотерапевтическим средством сам по себе. Отрицательные эмоции – это всегда разрушение. Рушится гармония, покой, душевноеравновесие, хорошее настроение, здоровье. А мастерить – это всегда созидание. Так, в противовес отрицательному действию эмоций приходят занятия по художественному труду.

Скачать:

Вложение Размер
Выступление на родительском собрании 28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

Влияние бумагопластики на здоровье и общее развитие детей

Нельзя вырастить полноценного

человека без воспитания в нём

Наше будущее – это наши дети. Однако, показатели здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Многочисленные авторы – М. В. Антропова, Л. Ф. Бережков, М. М. Безруких и другие считают, что наиболее важным фактором, влияющим на умственную работоспособность ребёнка , является здоровье, которое в свою очередь непосредственно зависит от организации воспитательно – образовательного процесса. Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами и страхами. Поэтому воспитатели и педагоги должны использовать всё, что может помочь в решении этой проблемы.

Одним из видов деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество. Замечено, что творческий процесс является значительным психотерапевтическим средством сам по себе. Отрицательные эмоции – это всегда разрушение. Рушится гармония, покой, душевное равновесие, хорошее настроение, здоровье. А мастерить – это всегда созидание. Так в противовес отрицательному действию эмоций приходят занятия по художественному труду. Например, бумагокручение (квиллинг) – очень кропотливое занятие, оно требует аккуратности, точности и терпения, но в то же время успокаивает.

Здоровый образ жизни – это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья – одного из главных параметров жизни. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях с детьми. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы – это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса. На каждом занятии я приучаю детей к сознательному выполнению правил техники безопасности и санитарной гигиены с целью предотвращения порезов, ранений, загрязнения глаз. Обязательным правилом культуры художественного труда является соблюдение чистоты рабочего места, удобное расположение инструмента, бумаги, предотвращение подтека клея на столе, экономия материалов. При осознанном выполнении всех правил культурного поведения на рабочем столе дошкольники работают точно и аккуратно, уделяя основное внимание творческому началу выполнения задания.

Специалисты в области раннего развития , настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук , а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей , становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг , необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок », – так говорил В. А. Сухомлинский. Изучение уровня развития дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать : у него достаточно развиты память и внимание , связная речь.

Любая работа с бумагой (складывание, плетение, скручивание, скатывание) не только увлекательна, но и познавательна, полезна для развития мелкой моторики. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Знаменитый И.П.Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Поэтому тренировка рук стимулирует

саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, но и развитие практического интеллекта: здесь дети учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Учитывая важность этой проблемы, считаю целесообразным вести работу по развитию ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук, формированию эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитию фантазии , воображения и творческих способностей детей , а так же организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых .

Два года с детьми занимаюсь нетрадиционной техникой – бумагопластикой . Курс называется «Бумажная фантазия». Бумагопластика — это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур . В основе техники лежит высокая пластичность бумаги . Объектами для изображения в этой технике могут быть фрукты, цветы, насекомые, птицы, животные, рыбки, люди, модели машин, архитектурные элементы, упаковки, макеты. Это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Ребенок не только приобретает новые знания, навыки, умения, но и решает задачи физического и умственного развития , формирует эстетическое отношение к окружающему миру. В процессе ручного труда развивается координация движений руки и глаза, а согласованность движения пальцев – один из основных навыков письма, черчения. Труд – важнейшее средство формирования нравственно – волевых качеств. Работу провожу в свободное от образовательной деятельности время. Как показывает практика, дети очень восприимчивы ко всему новому, современному. Поэтому моя работа – это постоянный поиск новых открытий. Она позволяет организовать творческий поиск , исследовательскую деятельность, стимулирует интерес детей к познанию.

Экспериментируя с бумагой , мы познакомились с её свойствами, поняли, что её можно рвать, мять, мочить, резать, склеивать, складывать и создавать прекрасные поделки.

Работа с бумагой приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая

огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для

развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Иногда возникшую проблемную ситуацию решить традиционными способами бывает невозможно. Здесь в изодеятельности приходят на помощь нестандартные решения.

