Тамбурная вышивка крючком в самой простой технике

Все о тамбурной вышивке крючком и крестиком

История тамбурной вышивки идет еще с древней Руси. Тамбурная вышивка выполняется различным материалом и технологией. С помощью той техники украшали покрывала и ковры. Для работы использовали различные нити, но предпочтение отдавали шерстяным. Сначала специальным швом заполнялся контур рисунка, а потом уже сам рисунок. Но, многие работы были вышиты просто по контуру.

Широкое распространение вышивка получила в 18 веке, а чуть позже, для ее выполнения начали использовать специальные пяльцы. Пяльцы представляли собой большой круг, на него натягивалась ткань, и вышивальщицы делали всю работу. Свое название «тамбурная» она получила из-за такого способа вышивания, потому что большие пяльцы были похожи на барабан, что на перевод с французского означает «tambour», так как вышивать тамбурным швом, будет описано в статье.

Как выглядит вышивка тамбуром

Материалы и инструменты

Такой вид очень распространена и проста, для ее выполнения не нужны специальные инструменты. Однако, чтобы легче было работать, необходимый набор инструментов все же нужно иметь. В состав того инвентаря входят:

  • пяльцы. Если в старину пяльцы были только круглые и большие, то в настоящее время их многообразие поражает.
  • ткань. Для такого вида вышивки подойдет абсолютно любая ткань: темный материала, шелк и бархат. Но начинающим мастерицам, лучше вытачивать свои навыки шелковой органзе.
  • крючок и игла. Игла для тамбурной вышивки подходит любая, а вот крючок лучше выбирать специальный.
  • нитки. Выбирать толщину и состав ниток нужно исходя от работы, которая будет выполняться. Можно использовать шелковую, хлопковую и даже шерстяную нити. Основные требования к нити накладываются, когда работаешь крючком. Нужно чтобы они были прочными, и хорошо поддавались завязыванию узелков.
  • тамбурная вышивка чаще всего используется для декорирования тканей, потому здесь никак не обойтись без декоративных элементов. К таким материалам можно отнести: стразы, пайетки, бисер и камни. Вообще можно использовать любые украшающие материалы, которые придутся по душе.

Интересно! В настоящее время тамбурный шов применяется для декорирования покрывал, подушек, одежды, аксессуаров, панно, а так же при отделке игрушек.

Техника выполнения

Вышивальщицы в своей среде называют тамбурные швы — цепочными. Возникновение такого названия произошло, потому что по внешнему виду швы похожи на цепь.

Мастерство на любой вкус

Тамбурные швы иглой выполняются двумя способами:

  1. Нить выкладывается петлей, выводя ее на лицевую сторону ткани. Затем придерживая петлю пальцем втыкается игла. Не затягивая петлю, выводится игла и затягивается нить. Все последующие звенья, выполняются в такой же манере.
  2. Делается стежок. Затем нить выводится на лицевую сторону и проводится под стежком. И в конце игла выводится на изнанку. Все последующие стежки, вышиваются аналогично.

Славянская вышивка крестом не имеет границ. Стежки можно делать как сверху вниз, так и слева направо. Размер стежков тоже не имеет значения.

Славянский вариант крестом

Обратите внимание! Как было написано выше, работа делается не только иглой, но и крючком.

Обычно при помощи крючка отделывают вязаные и трикотажные изделия. Вышивать крючком можно следующим способом: крючок выводится с лицевой стороны, зацепив рабочую нить, и выведя ее обратно. Тем самым получается петля. После того крючок снова вводится в ткань, зацепив нить, и проведя ее через предыдущую петлю.

Тамбурная вышивка крючком

Варианты вышивки для детей

В связи с тем, что это один из самых простых, он подойдет не только начинающим мастерицам, но и детям. Пример, для деткой вышивки можно найти из раскраски. Дети могут вышивать как одной нитью, так и несколькими разноцветными нитями. При выборе любого детского рисунка можно вышивать одной нитью. Чтобы линия получилась толще, можно прошить рядом еще один шов. Поле того, как навыки немного получены, можно попробовать вышить тамбурным швом весь рисунок, а не только контур. Для удобства можно выбрать ткань, на которой будет видна сетка.

Детский вариант

Требования к вышиванию тамбурного шва «цепочка»

К вышиванию таким методом предъявляются определенные требования:

  • размер петель должен быть одинаковым;
  • петли должны располагаться на одной линии;
  • все последующие петли должны выходить из предыдущих;
  • после того, как шов закончен, сделать закрепляющий стежок;
  • швы не должны быть тугими, чтобы ткань не стягивалась.

