Икебана «зима»: принципы сбора и варианты композиций

Икебана «зима»: принципы сбора и варианты композиций

В икебану входят три основных компонента:

* природный материал (цветы, ветви деревьев, листья и др.),
* ваза,
* металлическая наколка – “кэндзан”.

Главный эстетический принцип – изысканная простота, достигаемая выявлением естественной красоты материала.

Название произошло от слов “ике” (жизнь) и “бана” (цветок), что означает “дать жизнь цветам”. В композиции использовали две ветки, символизирующие небо и землю. С середины VII века в основу икебаны внесли третий элемент, который обозначал человека.

В наше время в Японии насчитывается около 300 школ и направлений икебана.

Японский мастер при создании композиции обязательно учитывает форму, цвет и размер вазы, а также все то, что окружает ее, – фон, подставка, освещение.

В основе любой композиции лежит разносторонний треугольник – японцы считают его выражением наиболее глубокой гармонии.

Осибана – коллаж из сухих цветов.

Икенобо – традиционная древняя школа икебана, входит в тройку самых влиятельных в Японии. Является хранительницей самого древнего стиля – “рикка”. Для композиций этого стиля используют глубокие вазы с расширенной горловиной. Растения в композиции стиля “рикка” не опираются о стенки вазы, а выходят из воды одним пучком, как будто на едином вертикальном стволе высотой 15 см.

Охара – одна из ведущих школ икебана в Японии, была основана г-ном Унсин Охара в 1897 г. в связи с развитием культурно-экономических связей с Западом. Школа “Охара” внесла в развитие икебаны новый стиль, названный “морибана”, для которого характерно использование неглубоких ваз. Эта школа придает большое значение особенностям времен года, процессам естественного роста, красоте окружающей среды и верит, что для ее учеников очень важным является самостоятельное наблюдение за природой. Растения размещают в низких вазах на наколках. Благодаря такой постановке цветов можно создать богатый ландшафтный пейзаж.

Школа “Охара” имеет около 160 отделений в Японии и 58 за границей, около 130 тыс. преподавателей и более 1 млн. учеников во всем мире.

Согэцу – третья ведущая школа икебана. Переводится как “луна и цветы”. Основана в 1926 г. Софу Тэсигахара, под влиянием авангардистских течений. Школа показала возможности использования в композиции живого и неживого материала (камни, пластик, металл, перья, проволоку и др.).

Новая икебана – новейшая школа икебана основана в 1936 г. Софу Тэсигахара. Он вместе с известными мастерами икебаны сформулировал новые принципы икебаны. Особенностью этой школы является то, что каждый может составить композицию в любое время, в любом сосуде и из любого материала.

Икебана – японское искусство оформления букета. Слово «икебана» означает «живые цветы». Другое японское слово для того же понятия – kado- («путь цветов»). Зарождение искусства икебаны тесно связано с буддизмом в Японии, где уже в VI веке буддийские монахи совершали ритуальные приношения цветов на алтарь.

В VI в. в буддийских храмах, которые в последующие столетия возникли во всех областях Японии, по обеим сторонам алтаря стали появляться необычные букеты. Огромные негнущиеся ветки, гармонирующие с величественной обстановкой храма и названные рикка (что означает «стоящие цветы»), возвышались над узорчатыми бронзовыми сосудами, которые наряду с остальным украшением храмов привозили из Китая. Кончики ветвей, а также цветы устремлялись в небо, как бы взывая к богам.

Постепенно букеты рикка стали делать более низкими, и они продолжали быть господствующей формой аранжировки в храмах и дворцах вплоть до конца XII в. Составители рикка стремились олицетворить в букетах священную гору буддизма Сумисэн. В связи с этим в качестве основы они использовали сосновые веткп. В центре вазы всегда устанавливалась сосна высотою в 1,5 метра. Кроме сосны брали кедр, кипарис и бамбук. Особое место отводилось также белым хризантемам. С течением времени интерес к композиции р и к к а стал падать. В настоящее время она считается устаревшей.

В XV в., во время правления сегуна Асикага (1436— 1490), появилась новая форма аранжировки. В этот период в национальных японских домиках была введена токоно-ма. Сюда стали ставить букеты более простых композиций. В XVI в., когда в обиход японцев начали входить чайные церемонии, сложилась новая форма аранжировки — нагэирэ.

Этот метод аранжировки называют натуралистическим, поскольку, согласно правилам, цветы расставляются в вазе в «естественном виде». Считается, что стебельки каждого цветка должны стоять самостоятельно, ничто не должно заслонять их. Но допускается подрезание листьев, стеблей и даже цветов.

В XX в. в Японии получило развитие новое направление аранжировки — морибана, которое отражает влияние и западной цивилизации. В отличие от официально-торжественной рикка и натуралистической нагэирэ, предназначенных для исконно национальных домов, морибана подходит и к условиям европейского интерьера, так как особенностью этого стиля является установка букета в низких и плоских вазах.

Морибана, сочетая в себе оба названных стиля, содержит и третий — она как бы моделирует определенный пейзаж или кусочек японской природы. В связи с этим она обильнее, чем рикка или нагэирэ, допускает применение зелени и полевых цветов. Хотя в се аранжировках и нет тех формальных элементов, которыми отличались предшествующие стили, все же идеи дзэн-буддизма в ней достаточно очевидны.

Для составления букетов морибана используется кэндзан. Он представляет собой тяжелую металлическую подставку с игольчатыми стержнями, между ними вставляются стебли цветов и ветки. Составленные букеты обычно украшают гостиную, кабинет, спальню. Букет должен гармонировать с обстановкой.