При традиционных формах обучения на занятиях ребенок, получая информацию, способен быстро ее воспроизвести. Но он не принимает участия в творческом процессе поиска путей решения проблемы. Таким образом, недостаточно развивается творческое мышление и фантазия. Применение нетрадиционных техник выполнения работ развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный

творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов.

Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает мотивация детей. С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно – игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Для снятия мышечного напряжения проводим физкультминутки, гимнастику для рук.

Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Дети узнают о новых материалах, их свойствах, различных способах работы с бумагой, видят новые возможности в изобразительной деятельности. Это дает толчок к развитию воображения, творчества . Способов нетрадиционных техник работы с бумагой много.Например: изделия из мятой бумаги, изделия из полосок, изделия на основе конуса, цилиндра, коробок, изделия в технике оригами, квиллинга, торцевания, изготовление макетов и т.д. Эти приемы не самоцель. Они должны стать для ребят новым и интересным средством познания окружающего мира и своего личностного развития.

Закружилась маленькая « бумажная » карусель. А с чего начать? Начала с самого простого, что можно сделать из бумаги . Но надо было сделать так, чтобы детям было интересно, надо так объяснить, чтобы было понятно. Ведь недаром в одной китайской народной мудрости говорится : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало нашим девизом – основой всей нашей деятельности. Работу начали с изучения бумаги : ее свойств, видов, качеств. Но цветная и обыкновенная бумага оказалась не самым податливым материалом : появлялись заломы, неправильное вырезание приводило к порче материала, и не было результата деятельности. В ходе работы мы с детьми обратили внимание на обыкновенные бумажные салфетки .

Салфетки оказались очень благородным материалом. Начинали мы с изготовления бумажных кукол , затем птичек, лошадок. Детям очень нравилось выполнять работы и играть с игрушками. Затем возник вопрос : «А что будет, если размочить бумажные салфетки , и что из них можно сделать?» В ходе эксперимента, добавив в полученную массу клейстер, получили новый материал для изготовления аппликативных работ : открытки для поздравления пап с 23 февраля, мамочек – с 8 марта, панно для украшения группы.

Изготовление игрушек и всевозможных поделок из бумаги – занимательное и обогащающее ребенка занятие , во время которого он чувствует себя творцом . Прямо на его глазах происходит превращение бумажной салфетки в невиданных кукол, птиц, коней, утят. Весной с ребятами любуемся, как собственные поделки превращаются в гордый флот, который весело бежит по зажурчавшим руч ейкам; летом – запускаем в небо модели самолетов.

Затрат для этого не требуется практически никаких, так как бумажные салфетки материал недорогой и абсолютно доступный, зато во время изготовления поделок ребенок учится усидчивости , приобретает важные навыки по конструированию, развивает свои творческие способности .

Детям нравится превращать обычную бумажную салфетку в самые разные фигурки, изображающие деревья и цветы, птиц и животных, и лучше всего заниматься бумагопластикой в свободное от образовательной деятельности время, что позволяет развить у ребенка трудолюбие, вызвать желание доводить начатое до конца, развить произвольную регуляцию деятельности. Работу строю на развитии способностей анализировать , планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям. Формирую умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога. Развиваю пространственную ориентировку, мелкую моторику ру к. Совершенствую объяснительную речь и коммуникативные способности .

В процессе создания поделки, выполнении работы ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. Каждый ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Он овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Совместное обсуждение творческих работ помогает ребенку видеть мир не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Работа над композициями из бумажных салфеток способствует формированию ручных умений, развивает мелкую моторику рук , глазомер, цветоощущение, даёт детям новое средство самовыражения и создаёт основу для дальнейшего творческого развития . Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов побуждают детей говорить, порождают речевой диалог, общение.

Ребят увлекают нетрадиционные техники, они с огромным желанием творят и сочиняют что-то новое сами. Работая в этой технике, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги » и начинает чувствовать себя маленьким творцом . У него появляется интерес, а вместе с тем и желание творить . Ведь творить можно чем угодно и где угодно и как угодно! Огромная удовлетворенность оттого , что и «это сделал Я – все это мое!» .

Положительные эмоции только укрепляют физическое и душевное здоровье ребенка.

В творческом процессе начинают чувствовать пользу творчества и верят , что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве , так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить : “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах школы. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Стоит отметить, что дети, которые занимаются бумажным моделированием , стали более усидчивыми, аккуратными.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]