Схема

Инструкция, как сделать шов правильно

Чтобы шов получился правильным, не обязательно иметь специальных навыков, достаточно лишь следовать определенной инструкции:

  • проткнуть ткань нужно так, чтобы узелки оставались с изнанки;
  • во время шитья хорошо прижимать нитку большим пальцем;
  • продолжая придерживать нитку, игла вводится в прокол;
  • таким образом, иголка оказывается с изнанки, а нитка зажата пальцем;
  • теперь нить нужно затянуть, и после того получится петля;
  • проделывать, таким образом, нужно столько швов, сколько потребуется, чтобы обшить рисунок.

Следует помнить, что петли должны быть одинакового размера, и проходить по одной линии. На рисунке должно быть видно, что каждая петля выходит из другой. При разных размеров, рисунок может получиться не красивым.

Вариант иглой

Как превратить обычный тамбурный шов в выпуклый

Выпуклый вариант являются составным элементом, и выполнять его нужно в несколько этапов. Во время первого этапа нить следует проводить через ткань, чтобы получилась лесенка. Во время второго она должна оплетать ступени, но проходить через них она будет только в конце и в начале. Для такого шва лучше воспользоваться скрученной ниткой и гобеленовой иглой. Описание многих работ можно найти в интернете.

Выпуклый вариант

Крючок

Для тамбурной вышивки крючком потребуется не обычный крючок, а специальный. Внешне он похож на обычную иглу, только на ручке. Основная особенность в том, что на ручке имеется указатель, который всегда будет указывать, где находится бородка крючка. Потому что при таком мастерстве крючком трудно определить, где она находится.

Рисунки для вышивки

Рисунок для тамбурного шва можно подобрать в интернете или нарисовать самостоятельно. Некоторые мастерицы ведут свои форумы, где представляют, большой выбор рисунков, как для начинающих, так и для умельцев.

Рисунок для фантазии

Важно отметить, что древние египтяне использовали такую вышивку для оберегов. Потому ее еще называют обережная вышивка.

На Руси каждая женщина должна была уметь вышивать. Сам процесс вышивки являлся символом обряда. Семья, в которой росли девушки, заставляли их таким образом готовить приданое. Стоит так же отметить, что в зависимости от того, в каком районе родился человек, определялось и искусство. Вышивка на Руси отличалась многообразием узоров. Так же у каждого была своя определенная схема выполнения. Чаще всего вышивали птиц и геометрический орнамент.

Люневильская вышивка

Вам не приходило в голову, почему именно во Франции придумали моду? Скорее всего, потому, что именно во Франции возникло так много всевозможных видов рукоделия. Шьют, вышивают все народы мира. Но делают это с таким разнообразием и смекалкой, пожалуй, только французы. Вы вот догадались бы вышивать крючком? А во Франции подобная техника существует с XVIII века. Это называется люневильская вышивка.

Техника вышивки люневильским крючком используется в двух случаях: когда расшивать нужно большие площади или изнанка должна быть так же аккуратна, так и лицо – или когда оба случая совпадают. Поэтому преимущественно этот вид вышивки используют для украшения одежды и аксессуаров всех видов.

Люневильская вышивка для начинающих может показаться немного странной, хотя ничего особенно сложного в ней нет – она одновременно напоминает и вышивку, и вязание крючком, но одновременно существует как бы сама по себе. Как и в двух этих видах рукоделия, здесь важна только точность, аккуратность и верный расчёт натяжения стежка – ничего более.

Заинтригованы? Хорошо, давайте попробуем, что это за фрукт такой. Для люневильской вышивки мы проведём простой мастер-класс, и нам понадобятся:

  • люневильский крючок;
  • пяльцы или рамка для вышивания (ку-снап);
  • небольшой лоскут;
  • нитки;
  • простой рисунок для вышивания;
  • бисер или бусинки

Многие из нужных вещей требуют пояснения. С них и начнём.

Вышивка люневильским крючком требует крючка не какого-нибудь, а особого. Люневильский крючок больше всего похож на острую и тонкую иглу на ручке. Техника вышивания такова, что вы не всегда будете видеть бородку крючка, поэтому на рукоятке хорошего инструмента всегда есть указатель, где она располагается.

Пяльцы и рамка для вышивки подходят любые. Но это только для образцов. Если вы всерьёз увлечётесь рукоделием, то ку-снап как раз будет удобнее.

Для французской вышивки люневильским крючком используют не все подряд ткани, а только особые – всё же исторически эта вышивка использовалась для одежды. Более всего для вышивки подходят ткани тончайшие, вроде батиста и шёлка, либо же тяжёлые, вроде бархата. Хотя и на рогожке тоже можно вышивать.

Нитки для люневильской вышивки должны быть довольно прочными, но в то же время тонкими – особенно, если вы используете для вышивки бисер и бусины. Кроме того, люневильская вышивка как особый вид искусства не терпит контрастов – нитки выбирают либо в тон, либо деликатных, нейтральных оттенков, близких к цвету ткани.

Рисунок для вышивки подходит любой. Но если вы хотите всё сделать по правилам, выбирайте растительные мотивы.