В основе японской аранжировки цветов лежат три линии, символизирующие Небо, Человека и Землю. Главная линия — это стебель, обозначающий Небо, часто называемый первичным, или син. Именно этот стебель образует основу букета, поэтому он должен быть достаточно прочным. Рядом с ним помещается второй стебель — символ Человека, называемый соэ. Он помещается таким образом, чтобы создать впечатление роста в сторону. С о э должен быть равен примерно двум третям высоты син и наклонен в ту же сторону. Третий стебель — тай, символизирующий Землю, самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклоняются два первых. Этот стебель составляет две трети высоты соэ. Все стебли закрепляются в кэндзане так, чтобы производить впечатление кроны единого ствола. К букету можно добавлять различную зелень, стебли трав, однако позиция основных трех стеблей неизменно сохраняется. Перед составлением букета важно точно определить форму вазы. Размер композиции целиком зависит от ее диаметра и глубины. Длина первого стебля подбирается по формуле: глубина + полтора диаметра вазы. Длина второго и третьего стеблей составляет соответственно по две трети от предыдущего.

В Японии имеются различные школы составления букетов, и правила, установленные одной школой, не всегда признаются мастерами других. Тем не менее главные правила искусства, выросшие на основе дзэн-буддизма, являются общими для всех школ.

Поскольку доктрина дзэн сосредоточивает внимание на единичном, то в икебана подчеркивается уникальность каждого цветка. «Один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка», — говорил Ясунари Кавабата. Еще мастер икебана и чайной церемонии Рикю (1522—1591) учил японцев этому искусству. «В Японии и теперь, — говорил Кавабата, — во время чайной церемонии в нише чайной комнаты стоит всего один нераскрывшийся цветок» [86, с. 394].

В японской системе аранжировки цветов, построенной на основах дзэн, особое внимание уделяется фактору динамизма: аранжировка должна отражать развитие во времени, его течение или же связь с определенным временем года. С этой точки зрения подбирается и соответствующий материал: полностью распустившиеся цветы, стручки, засохшие листья выражают прошлое; наполовину распустившиеся цветы или зеленые листья — настоящее; бутоны, набухшие почки — будущее. Время года также имеет свою символику: весна — энергичные изгибы веток; лето — распустившиеся лепестки, листья, стебли; осень — редко поставленные тонкие ветки; зима — оголенные ветки.

Букеты цветов и растений для японца — это не только украшение, но всегда что-то значимое, символическое. Сосна и роза символизируют вечную молодость и долгую жизнь, сосна и омото (родея) — молодость и вечность, сосна и пион — молодость и процветание, пион и бамбук — процветание и мир, хаботан (цветы капусты), хризантема, орхидея — радость. Букеты к Новому году и свадьбам составляются из веток сосны, листьев бамбука и цветов сливы. Если слива еще не цветет, используют хризантему и орхидею. В марте на праздник девочек букет составляется из цветов персика, репы и хризантемы, на празднике мальчиков в букете особое место занимает ирис. Все праздничные букеты исключают осенние цветы, листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, розу, пионы, нестойкие цветы и сикими (иллиций анисовый, бадьян) — разновидность вечнозеленого растения, которым по традиции украшают алтарь в буддийском храме. На помолвку или на свадьбу в букет не ставят цветы, в названии которых звучит элемент сару, означающий расставание (например, цветок сару-субэри — индийская сирень или сару-ториибара — повой).

Как видим, букеты, с одной стороны, отражают особенности характера японцев, а с другой — формируют этот характер. Включенные в процесс общения, букеты воздействуют на человека.

Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени в метре от токонома, слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Если хочется рассмотреть основание букета, то об этом следует спросить хозяина. Когда гость направляется к букету, хозяин и хозяйка садятся рядом с токонома, обращаясь лицом к гостю. Последний всегда высказывает восхищение, хозяева обычно с поклоном отвечают: «Нам стыдно за нашу скромную поделку».

Даже беглый обзор основных концепций аранжировки показывает, что ведущими принципами здесь выступают простота, асимметрия и кажущаяся незавершенность. Сами букеты вызывают ощущение спонтанности, самопроизвольности, непосредственности. Чтобы овладеть искусством составления таких букетов, требуются годы терпеливой имитации основных канонических приемов, которыми владеют мастера аранжировки. В своей потребности соприкоснуться с красотой японцы не останавливаются ни перед какими трудностями. Они настойчиво и упорно годами тренируют канонические движения, перенимая их у мастеров икебана, и тем самым сохраняют этот вид искусства для грядущих поколений.

Иемото (Iemoto) – глава школы икебаны;

Кензан (Kenzan) – металлический держатель с плотной щеткой заостренных игл или гвоздей;

Коми (Komi) – деревянный держатель для цветов, сделанный в форме латинской буквы V;

Мизугива (Mizugiwa) – основание оформления икебаны, её нижняя часть;

Морибана (Moribana) – аранжировка икебаны в низком неглубоком сосуде. Этот стиль был создан в XIX веке и призван воплотить пейзаж в миниатюре;

Икэбана

ИКЭБАНА — традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икэбана — это «цветы, которые живут».

В европейском искусстве составлением букета демонстрируется мастерство человека, создавшего его, тогда как создатели икэбаны стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность представленных в икэбане растений, глубинный смысл их сочетаний и расположения — композиции в целом. Кроме того, европейцы по большей части стремятся к пышности, нарядности, богатству колорита, тогда как японские мастера икэбаны стремятся к предельной строгости, даже лаконизму в форме, ограничиваясь порой двумя-тремя веточками и уделяя особое внимание самым простым и скромным растениям.

Этот вид искусства, зародившийся в Индии и проникший в Японию вместе с буддизмом из Китая, получил широкое распространение в этой стране и стал играть значительную роль в культурной жизни ее общества. Именно в Японии икэбана, выйдя за рамки ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а также почитаемым предкам, стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые различные сферы общественной жизни.

Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого — вот кредо истинных художников икэбаны. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хайку: их отличают те же краткость, глубина и совершенство.

Искусство икэбаны в современной Японии является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире.

Однако японцы любое занятие доводят до профессионального совершенства, они ни в чем не выносят дилетантизма, каждый занимается своим делом как профессионал.

Обманчивые представления о легкости и общедоступности искусства икэбаны, к сожалению, нередко приводят к тому, что за пределами Японии оно становится, в сущности, псевдоискусством. На Западе икэбана рассматривается порой как легкое и приятное занятие в свободное время, тогда как в Японии это искусство продолжает оставаться объектом серьезного познания, длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального действа, поскольку для многих икэбана остается не только необходимым элементом национальной культурной традиции, но и совершенной моделью мироздания.