Бисер и бусины хороши любые. Особенно же подходят те, что имитируют драгоценные камни

Техника вышивки люневильским крючком

Предлагаем начать с самого простого – с вышивания простой ниткой, без бусинок. Как начать? Ткань с переведённым на неё рисунком натяните на ку-снап или пяльцы. Рисунок удобнее расположить на изнанке, потому что работать будем именно с нею.

Итак, введите крючок в ткань. С лица ткани подведите к крючку нить, соорудив на её конце петельку. Если не уверены в себе, можно завязать на свободном кончике и узелок.

Накиньте петлю на бородку крючка, потяните на себя. Вытянув петлю, поверните крючок на 180 градусов.

Следуя по рисунку, сделайте второй прокол недалеко от первого. Подведите нить к крючку, подцепите, вытащите на изнаночную сторону. Не забывайте поворачивать крючок.

Теперь сделайте ещё несколько стежков, стараясь выдерживать одинаковую длину. Вы заметили? У вас получается на изнанке тамбурный шов, а с лица – ровная строчка. Так вышивает детская швейная машинка-однонитка, правда?

Говорят, что с помощью крючка работа вышивальщицы идёт в 4 раза быстрее, чем с иглой. Если вы уже немного освоились, можно попробовать ещё один приём, добавив бисер.

Люневильская вышивка бисером практически не отличается от того, что вы уже попробовали – разве только нитку придётся обрезать, тогда так простую вышивку можно шить прямо с катушки. Сделав первый стежок, нанижите на нитку несколько бисерин. Каждый раз, подцепляя новый стежок, отделяйте по одной бусинке. Тогда на каждом вышитом стежке с лица у вас будет располагаться сверкающий «бриллиантик».

Попробуйте завершить свой узор, используя как простые, так и бисерные стежки. У вас обязательно получится, не переживайте.

Видеоматериалы по теме

Люневильская вышивка – это интересная техника. Один раз попробовав, немудрено увязнуть в этом рукоделии надолго! Впрочем, большой беды в этом нет. Зато теперь даже самые простые по крою платья вы сможете украсить с истинно королевским вкусом!

Тамбурная вышивка – история, техники, применение

Тамбурная вышивка на платьях великих Коко Шанель и Кристиана Диора, на узбекских сюзане и на русских сарафанах, в интерьерах французских дворцов и казахских юрт. Везде она применима и любима. Тамбурный шов – один из старейших видов ручной вышивки. Он прост в освоении и, при этом, многофункционален.

Немного истории

Тамбурная вышивка, возможно, появилась одновременно в разных точках земли. Во всяком случае, точно установить одну страну, которая являлась бы единственной родиной этой техники, не удалось. Скорее всего, в своё время рукодельницы в разных странах одновременно изобрели для себя этот вид ручного шва. Так, тамбурная вышивка появилась в странах Ближнего Востока, в Древнем Риме, Греции. Первые образцы такого вида рукоделия были обнаружены ещё две тысячи лет назад.

И в древней Руси рукодельницы декорировали таким образом одежду, игрушки из шерсти, скатерти и занавески, тканые гобелены.

В музеях многих стран хранятся коллекции, дающие представление о развитии этого вида искусства. В фонде Государственного Эрмитажа бережно заботятся о произведениях прикладного искусства разных стран Европы: от украшений одежды до декора помещений XVI- XX веков.

Государственный Эрмитаж устраивает выставки, чтобы продемонстрировать великолепные образцы расшитой одежды, которую носили представители королевских семей и придворных вельмож, а также предметы декора дворцов, которым уже 200 лет.

Эти образцы демонстрируются через толстое стекло, а достаются из своих ящиков для хранения «в 4 руки», с особенной осторожностью, чтобы не повредить старинную ткань.

Хочется сказать и несколько слов о названии. Считается, что оно произошло от слова «тамбурин» — небольшой барабан. Именно на него казалось похожим полотно, туго заправленное в пяльцы для вышивки.

2. Сфера применения тамбурной вышивки

Несмотря на свою долгую историю, длиной в две тысячи лет, популярность тамбурный шов не утратил и сегодня. Это легко объяснимо: выполняется он предельно просто и даже начинающая рукодельница сможет освоить его буквально за несколько попыток.

Легкость и доступность исполнения

Вам не потребуется каких-то конкретных схем – тамбурным швом можно вышивать орнаменты любой сложности. Длину стежка можно регулировать по своему усмотрению, она вовсе не обязательно должна быть одинаковой на всём полотне. Благодаря этому можно получить сложные, яркие узоры.

Особенного оборудования также не требуется – достаточно иглы для вышивки или вязального крючка и конечно пяльцы. Выполнить тамбурный шов можно на любом полотне и любым видом ниток. И, что наиболее важно, эти швы-цепочки смотрятся очень красиво и современно.

Где можно встретить тамбурный шов

Сегодня у тамбурного шва очень широкое применение. Его можно встретить в декоре подушек и покрывал, на одежде и аксессуарах, декоративных ковриках, панно, гобеленах, в отделке игрушек. Им выполняют как оформление контуров в других видах вышивки, так и полноценную гладь, заполняя всё полотно только тамбурными швами. Используется он и для закрепления края в изделиях, и в счётных швах, и в ажурной вышивке.

3. Сюзане

Популярность тамбурной вышивки поддерживается исконно традиционными вышивками восточных стран. Таджикистан, Узбекистан, Иран сохранили свои, по-настоящему древние традиции в тамбурной вышивке и пользуются ими в производстве ручных и машинных вышивок, обожаемых туристами из Европы.

Мастера продают свои сюзане, покрывала, дорожки для стола, сумки, панно, подушки и валики на ярмарках ремесел, устраиваемых несколько раз в год в азиатских городах.

Сюзане так и переводится – вышито иглой. Что отсылает нас в далекое прошлое, когда вышивка выглядела, как череда петелек тамбурного шва. Сейчас сюзане можно приобрести в интернет магазинах handmade и на выставках – ярмарках.

Продавцы на ярмарке ремесел свободно говорят на английском языке с покупателями из разных стран, рассказывая, как сделаны работы.

Например, вот эта маленькая салфетка, которую я купила на такой выставке, работа из Таджикистана.Она соткана вручную, и вышита вручную. Каждая линия, завиток или орнамент – это символы чего-нибудь. Хотя, я выбрала салфетку с гранатом, не потому, что это символ плодовитости, а потому, что просто нравятся вышитые гранаты – это очень красиво.

Надо сказать, что нити окрашиваются тоже вручную. И они не линяют. Продавцы уверяют, что цвета получены из корочек граната, басмы, скорлупы грецких орехов натуральным путем. Мне хочется в это верить, также, как в это верят и многочисленные иностранные туристы. А может быть это так и есть, потому что мастерица уверенно перечисляет, как и из чего получить тот или иной оттенок.

Как бы то ни было, но эта моя покупка лежит у меня на подоконнике под прямыми лучами солнца уже лет 5, а краски остались такими же, как и в день приобретения

Это крошечный диванный валик, с диаметром 10 см и длиной 29см. Когда я спросила у мастерицы, для чего он предназначен, она просто поднесла его к щеке и положила на него голову. У нас, в России, это была бы маленькая подушечка, которая называлась бы — «думка».

Разумеется, вместе с ручными работами, можно встретить и вышитые машинкой, тем же самым тамбурным швом. Отличить их очень просто. С изнанки эти вышивки выглядят совершенно по-разному.

4. Тамбурная вышивка на платье от Коко Шанель

Это вышитое тамбурным швом платье от Коко Шанель датируется 1922 годом. Любопытно, что осенью 1921 года Великая княгиня Мария Павловна Романова, спасаясь от бедности, пришла к Коко Шанель, с предложением выполнять вышивки для ее моделей. Разумеется, она не была «бедной» в привычном нам понимании, она просто искала варианты иметь средства к существованию.

Закончив курсы машинной вышивки, наняв девушек вышивальщиц (первое время она нанимала только соотечественниц), она создала свое Предприятие «Китмир», о сотрудничестве с которым и договаривалась с владелицей модной студии Коко Шанель.

Не исключено, что вышивальщицы именно дома «Китмир» и вышили это великолепие.

5. Тамбурная вышивка иглой

Существуют два основных способа выполнить шов-цепочку с помощью иглы. Обязательное условие для обоих – туго натянутое в пяльцах полотно. Вышивать можно как сверху-вниз, так и слева-направо, в зависимости от выбранного узора. Для упрощения работы, желаемый орнамент лучше предварительно перенести на полотно.

Итак, способ первый

Выводим иглу на лицевую сторону (на рисунке это точка 1). Далее вводим её обратно в ту же точку (как видите, пункты 1 и 2 на рисунке совпадают), но нить до конца не затягивает, придержав пальцем образовавшуюся петельку. Иглу снова выводим на лицо, на этот раз в точке 3, прижав тем самым вершину звена, и затягиваем нить. Первое из звеньев готово! Остальные выполняются аналогичным образом.

Способ второй

В данном случае процесс вышивки начинается с обычного стежка из точки 1 в точку 2. Далее, выводим иглу с изнанки на лицевую сторону в точке 3. Проводим иглу с ниткой под стежком 1-2 и снова вкалываем в точку 3. Стежок удержит звено цепочки при затягивании нитки.

В дальнейших звеньях проводить иглу нужно не под стежком, а под предыдущим звеном цепочки.

Для обоих способов выполнения есть два важных правила:

  • Стежки не должны стягивать основное полотно. Именно для этого и нужно максимально туго натянуть ткань на пяльцы.
  • В конце вышивки сделайте шов-закрепку, иначе вся цепочка распустится.