Растительный материал — собственно аранжировка ветвей, цветов и трав — конструируется в икэбане по строгим нормам, стилистическое своеобразие икэбаны выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов — «ветвей». Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Особенности стиля икэбаны находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основными конструктивными элементами.

Структуру икэбаны определяют ее стиль, школа и форма композиции. История искусства икэбаны открывается созданием великолепного торжественного стиля, который получил название рикка (дословно — «поставленные цветы»). Стиль же нагэирэ базируется на самом простом принципе компоновки растений, когда их небрежно, словно бы беспорядочно, ставят в вазу. Но именно в этой кажущейся непринужденности, простоте и заключена особая сложность создания художественного образа в икэбане стиля нагэирэ.

Стиль сэйка принципиально отличается от стиля нагэирэ тем, что в этом стиле сосуд не играет роли ствола или сильного стебля, а олицетворяет животворные силы матери-Земли. Далее, в отличие от стилей рикка и нагэирэ, в икэбане стиля сэйка «световая область» всегда помещается в правом или левом заднем углу композиции. Это обстоятельство предопределяет расположение трех основных конструктивных элементов: они все направлены к источнику света, подобно тому, как это бывает и в самой природе.

Для стиля морибана характерно такое расположение растений, при котором они никогда не касаются краев сосуда, а прямо поднимаются над водой. В икэбане стиля морибана сосуд играет роль корней растения, а не стебля или ствола, как это имеет место в нагэирэ или сэйка. Такой сосуд-корень позволяет выдерживать достаточно высокие растения и делать самые сложные изгибы, придавая им весьма неустойчивые положения и все же сохраняя устойчивость. Для составления композиций в стиле морибана используется кэндзан — тяжелая металлическая подставка с торчащими иглами, между которыми закрепляют ветви, крупные листья и стебли.

Подобно средневековому тексту, икэбана может быть «прочитана» и на самом глубинном философско-религиозном уровне, предстать как образ идеального мира и быть воспринята как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок; она может быть и нежным любовным или дружеским посланием и вызывать восхищение своей красотой.

В икэбане нашли образное воплощение единство и борьба противоположностей — сил инь (тьмы) и ян (света). В искусстве икэбаны области инь и ян имеют многоплановую символику: и отвлеченно космическую, когда они выступают как силы тьмы и света, и в известном смысле эротическую, так как диалог между растениями, отнесенными к мужской или женской части композиции, осознается нередко как образ любовного свидания.

Многообразию форм, которые составляют композицию икэбаны, не уступает ее цветовое богатство, которое имеет столь же глубокий символический смысл, как и геометрические фигуры и линии.

Зеленый цвет является олицетворением весны и вместе с тем символизирует восток, ибо там рождаются день и весна как начало года. Зеленый цвет ассоциируется с планетой Юпитер, имеющей таинственный голубовато-зеленый цвет.

Огонь воплощает красный цвет — цвет лета, юга и планеты Марс.

Белый цвет символизирует осень — время вызревания белоснежного риса, он соответствует первоэлементу металл (раскаленный добела), его связывают с западом и белесым цветом Луны и сиянием планеты Венера.

Самое темное, глухое время года — зима — ассоциируется с черным цветом, с водой

(с темными глубокими водами), с наименее яркой планетой Меркурий.

Символика желтого (золотого) цвета связана с концом лета, олицетворяющим животворящие силы стихии, землю. Он воплощает также идею центра и ассоциируется с планетой Сатурн.

Отдельный семантический ряд в искусстве икэбаны образуют геометрические символы. Линейно графическая и объемно-пространственная структуры икэбаны — едва ли не самая главная ее часть. Важнейшей геометрической формой в икэбане является треугольник, который претворяется в ее композициях во всех вариантах. Треугольник символизирует в икэбане плодоносящие силы матери-Земли, священную гору Сумер; триаду Небо, Земля, Человек, рождение — жизнь — смерть, тело — ум — душу.

Треугольник в квадрате, который выстраивается, например, в чертеже икэбаны в стиле морибана, олицетворяет божественное и человеческое, небесное и земное. Треугольник внутри круга, также связанный с графикой различных форм икэбаны, в частности в стиле хэйка, выражает идею троичности в едином.

Временное начало композиции — один из важнейших ее элементов. В ней должно быть и ощущение течения времени, и определенное время, т.е. остановленное «вечное теперь», и процесс перехода от прошлого к будущему через настоящее.

Прошлое воплощают полностью распустившиеся цветы, стручки, засохшие листья, настоящее олицетворяют цветы, лишь начинающие распускаться, и свежие зеленые побеги, будущее — бутоны и набухшие почки.

Времена года — основная временная парадигма: весна — энергичные изгибы ветвей; лето — пышное цветение, буйная зелень; осень — редко поставленные тонкие ветви или стебли; зима — «спящая» природа.

Символика цветов и деревьев, их сочетаний в икэбане образует сложный язык. Так, сосна и роза — это вечная молодость и долголетие, сосна и родея (омото) — молодость и вечность, сосна и пион — молодость и процветание, пион и бамбук — процветание и мир, цветы капусты (хаботан), хризантема, орхидея — радость.

Семантика икэбаны, аллегорическое и символическое значение ее элементов, как мы видим, неразрывно связаны с эстетическими качествами.

Бамбук является символом долголетия, так как он вечнозеленый, и конфуцианского принципа сыновней почтительности, так как, согласно легенде, молодые побеги бамбука появились внезапно в ответ на мольбы и слезы почтительного сына, который хотел исполнить желание старой матери: ей очень хотелось похлебки из побегов молодого бамбука. Бамбук олицетворяет также мужскую волю и несгибаемость, утверждаемые этикой дзэн-буддизма: он полый внутри — этой пустоте уподоблено очищенное от эгоистичных стремлений сердце самурая, бамбук не ломается и очень прочен.