5.1. Модификации вышивки тамбурным швом

Описанные выше два способа – это техника выполнения классического тамбурного шва. Но за время его существования рукодельницы сумели изобрести множество вариантов его модификации. Рассмотрим некоторые из них.

Перевитый шов

Очень красивый отделочный шов можно получить, если изначально проложить рядом несколько стандартных тамбурных швов, а затем, используя контрастную нить, перевить их между собой (см. схему).

Более плотный шов

В случаях, когда требуется более плотный шов, можно воспользоваться следующими техниками:

Проложите один тамбурный шов поверх второго (это схема №6)

Попробуйте «сдвоить» петли, выполняя в один прикреп сперва маленькое звено, а затем большое (схемы №7 и 8 ).

Чтобы получить орнамент «колосок» в тамбурной вышивке, изначальный прикреп выполните не в виде стежка, а в виде уголка, а саму цепочку дальше выполняйте в перевёрнутом виде, т.е. вершиной звена вверх.

Похожим образом выполняется орнамент в виде колючей проволоки, однако, изначальный прикреп тут делается в форме креста, петля выполняется вершиной звена вверх, а её концы разводятся в разные стороны, а не выходят из одной точки.

В Виде веточки

Сложный орнамент в виде веточек с листочками выполняется за счёт комбинирования открытых и закрытых звеньев в вышивке.

6. Тамбурная вышивка люневильским крючком

Вышивать цепочки можно не только иглой, но и с помощью вязального крючка. Отчасти, этот способ даже проще, особенно если вооружиться крючком с острой головкой. Но есть и свои тонкости. Например, выполнить крючком можно только базовые швы-цепочки, сложные модификации таким образом не получить.

Правила про тугое натягивание полотна и отсутствие стяжек» остаётся актуальным и для крючка, и для иглы.

Техника люневильской вышивки

Сама техника получения шва крючком достаточно проста. Выведите крючок с лицевой стороны, зацепите им рабочую нить, вытащите на изнанку – вы получили петлю. Снова введите крючок в полотно, зацепите нить, и вытяните на изнанку, но уже через имеющуюся на крючке петлю. Продолжайте вышивку таким же образом согласно выбранному орнаменту.

Люневильский крючок это специальный крючок для вышивки во французской технике. Называется по месту, где были впервые использованы бусины и стеклярус в вышивке обычным тамбурным швом. Это был город Люневиль, резиденция герцогов Лорренских.

Эта техника стала называться люневильской вышивкой и используется теперь в декорировании моделей высокой моды, в свадебных одеждах и вечерних нарядах.

Посмотрите волшебный ролик и создании платья Haut Couture, Christian Dior

Здесь очень коротко показана работа люневильским крючком и как изящно подаются пайетки с нижней стороны ткани.

Люневильский крючок имеет тонкую иглу-крючок и ручку с винтом, который немного выступает сбоку. Этим винтом игла-крючок фиксируется в ручке, ведь сам крючок можно менять, подбирая размер инструмента. А выступающий винт находится с той же стороны, что и «бородка» на крючке.

Такая конструкция помогает вышивальщице ориентироваться, где находится «бородка» крючка и куда подводить нить к крючку под натянутой тканью.

Люневильская вышивка выполняется на тонких, прозрачных тканях и мастерица видит только изнаночную сторону — собственно сам тамбурный шов.

А вся красота с бусинами и пайетками остается под натянутой тканью и вышивальщица видит ее сквозь тонкую ткань.

Люневильским крючком вышивают и в технике du point de Beauvais (точка Бове). Здесь как раз все более естественно, вышивальщица видит свою работу прямо на верхней стороне ткани. Отличие от техник востока в толщине крючка, головка которого равна ширине швейной иглы. Вышивают на плотных тканях шелковыми нитками.

Три предыдущие фото я взяла из документального фильма Сарта Мишеля Эсквиола о мастерской в Бур-ле-Руа. В Бур-ле-Руа есть музей вышивки в технике «Point de Beauvais», там же проводят обучение вышивке. Три опытных вышивальщицы по очереди проводят стажировку Иветт Берто, Джинетт Беснар и Люсьен Мондион. Стоимость занятий 95 евро за 9 часов.

Можете посмотреть этот фильм и вы:


7. Татарская вышивка

Нельзя объять необъятное, как говаривал Кузьма Прутков. Так же нельзя представить в одной статье как тамбурный шов жил и развивался в традициях всех народов.

Татарстан, Башкирия, Россия узорным шитьем декорировали свою одежду и домашний текстиль придавая значение каждой детали.

Все, что вышивальщица видела вокруг – лилии, васильки, тюльпаны, все переносилось на ткань, воплощая красоту природы в шелковых нитях. И в каждом мотиве прятался свой код или символ. Так, например, круг — это солнце, волнистая линия – вода, дерево и птицы – плодородие. Удивительные открытия дарят нам традиционные орнаменты.

8. Тамбурная вышивка Юмико Хигучи

Пожалуй, несправедливо будет рассказывать только о национальных, традиционных, характерных для той или иной местности вышивках. Думаю, все интересно в развитии, в динамике.

Юмико Хигучи японская вышивальщица, дизайнер, родилась в 1975 году, окончила университет искусств, живет в Токио.

Она вышивает во многих техниках, имеет удивительное свойство талантливо смешивать различные техники и создавать красивейшие, лаконичные, изящные дизайны, в которых угадывается авторство Юмико. Однако, многие находят, что она имеет очевидную склонность к тамбурной вышивке.

Это современная вышивка и современные дизайны, которые покорили сердца любителей вышивки всего мира. Юмико выпустила несколько книг, в которых предлагает принты и мастер классы.

Тамбурная вышивка. Люневильская вышивка

Какие ассоциации приходят в голову, когда мы говорим о французской моде прошлых веков? Утонченные платья, изысканные фасоны, удивительной красоты ткани и, конечно же, вышивка на них. Благодаря европейской культуре Эпохи Просвещения, мы имеем возможность наслаждаться уникальными техниками украшения тканей, в том числе и люневильской вышивкой.

Люневильская вышивка до сих пор популярна среди адептов высокой моды и знаменитые кутюрье, например дом моды “Шанель (Chanel)” активно используют эту старинную технику вышивки тамбурным швом для создания роскошных моделей, броско и ярко украшая современную одежду вышивкой и богато украшая ее бисером и бусинками, блестками и пайетками, кристаллами и ценными камнями.

На фотографии вы видите профессиональную кутюрную вышивку люневильским крючком от Наталии Сорокиной (больше информации об этой работе вы найдете на страничке “Основы кутюрной вышивки. Люневильский крючок и игла”).

Сегодня мы подробно расскажем об этом виде изысканной вышивки и ее истории, а также подробно рассмотрим технику вышивки люневильским крючком и ее особенности.

От Франции XVII века и до наших дней. Роскошное изящество люневильской вышивки

В начале 1800 годов Герцог Лорренский, владелец Люневиля и его окрестностей, стал покровителем гильдии вышивальщиц, которые стекались в этот город со всей страны. Именно от названия территории пошло наименование техники вышивания. Однако свой современный вид и основные черты она получила только спустя полвека. Изначально ткань обрабатывалась обычной иглой и расшивалась тамбурным стежком.

Благодаря простоте и монотонности работы можно было украсить большие площади, однако, если ускорять темп, нить часто рвалась и запутывалась, обрывая ряд и создавая впечатление неряшливости. Посовещавшись, именитые мастера пришли к выводу, что нужен иной инструмент, который позволит аккуратно и безопасно прошивать ткань без потери времени. Так обычную иглу заменил необычный крючок.

Люневильский крючок

Благодаря новому приспособлению, рукодельницы получили возможность работать в несколько раз быстрее.

Устройство состоит из винтовой рукоятки с указателем направления крючка, чтобы управлять нитью в процессе вышивки. Сам крючок больше похож на сборную иглу с загибом, он намного острее стандартного вышивального крючка, что помогает аккуратно и быстро прошивать ткань. Толщина игл зависит от выбранного для вышивки материала – тонкие ткани требуют тончайших крючков, в то время как для плотных и тяжелых материй подойдут только массивные иглы.

На фотографии вы видите люневильский крючок на фоне рабочего процесса Сьюзан, автора блога “Plays with Needles”. Сьюзан показывает ход вышивки в разных ракурсах, рекомендуем посмотреть ее рассказ с фотографиями на страничке “Getting Hooked: Tambour Beading Masterclass”.

Вот что Сьюзан говорит о своих ощущениях от тамбурной вышивки:

“Слово “tambour” по-франзуски означает “барабан”. это относится к тому, насколько плотно натягивается ткань на раму для работы.

Я принимала участие во многих мастер-классах и большинство из них были вариацией одного и того же. почти во всех использовались нитка и иголка. Даже если техника была совсем новой, нитка и иголка были мне уже знакомы. С тамбурным крючком (люневильским крючком) был совсем другой случай.

У тамбурной вышивки крючком есть свои особые характеристики:

– вы всегда работаете на изнаночной стороне (“лицо” готовой вышивки смотрит вниз), поэтому когда вы пришиваете бисер или пайетки, вы фактически делаете это по изнанке и вам приходится практически работать наощупь, проверяя правильность строчки, или постоянно смотреть сквозь ткань (поэтому тамбурная вышивка часто выполняется на прозрачной ткани-основе);

– вместо иголки вы вышиваете крючком, а рабочая нить находится на изнанке. По лицевой стороне ткани вы выполняете петельки цепочки тамбурного шва, а бисер и блестки пришиваются по изнанке, именно поэтому нам приходится постоянно поворачивать работу для того, чтобы посмотреть, как проявляется на готовая вышивка;

– если вы правша, то ваша правая рука находится над рамой и вышивает крючком, а левая рука находится под рамой, управляя рабочей нитью и бисером (пайетками). Эта последовательность мне уже была знакома по японской вышивке, самым сложным было научиться пользоваться люневильским крючком.