Веточки бамбука, сосны и сливы часто группируют вместе, и они олицетворяют долголетие, так как все эти растения остаются зелеными и в холодную пору.

Символом Японии являются цветы хризантемы. Естественно, что эти цветы — частый мотив икэбаны: искусство составления композиций из хризантем продумано японскими мастерами с особой тщательностью. Философско-поэтические ассоциации, связанные с этим цветком, особенно многоплановы и глубоки. Хризантемы уподобляют одиноким вершинам с их чувством собственного достоинства и покоем, они словно благородные люди с их чувством долга. Такие растения уникальны — они возвышаются над пошлостью и воплощают сущность осени.

Ветка абрикосового дерева также нередко используется в икэбане, это растение выступает как символ красоты и изящества женщины: глаза японок часто сравнивают с яйцевидными зернышками абрикоса. Цветущая ветка яблони выражает пожелание мира в семье, который воцаряется благодаря добродетели жены и матери, икэбана в виде натюрморта из нескольких яблок знаменует вечное согласие. Жасмин олицетворяет сладостность наслаждения жизнью, ее полноту и терпкий аромат. Это растение используется в чайной церемонии. Белизна его цветов, совершенство каждого лепестка, сильный запах очерчивают своеобразие жасмина как знака подлинного бытия и стремления насладиться им, обрести это бытие.

Следующие двенадцать растений, собранные в одной композиции, воплощают полноту жизни, ее ритм, олицетворяют двенадцать месяцев года: слива, персик, пион, вишня, магнолия, гранат, лотос, груша, мальва, хризантема, гортензия и мак. Четыре времени года чаще всего претворены в композициях из пионов (весна), лотосов (лето), хризантем (осень), веточек сливы (зима).

Существенно отметить, что ряд растений никогда не включается в праздничные композиции. Таковы, например, осенние листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, японская роза, пионы, нестойкие разновидности вечнозеленых растений, которыми по традиции украшают алтарь в буддийском храме.

На помолвку или на свадьбу не включают в икэбану растения, в названия которых входит элемент, звучащий как «сару», ибо так же звучат слова «разлучаться», «расставаться». Например, не включают в свадебные композиции индийскую сирень (сару-субэри) и цветы повоя (сару-ториибара).

У японцев есть три важнейших понятия, связанных с эстетическим осознанием мира: ханами (любование цветами), цукими (любование луной) и юкими (любование снегом). Отличие икэбаны как объекта созерцания (ханами) от двух других объектов эстетического созерцания состоит в том, что она есть результат активной роли человека. Создатель икэбаны творит, подобно самой природе, художественную реальность. В известном смысле композиции икэбаны — это образ идеального бытия как антипода смерти. Срезая цветы, человек несет им смерть и в композиции икэбаны воскрешает их, но не для того, чтобы вернуть к прежней, земной жизни. Поэтому в икэбане не воспроизводится натуралистически картина жизни цветов на земле, а конструируется их предельно совершенная форма, которая в обыденной жизни чаще всего не выявлена.

Японские теоретики искусства икэбаны выработали семь основных параметров, по которым анализируются произведения мастеров этого искусства. Это соотношения: 1) растений и сосуда; 2) сосуда и подставки; 3) цветов и фона; 4) цветов между собой; 5) формы цветов и формы сосуда; 6) цветовые отношения в композиции; 7) относительная позиция растений в икэбане.

Модулем конструкции икэбаны является сосуд, в котором аранжируются растения. Поэтому искусство икэбаны, его стилистические изменения и эстетика были связаны с развитием декоративно-прикладного искусства, прежде всего керамического, фарфорового производства, с литьем из бронзы и изделиями из лака как в самой Японии, так в Китае и Корее.

При всей канонической строгости икэбаны в ней всегда должна сохраняться некоторая импровизационная неопределенность, в ней господствуют не абсолютные нормы, а законы относительности. Наиболее ярким воплощением этой неопределенности являются, несомненно, принцип асимметрии в композиции и ее особая ритмическая организация. Асимметричность по-разному проявляет себя в икэбане с центрическим построением и в икэбане со сдвинутым влево или вправо композиционным центром.

Эстетический смысл имеет не только созданная композиция икэбаны, но и процесс обучения этому искусству, да и не только этому. Школа икэбаны, процесс обучения этому искусству предстают в контексте японской культуры как особая, во многом изолированная от всего прочего «педагогическая провинция», где процесс обучения весьма длителен и где мудрые наставники главным образом кропотливо трудятся над выявлением и всесторонним культивированием природных дарований своих подопечных. Здесь господствует атмосфера своеобразного благочестия, почтительного вживания в космический ритм бытия, что облекается в форму особой обрядности: жесты и позы учителя, а затем и учеников исполнены глубокого смысла.

Сама природа учит японца ценить мгновение, поэтому важна не техника построения икэбаны, а душевная тренировка.

В современном японском интерьере продолжает жить икэбана и традиционного толка, и новых школ, в которых, как в архитектуре и садовом искусстве, используются и новые конструктивные принципы, и новые материалы. Икэбана продолжает существовать и как профессиональное, и как самодеятельное искусство. Икэбана шествует по всему свету, особенно широкое распространение она получила в США, Франции и ФРГ, все большую популярность она завоевывает и у нас в стране.

В 1563 г. войска даймё Токугавы Иэясу подавили мятежников в провинции Микава (ныне префектура Айти), Ода Нобунага в 1571 г. сжег вместе с осажденными монахами монастырь Энрякудзи на горе Хиэй(дзан) — оплот секты Икко, а в 1580 г. окончательно разбил войска секты.

Зимний букет и рождественские композиции. МАСТЕР-КЛАСС

Зима часто воспринимается нами, как монохромное время года, где все заполонил снежно-белый цвет. Но на самом деле – это время контрастов: белый снег и сочно-красные ягоды калины и рябины, фиолетовый красивоплодник и насыщенная зелень хвойников.

Зимой даже ароматы более густые и насыщенные. Все это может передать и ваш букет! Сочетайте мягкий, воздушный хлопок и шишки, яркие розы, апельсины и ветви ели.