Техника вышивания тамбурным крючком (люневильским крючком) заключается в том, чтобы правильно накручивать и поворачивать нить на крючке, а затем протягивать ее на лицевую сторону, закрепляя петелькой. Это просто сказать, а в реальности крючок у такого новичка как я все время постоянно цеплется то за ткань и за нить”.

Люневильская вышивка: суть техники

Помимо люневильского крючка вам потребуются пяльцы или рама для натяжения ткани. Как уже выше рассказала Сьюзен, работа выполняется двумя руками, над и под тканью, причем сверху мастер видит только изнаночную часть. Ткань прошивается крючком вниз, снизу рука мастера подает нить, на которую нанизаны пайетки, бисер или бусины, если речь идет об объемной вышивке, либо только нить, если ткань украшается без дополнительных материалов. Важно отдавать предпочтение тонким, но прочным нитям, так как работа ведется «с катушки» и разрыв нити может повредить всю задумку.

Тамбурный шов делается достаточно просто:

1. На конце нити завязываем большой и прочный узел.

2. Крючок держим строго вертикально над тканью, под углом 90 градусов в правой руке. Нить подаем под тканью левой.

3. Аккуратно протыкаем ткань крючком, набрасываем на него петельку, натягивая нить поворачиваем рукоять против часовой стрелки и вытаскиваем ее наверх.

4. Наверху крючок поворачиваем обратно и начинаем вышивать, прокалывая ткань на равных расстояниях и постоянно поворачивая устройство.

5. Когда узор вышит – последний стежок фиксируется узлом с изнанки. Если ткань прозрачная, стоит делать это максимально аккуратно.

Применяется люневильская вышивка в различных областях. Простыми нитями можно расшивать домашний текстиль, в одежде применяется с добавлением бисера и бусин, пайеток и камней. Такой способ украшений выглядит дорого и оригинально, поэтому его часто предпочитают дизайнеры авторских и эксклюзивных вещей, в том числе и свадебных платьев. Отлично такая вышивка смотрится на сумках и обуви.

При кажущейся простоте это рукоделие имеет свои нюансы, на которые важно обращать внимание:

· Толщина крючка должна соответствовать плотности ткани.

· Нужно держать инструмент в рабочем состоянии. Если острие крючка затупится – вы рискуете повредить ткань.

· Материал должен быть плотно натянут на раму, иначе вышивка получится геометрически искаженной.

· Работа ведется с изнанки, поэтому нужно заранее наносить контур на ткань и безукоризненно следовать ему.

Люневильская вышивка: видео мастер-классы

Тамбурная вышивка люневильским крючком от школы вышивки университета Кентукки:

Основной стежок тамбурной вышивки от Мэри Корбет:

Люневильская вышивка крючком от Виктории Бойко в авторской интерпретации (бисер пришивается на “лицо” работы, а не на изнанку, как в классической люневильской вышивке):

Процесс пришивания блесток (пайеток) по “лицу” работы люневильским крючком:

Вышивка тамбурным швом при помощи обычного крючка:

Если соблюдать все тонкости, в готовом виде вышивка будет настолько красивой и аккуратной, что покорит сердце любого знатока!

Обсуждение статьи

Вы можете оценить статью, поделиться своим мнением, а также подписаться на комментарии к статье.

Декоративная техника вышивания люневильским крючком

Декоративная техника крючком (тамбурная) применяется как украшение для этнических нарядов из текстильных материалов, выполненных традиционными приемами. Данным методом украшается богатая свадебная одежда, индийское сари. Техника тамбурного вышивания заключается в выполнении стежка цепочкой вязальным крючком. Для этого применяется тонкий крючок, заостренный на конце, что облегчает прокол полотна.

Мастерицы протаскивают крючком через основу нитку, образовывая цепочку декоративной вышивки. Старинная методика вышивания отличается применением золотых и серебряных нитей, бисера и камушков на просвечивающихся тонких тканях: шелке, батисте или же на плотных – бархате.

На легких тканях декоративная вышивка экстравагантно и красиво, словно шикарный кружевной материал. Прочные ткани выдерживают массивные работы, украшенные бисером и стразами.

Вышивание происходит с применением обеих рук, поэтому лучше всего запастись гобеленовыми рамами либо же пяльцами с подставкой. Ознакомимся с методикой выполнения тамбурного стежка.

Вышивка люневильским крючком

Для рукотворного создания шедевра, нам необходимо запастись:

  • полотном и нитками;

  • ножницами; бисером, стразами;

  • специальными пяльцами;
  • трафаретом или копировальной бумагой.

Прежде, чем начать трудиться над изделием, заправляем тканевую основу в приготовленные пяльцы.