Объединяйте противоположные по фактуре, цвету и форме элементы в букете. То, что летом было бы слишком, в зимнее время обогатит букет и создаст настроение.

Зимний букет – настоящее произведение искусства! Разве может быть иначе? Ведь в зимнем букете часто используются не только цветы, но и другие природные материалы, соответствующие сезону:

  • грозди рябины, красивоплодника, калины
  • веточки с плодами снежноягодника, барбариса, шиповника
  • ветви березы
  • сухие цветочные коробочки с семенами, физалис
  • шишки
  • кора и изящные ветви деревьев
  • ветви хвойников(ели, можжевельника, туи, кипариса)
  • коробочки хлопка
  • палочки корицы
  • бадьян
  • сушеные апельсины
  • плоды и орехи
  • сухие травы
  • соцветия гортензии и другие сухоцветы

Ваша фантазия может подсказать самые неожиданные варианты элементов и декора букета. Выбирайте то, что не замерзнет, не завянет быстро, что ассоциируется у нас с зимней порой. Например, флористы советуют выбирать для своего букета цветы темных оттенков, они более стойкие и даже, если лепестки немного пострадают от холода, это не будет заметно.

Для зимнего букета идеально подойдут роза, хризантема, каллы, гвоздика, гербера, тюльпан, гипсофила, фрезия, гортензия, подснежник, цимбидиум.

Дополнительными аксессуарами для букета могут стать вязаные элементы, ленты, кружево, шнуры, пуговицы, фольга, елочные шары, бусины, органза, фигурки ангелочков и птичек.

Корзина с бордовыми и рыжими розами, хлопчатником, гранатом, ветками пихты и еловой шишкой с корицей. NFlo

Зимний букет из хлопка, эрингиума и роз, брунии.

Яркий, насыщенный, и в то же время, зимний букет с розами пиано, илексом, орхидеями и хлопком.

Этот букет составлен из ветвей сосны, “заснеженных” еловых шишек, брунии, ветвей туи, снежноягодника и эвкалипта. Нежно и легко выглядят в букете мелкие цветы, напоминающие цветение вишни. Ручка букета оформлена кружевом ручной работы, шпагатом и вощеным шнуром с деревянными пуговицами. Автор: Байчурина Ольга

Интерьерная композиция прекрасно украсит ваш дом в снежные зимние дни, дополнит сервировку стола и вполне может заменить рождественскую елку. Воспользуйтесь советами флористов и создайте свой уникальный декоративный объект. Итак:

Зимняя композиция будет иметь красивую форму, если расположить цветы в ней под разными углами и на разных уровнях.

Любая композиция имеет фокус – точку, которая привлекает внимание(яркий цветок, крупный бутон, свеча, ветвь оригинальной формы). Она не обязательно располагается в центре, но именно вокруг нее строится вся композиция.

Подбирайте контейнер для композиции, сочетающийся со стилем интерьера.

Если композиция будет состоять из свежих цветов, воспользуйтесь флористической губкой. Она будет кстати и при создании рождественского венка для сервировки стола.

В качестве основы композиции можно выбрать пенопласт или пластилин. Такая основа подойдет для новогодних композиций, когда необходимо закрепить ветви ели, шары, фигурки животных, гирлянды, установить свечи.

Для одиночных срезанных цветов можно использовать тонкие узкие сосуды(пробирки), которые легко закрепить внутри композиции.

Используйте ветви разной длины(виноградная лоза, ивовые прутья, ветви и корни деревьев). С их помощью вы можете добавить композиции динамику, направление.

Для новогодней композиции прекрасно подойдет подставка в виде спила дерева. Сама композиция устанавливается на такой подставке не по центру, а смещается в одну из сторон.

На светлом фоне хорошо будет смотреться композиция из ярких и темных цветов, на темном фоне – светлый букет.

Зимняя композиция

Необязательно покупать цветы для вашей зимней композиции. Большинство комнатных растений прекрасно подойдут для ее создания. Тем более, что у многих из них на зиму приходится период цветения. Выбираем:

  • пуансетия(рождественская звезда)
  • шлюмбергера(декабрист)
  • гиппеаструм, амарилис, валлота
  • орхидея
  • плющ
  • хлорофитум
  • цикламен
  • азалия

Ароматная, зимняя композиция из алых роз и еловых ветвей с палочками корицы и апельсином.

Икебана

Задолбали бесконечные перепосты кошачьих харь в соцсетях . Хочется экзотики!
Итак – ИКЕБАННА или ИКЭБАНА, ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО ОРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ.

Правила хорошего тона в японском об ществе не позволяют смотреть собеседнику прямо в глаза – это может быть сочтено как непочтительность или назойливое любопытство. Поэтому лучшим способом установления контакта и является икэбана.

Легенда о рождении икэбаны проста и совершенна, как хайку. Однажды буддийские монахи собрали ветки и листья, сорванные грозой, и поднесли их к ногам статуи Будды со словами: “Будь милостив ко всем. Помоги оживить то, что сломала гроза”. По-видимому, Будда благосклонно принял это подношение и просьбу, поскольку оно перешло в обычай.

Икебана переводится как “вторая жизнь цветов”, или “воскрешение растений”, и учит “искусству умирания”. Поэтому ее можно сравнить с молитвой, но не из слов, а из знаков.

В идее икебаны лежат три линии, символизирующие Небо, Человека и Землю.
Главная линия – это стебель, обозначающий Небо, часто называемый первичным, или син. Именно этот стебель образует основу букета, поэтому он должен быть достаточно прочным.
Рядом с ним помещается второй стебель – символ Человека, называемый соэ. Он помещается таким образом, чтобы создать впечатление роста в сторону. Соэ должен быть равен примерно двум третям высоты син.
Третий стебель- тай символизирующий Землю, самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклоняются два первых. Этот стебель составляет две трети высоты соэ. Все стебли закрепляются в кэндзане так, чтобы производить впечатление кроны единого ствола. Кэндзан это держатель-наколка, предназначенный для фиксации растений в икебане. Кэндзан обеспечивает устойчивость стеблей и веток и их требуемое взаимное расположение. Состоит из тяжёлого металлического основания с множеством вертикальных игл, между которыми вставляется растительный материал. Кэндзан с закрепленными в нем растениями обычно помещается в вазу с водой; его при этом стараются скрыть от наблюдателя.

Появление алюминиевой проволоки во многом упростило процесс создания композиций икебаны. Обмотав цветок, ветку или лист тонкой проволокой, можно легко сгибать его во всех направлениях. Но истинные профессионалы работают без применения подобных трюков. К композиции можно добавлять различную зелень, стебли трав, однако позиция основных трех стеблей неизменно сохраняется.

Перед составлением букета важно точно определить форму вазы. Размер композиции целиком зависит от ее диаметра и глубины. Длина первого стебля подбирается по формуле: глубина – полтора диаметра вазы. Длина второго и третьего стеблей составляет соответственно по две трети от предыдущего.

При создании икебаны особое внимание уделяется динамичности: аранжировка должна отражать развитие во времени, его течение или же связь с определенным временем года.

С этой точки зрения подбирается и соответствующий материал: полностью распустившиеся цветы, засохшие листья выражают прошлое, наполовину распустившиеся цветы или зеленые листья – настоящее, бутоны, набухшие почки – будущее. Время года также имеет свою символику: весна – энергичные изгибы , лето – распустившиеся лепестки, листья, стебли, осень – редко поставленные тонкие ветки, зима – оголенные ветки.

ЕСТЬ РАЗНЫЕ ШКОЛЫ И СТИЛИ ИКЕБАНЫ:
ТАТЕБАНА
(что означает «прямостоящие цветы»).
Такая композиция состоит из прямо поставленных в вазу цветов. Данный стиль был связан с обычаем «кугэ», который заключался в подношениях к изображению Будды. Наряду с подсвечником и сосудом для сжигания благовоний, ваза с прямо поставленными в нее цветами была одним из трех ключевых элементов в композициях мицугусоку, которые ставились непосредственно перед изображением Будды. Сейчас такие композиции можно увидеть только лишь в буддийских храмах — это самый древний стиль икебана. В середине XV века с появлением архитектурного стиля жилых помещений под названием сеин-дзукури, татебана была украшением ниши токонома в комнате для занятий.

Со временем татебана превращается в самостоятельную композицию рикка,
РИККА
Итак, стиль рикка получил свое развитие из композиции татебана. И в начале XVI века становится одним из лучших украшений дворцов и замков, которые как раз в это время начинают возводиться в Японии повсеместно

ТЯБАНА
Стиль под названием тябана появился в XVI веке, и решающую роль в этом сыграла чайная церемония. Главной особенностью данного стиля является простота и сезонность материала, используемого в работах. Композиции тябана устанавливаются в скромные бамбуковые, керамические или плетеные вазы и, как правило, в них присутствуют либо один цветок, либо одна ветка, призванные олицетворять собой красоту садов, лесов, полей.
РАННЕЕ НАГЭИРЭ
Дословно название этого стиля можно перевести как «цветы, вброшенные в высокую вазу». Как можно догадаться из названия, композиции этого стиля характеризуются непроизвольностью и естественностью. Сочетание этого относительно несложного стиля с гораздо более сложным стилем рикка в XVIII веке дал начало стилю сека, который в конце XIX века стал символом искусства современной икебаны
СЕКА СЕФУТАЙ
Композиции стиля сека подчеркивают естественную красоту растения. Ведь в природе растение каждый день, так или иначе, сталкивается с различными испытаниями: как-то — ветер, засуха, дождь, снег, буря, и все это неизбежно оставляет на растениях свой отпечаток. Именно в этих взаимодействиях с природой и проявляется внутренний характер того или иного растения. В связи с этим в композициях сека встречаются пожелтевшие листья, листья, изъеденные насекомыми, листья, надломленные ветром — во всем этом заключено природное очарование растений.
Как вы уже поняли, СЕКА СЕФУТАЙ не старается сделать растения красивее, нежели они есть в природе, поскольку понятия «красота» и «природа» для них являются практически синонимами.
СЕКА СИМПУТАЙ
Симпутай — это современная разновидность сека, разработанная в 1977 году. Создание симпутай было продиктовано желанием приспособить стиль сека к современным реалиям. В сегодняшних японских домах уже редко можно встретить ниши токонома, которые идеально подходят для классических композиций икебана, а соломенные татами, бумага и дерево все чаще заменяются стеклом, пластиком, различными синтетическими материалами, в связи с этим икебана должна вписаться в современный интерьер, научиться гармонировать с новыми материалами.
НАГЭИРЭ
Нагэирэ ( другое название — хэйка) — икебана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.
МОРИБАНА
в переводе означает «нагроможденные цветы».
-Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растения устанавливаются в плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанов). В этой композиции много зеленого цвета, растений и листьев. Основная мысль – такая композиция копия сада ли поля. Морибана разнится с другими стилями икебаны: она не такая классическая, более сжата и даже сосуды для ее устройство используют другие. Это самый простой из стилей.
ДЗИЮКА- СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ
Появился под влиянием современного искусства. Отличие этого стиля — применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Его создатель Софу Тэсигахара — художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов. В 1927 году он разработал Школу Согэцу (яп. 草月 — «трава и луна») — наиболее современную из школ икебаны.

СОВРЕМЕННАЯ ИКЕБАНА, которой стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро, МОЖЕТ БЫТЬ БЕСКОНЕЧНО РАЗНООБРАЗНОЙ :
– Натуралистической, когда растительный материал используется в том виде, в каком он растет в природе.
– Символической, когда растения, несут разнообразную символику.
– Геометрической (круг, треугольник, квадрат и т.д.) с использованием символики цвета.
– Абстрактной – как образец современного искусства, где большое внимание уделяется форме, цвету, фактуре материла.
– Сюрреалистической, которая представляет фантазийные работы, не связанные с реальным миром

Обычно композиция ИКЕБАНЫ создается лицом к мастеру, так как в процессе он беседует с природой. Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени в метре от токонома(Токонома альков или ниша в стене традиционного японского жилища) слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Если хочется рассмотреть основание букета, то об этом следует спросить хозяина. Когда гость направляется к букету, хозяин и хозяйка садятся рядом с токонома, обращаясь лицом к гостю. Последний всегда высказывает восхищение, хозяева обычно с поклоном отвечают: “Нам стыдно за нашу скромную поделку”.