При работе с тонкой тканью, основа по периметру обшивается дополнительными тканевыми полосками, заправляемыми позже в пяльцы.

Рабочий процесс. Люневильская вышивка мастер класс

Применяя трафарет либо копирку переносим орнамент на ткань. Можно воспользоваться древним приемом нанесения порошка. Орнамент воспроизводится на кальке, накалываясь иглой по абрису рисунка. После прикладывания кальки к тканевой основе, наносится пигментный порошок, который просачиваясь через проколы, оставляет следы на ткани.

В зависимости от использования основы выбираются и нити разнообразной толщины. Изделия, декорированные золотыми либо серебряными нитками, выглядят божественно.

Методика прокладывания стежка

Начало выполнения интересной и захватывающей работы заключается в следующих шагах:

  1. Перед работой, завязывается на кончике нитки узел.
  2. Сверху вводится крючок под углом девяносто градусов, нить подается с изнанки.
  3. Вытягивая первую петлю, контролируем, чтобы рабочая нитка подтянулась так, что узелок стал впритык к полотну, фиксируя этим нить.
  4. Удерживая волокно левой рукой, а инструмент – правой, прокалывается, аккуратно раздвигаясь, полотно, крючок опускаем вниз.
  5. Накидываем нить на вязальный инструмент, поворачивая против стрелочки часов в полный оборот.
  6. Петля вытягивается на лицо, крючок поворачивается за стрелкой часов.
  7. Все предварительные действия повторяются заново.
  8. Таким образом, формируется цепочка декоративного шва. Поворачивание крючка происходит во избежание прорыва основы и расслаивания нитки.
  9. Окончив вязание, нитку выводим на изнанку, провязываем пару звеньев и обрезаем нить. Какая бы не была длинна строчки, она всегда должна оставаться с равными звеньями.

Нить, использующаяся в вязании, выбирается тонкая, прочная, достаточно перекрученная. Волокно подбирается строго в тон основного материала, чтобы не допустить просвечивания.

Вышивка с применением бисера

Тамбурное шитье дает возможность заполнить большую площадь вышиваемого изделия.

Таким приемам без затруднений научатся умелые рукодельницы, владеющие техникой ручной вышивки, и даже начинающие мастерицы. Декоративная техника вышивания крючком используется для украшения индийской одежды, отчасти декорирования сари. Одежда восточных стран, вышитая бисером привлекает восхищенные взгляды окружающих.

Тамбурная вышивка отличается тем, что ее технология позволяет использовать в работе разнообразные украшения в виде бисера либо стекляруса. Для этого декоративный материал нанизывается на нитку. Вышивая бисером, тамбурный стежок прокладываем по изнанке, а декоративный элемент располагаем на лицевой стороне. Таким образом, бусины пришиваются гораздо быстрее, чем штопальной иглой.

Старинная техника выполнения декоративного стежка – несложная для новичков и сможет украсить любой применяемый в повседневной жизни дамский аксессуар.

Прикреплять бисер с помощью крючка быстро и удобно, так, как пришивая бусинку нужно сделать несколько швов, а крючком бусина присоединяется к полотну сразу.

Люневильская вышивка мастер класс

Рассмотрим поэтапно, как происходит вышивание с помощью крючка:

  1. Нанизываем бисер на нитку, завязав небольшой узелочек, во избежание соскальзывания бусинок.
  2. Крючок вводится с изнанки, захватывает нить, и с петелькой выводится назад.
  3. Основа переворачивается изнанкой вверх, инструмент вводится в образовавшуюся петлю.
  4. Полотно переворачивается лицом вверх, одна бисеринка пододвигается в точку первоочередного прокола.
  5. Вязальный инструмент вводится в ткань снизу вверх, сразу за бусиной, обвивается нитью и выводится на изнанку.
  6. На изнанке получилось две петли. Повернув крючок на 180 градусов, одна петля провязывается через другую.
  7. Оставшиеся бусинки вышиваются также. На изнанке получается петельная цепочка.
  8. Лицевая сторона отличается рядом бисера.
  9. По окончании работы, нитка протягивается на изнаночную сторону и закрепляется.
  • Внизу рубрики прилагаю побробное видео мастер класс по люневильской вышивке;

Непревзойденные мировые дизайнеры и кутюрье в создании своих творческих работ используют данный вид рукоделия. Декоративная техника вышивания крючком известна на всей планете. Большинство модных показов коллекционной одежды преподносит зрителям сюрприз в виде изделий, декорированных тамбурной вышивкой.

Постоянно блистают на подиумах свадебные и вечерние дорогие наряды, украшенные драгоценными камушками. Многогранность вышеописанной вышивки вдохновляет на творческие поиски возможностей и новых задумок еще интереснее декорировать нарядную и шикарную одежду. Благодаря этому наш мир стает гораздо лучше.

Вашему вниманию предлагаю посмотреть подробное видео о материалах, применяемых в вышивке бисером:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]