Ну и напоследок исторический анекдот: Мастер Сэнно Рикю однажды поместил пионы в сосуд, сделанный из колена бамбука. При изготовлении этой вазы бамбук треснул, из трещины медленно капала вода. В ответ на недоуменные вопросы учеников, ошеломленных красотой икэбаны и не знающих, можно ли признать ее совершенной, поскольку сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: “И моя жизнь тоже дала трещину”. Ну никак не могу допереть, почему ЭТА ВАЗА впоследствии стала одним из национальных сокровищ Японии.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • автомобиль (5)
  • акварель (42)
  • зарубежные художники – классика (часть 1) (1)
  • зарубежные художники – современность (часть 1) (21)
  • общее (картины разных художников) (3)
  • русские художники – классика (часть 1) (1)
  • русские художники – современность (часть 1) (2)
  • антиквариат (6)
  • ароматерапия, ароматы (0)
  • архитектура (76)
  • здания (7)
  • мосты (1)
  • афоризмы (10)
  • видео (45)
  • гороскоп (35)
  • дачный участок (45)
  • интерьер дома (2)
  • ландшафтный дизайн участка (4)
  • постройки на участке (3)
  • растения (4)
  • декоративно-прикладное искусство (45)
  • дела домашние (24)
  • делаем сами (190)
  • вышивка лентами, крестиком (3)
  • вязание (22)
  • изготовление подарков (8)
  • изделия из разного материала (9)
  • мебель (1)
  • работа с бумагой (4)
  • работа с тканью, фетром (6)
  • украшения к праздникам (19)
  • дизайн, интерьёр (301)
  • балкон, лоджия, терраса (3)
  • ванная комната (4)
  • гардеробная (1)
  • гостиная (часть 1) (3)
  • декорирование интерьера (34)
  • детская комната (часть 1) (7)
  • интерьер рабочего места в квартире, офисе (2)
  • кухня (часть 1) (6)
  • прихожая, лестницы, мансарда (5)
  • спальня (часть 1) (2)
  • статьи об интерьере, дизайне (16)
  • стили дизайна (3)
  • цвет в интерьере (5)
  • для блога и дневника (117)
  • живопись, пастель, графика (324)
  • зарубежные художники – классика (часть 1) (11)
  • зарубежные художники – современность (часть 1) (51)
  • зарубежные художники – современность (часть 2) (1)
  • общее (картины разных художников) (17)
  • русские художники – классика (часть 1) (2)
  • русские художники – современность (часть 1) (51)
  • русские художники – современность (часть 2) (4)
  • животные, птицы, рыбы (84)
  • жизнь, любовь, жизненная позиция (68)
  • зарабаток в Интернете (19)
  • здоровье (258)
  • диеты (3)
  • заболевания, лечение, профилактика (6)
  • здоровье детей (5)
  • народная медицина (20)
  • общая информация о здоровье (13)
  • правильное питание (15)
  • знаменитости, фильмы (17)
  • изучение языков (11)
  • иллюстрации (17)
  • зарубежные художники – современность (9)
  • русские художники – современность (6)
  • интересно (488)
  • выставки, креатив (9)
  • обычаи/традиции, увлечения (12)
  • уникальные места (6)
  • факты обо всем (часть 1) (50)
  • факты обо всем (часть 2) (8)
  • история (77)
  • вещи, предметы (16)
  • мебель (5)
  • техника, программы (5)
  • усадьбы (6)
  • картинки (58)
  • абстракция в цвете (4)
  • обои (14)
  • открытки с кодами (6)
  • квиллинг (10)
  • компьютер (46)
  • красота и косметика (136)
  • косметика, макияж, парфюмерия (6)
  • уход за волосами (8)
  • уход за глазами (2)
  • уход за кожей лица (12)
  • уход за руками и ногами (2)
  • креатив (10)
  • кулинария (1329)
  • блины, оладьи (6)
  • блюда в горшочках (2)
  • блюда для пикника (3)
  • блюда из говядины (7)
  • блюда из круп, макаронных изделий (14)
  • блюда из молочных продуктов (10)
  • блюда из овощей, фруктов (40)
  • блюда из птицы (21)
  • блюда из рыбы (ч.1) (50)
  • блюда из рыбы (ч.2) (6)
  • блюда из свинины (24)
  • блюда из субпродуктов (12)
  • блюда из яиц (6)
  • блюда с фаршем (12)
  • грибные блюда (7)
  • десерты (ч.1) (47)
  • закуски (часть 1) (50)
  • закуски (часть 2) (37)
  • запеканка (11)
  • инфографика (выпечка, приготовление блюд) (13)
  • консервирование, заготовки (ч.1) (82)
  • консервирование, заготовки (ч.2) (1)
  • кулинарные советы/хитрости (ч.1) (50)
  • напитки (33)
  • низкокалорийные блюда (2)
  • пасха (17)
  • пельмени, вареники, пицца, лазанья (3)
  • пироги с мясом (фаршем) (10)
  • пироги с овощами (6)
  • пироги с рыбой, с сырами (6)
  • соусы, приправы (ч.1) (48)
  • статьи о кулинарии, кухне и оборудовании (20)
  • супы (19)
  • тесто (виды), хлеб (ч.1) (49)
  • шашлыки (3)
  • ландшафтный дизайн (5)
  • литография, сериграфия (2)
  • мир в фотографиях (46)
  • мода, стиль (93)
  • аксессуары (10)
  • вещи: одежда, обувь (11)
  • прически (5)
  • мои размышления (44)
  • мои путешествия (14)
  • мои фото (7)
  • монастыри, соборы, храмы, церкви (13)
  • музеи (11)
  • музыка (74)
  • натюрморт (106)
  • натюрморт (живопись) (9)
  • фотонатюрморт (38)
  • не могла пройти мимо (148)
  • открытки (8)
  • пейзаж (22)
  • поздравления (117)
  • полезные советы (383)
  • о разном (13)
  • хранение вещей (4)
  • чистка вещей, предметов (4)
  • портрет (2)
  • посмеемся (46)
  • поэзия и проза (108)
  • праздники (68)
  • о праздниках (5)
  • подготовка к праздникам (4)
  • природа (372)
  • пейзажи (города/страны) (19)
  • растения (деревья) (15)
  • растения (цветы) (26)
  • сезоны года (48)
  • притчи (32)
  • психология, педагогика (115)
  • путешествия (370)
  • водные бассейны (16)
  • достопримечательности (21)
  • замки, история (12)
  • национальные парки, заповедники (22)
  • страны и города (42)
  • реклама (статьи) (785)
  • интернет-магазин (34)
  • казино (часть 1) (50)
  • казино (часть 2) (10)
  • компании (разные) (49)
  • недвижимость (агенции, порталы) (2)
  • обо всем 1 (219)
  • сайты (разные) (26)
  • туризм (7)
  • религия (5)
  • рецепты (1178)
  • булочки, хворост, пончики, ватрушки (45)
  • кексы, пудинги (30)
  • печенье, пряники (ч.1) (51)
  • печенье, пряники (ч.2) (2)
  • пироги сладкие (часть 1) (50)
  • пироги сладкие (часть 2) (29)
  • пирожки (с разной начинкой), чебуреки (15)
  • пирожные, вафли, круассаны (45)
  • постная выпечка (3)
  • разные рецепты в одном посте (2)
  • рулеты (7)
  • торты (без выпечки) (21)
  • торты (с выпечкой) часть 1 (50)
  • торты (с выпечкой) часть 2 (50)
  • торты с выпечкой (часть 3) (15)
  • чизкейк (10)
  • салаты (334)
  • мясные салаты (ч.1) (54)
  • мясные салаты (ч.2) (9)
  • овощные салаты, салаты с макаронными изделиями (45)
  • рыбные салаты (22)
  • сервировка стола (16)
  • скульптура (1)
  • зарубежные художники (1)
  • фестивали (2)
  • фотогаллерия:люди,животньiе,природа,разное (361)
  • цветы (126)
  • о цветах (21)
  • цветочные композиции (12)
  • цитаты (56)
  • юмор (46)

Цитатник

Полезные ссылки Интернета .

С днем рождения, Галчонок (Galche) .

. Галочка, дорогая, с Днем рожд.

Что посмотреть на выходных Наступили выходные, хочется что-то посмотреть интересное: .

Фильм “Атлантида” Предлагаю посмотреть очень захватывающий фильм, просто на о.

Фильм “Т-34” (2018) Первая зима Великой Отечественной войны. Самые ожесточенны.

Ссылки

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Икeбана – традиционное японское искусство аранжировки цветов

Суббота, 10 Марта 2012 г. 03:37 + в цитатник

Искусство икебаны пришло к нам из Японии, где аранжировка цветов имеет сакральное значение. Фактически готовая композиция воплощает в себе буддийскую модель мира.

Икебана из цветов может украсить праздничный стол или стать прекрасным подарком. Работы в свободном стиле не имеют отношения к религиозным культам, при их создании нужно руководствоваться лишь общими принципами икeбаны.

Свободный стиль предполагает использование не только цветов, но и, например, карвинга. Например, на фото белaя хризантемуа, вырезанную из китайской капусты.

Можно использовать и синтетические материалы. Сделать оригинальную вазу для икебаны своими руками очень просто:

  1. Возьмите любую пластиковую бутылку, сделайте в ней отверстие сбоку.
  2. Внутрь поместите флористическую губку «оазис», залейте её водой.
  3. Оберните бутылку любой плотной бумагой или понравившимся материалом. Оригинальная горизонтальная ваза для икэбаны готова!

При составлении икебаны своими руками также пригодится флористическая лента (тайп) и кензан — специальный держатель-наколка для цветов.

Естественно, аранжировка цветов на каркасе не обходится без проволоки.

Искусство икебаны: основные принципы

Японцы говорят, что цветы в композиции должны располагаться так, чтобы бабочка могла пролететь между ними, не задев их крыльями.

При составлении икебаны важно помнить о том, что композиция и ваза должны представлять одно целое. Так как свободный стиль появился в ХХ веке и использовался в основном для украшения интерьеров, вазы для аранжировки цветов лучше использовать необычные, фантазийные.

Впрочем, можно использовать любую другую посуду, даже фужеры и солонки!

Несмотря на то, что основным принципом икебаны является естественность, стиль Дзюика позволяет видоизменять то, что создано природой, однако композиция должна соответствовать основным философским принципам традиционного японского искусства аранжировки цветов.

Основу икебаны должны составлять три основные линии – Син, Сое и Тай. Син символизирует небо, Соэ – землю, Тай – человека. Соэ составляет 2/3 от Син, Тай – 1/3 от Соэ. На основе этих пропорций рассчитывается количество цветов и размер вазы. Помните, что лучше показать красоту одного единственного цветка, не нужно использовать сразу много растительного материала.

Икебана всегда ассиметрична и строится на основе неравнобедренного треугольника.

Важно отметить, что японская эстетика предполагает чёткую «сезонность» композиций – каждое время года, даже каждый месяц предполагает аранжировку определённых цветов, например май – месяц ирисов, а июнь – гортензии.

Составляя икебану своими руками, очень важно помнить, что всё японское искусство основано на принципе создания настроения. Делая композицию из цветов, прежде всего старайтесь передать окружающему миру свои эмоции!

Рубрики: полезные советы
цветы

Метки: икебана аранжировка цветов Япония

Процитировано 5 раз
Понравилось: 1 пользователю

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]