Горячий батик: техника выполнения качественных изделий
Горячий батик: история, выбор материалов и техника выполнения
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Для того чтобы превратить старую вещь в новую, или своими руками создать эффектный подарок, достаточно уметь пользоваться техникой горячего батика. Работа с воском позволяет без особых затруднений покрывать однотонные поверхности необычными рисунками и узорами.
Что это такое?
Горячий батик – это техника росписи ткани, активно используемая уже на протяжении долгого времени. Суть ее заключается в том, что узор формируется путем расплавленного воска или аналогичного материала. После окрашивания ткани и устранения воска на поверхности остается рисунок, белый или разноцветный.
Горячий и холодный батик в принципе похожи, но существуют небольшие различия в технике выполнения.
Горячая роспись применяется для оформления контура, а также защиты некоторых фрагментов от растекающейся краски.
История возникновения
Расписывают ткань люди уже долгие годы, но первыми, по мнению археологов, это стали делать индонезийцы с острова Ява еще в XIII столетии. Местные жители настолько хорошо освоили технику, что она стала известна по всему миру. Каждый род на протяжении столетий обзаводился собственными особенностями росписи. Сам термин используется с XVIII века, а страной его возникновения называют Нидерланды. Горячий батик появился задолго до холодного батика, так как последний возник лишь в начале XX века.
Инструменты и материалы
Обработка ткани невозможна без специальных инструментов. В первую очередь речь идет о кружке из металла, обладающей двойным дном, позволяющим разместить внутри электрическую лампочку. В данной емкости будет разогреваться воск или другой резервирующий состав.
Для нанесения его непосредственно на ткань потребуются разные приспособления: ножи, воронки, каталки, зафиксированные на деревянных ручках.
Резервирующие составы готовятся по нескольким рецептам.
К примеру, это может быть смесь 660 граммов парафина и 340 граммов вазелина технического. Подойдет также и комбинация 500 граммов парафина, 250 граммов технического вазелина и такого же количества пчелиного воска. Наконец, не менее эффективным считаются 790 граммов парафина, смешанные с 210 граммами петролатума.
Краски лучше брать специальные, предназначенные для создания батика. Выбирая материал, важно следить, закрепляется ли он при помощи пара с утюгом или простой водой. Кисточки лучше подготовить разноразмерные. Рамка подойдет как выполненная самостоятельно, так и обычная покупная.
Чтобы защитить ее от брызг краски, можно воспользоваться бумажным скотчем. Для фиксации на рамке полотна пригодятся скобы со степлером, кнопки или булавки.
Горячий батик может быть как однослойным, так и многослойным. В первом случае, как можно догадаться по названию, воск наносится в один слой. Довольно часто такая техника сопровождается вливанием иной краски в элементы, ограниченные резервом. Заливка проводится еще до того, как вся плоскость была перекрыта фоновой краской, а получившиеся части резерва так же защищаются резервным составом.
Два слоя и более уже подразумевают многослойную технику. Работа происходит одинаково за исключением финальной части. Иными словами, на каждом этапе осуществляется простой батик, после чего создается перекрытие. Повторять процедуры рекомендовано не более четырех раз.
К разновидностям данной техники относят и обратный батик. В принципе он создается так же, как и традиционный, но цвета используются в обратном порядке – от темного к светлому. Работа начинается с тех мест, которые должны быть окрашены в холодный оттенок, а затем осуществляется процедура отбеливания.
Краситель рекомендовано содержать тот, что не содержит хлор в составе, а в качестве полотна выбирать хлопок.
Отдельно можно выделить роспись от пятна, что считается наиболее сложной разновидностью горячего батика. Техника применяется таким же образом, как и при многослойном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий, используются пятна разных оттенков. В каждом пятне осуществляется прорисовка части орнамента резервирующим составом, после чего происходит перекрывание другим цветом. Процедура повторяется только 3 раза, а на финальной стадии задействуется темный оттенок.
Техника выполнения
Роспись по ткани, как правило, проводится в несколько этапов, причем значительная часть из них является подготовительной. Первым делом происходит разработка эскизов. Многочисленные работы представлены в интернете, поэтому с выбором рисунков обычно не возникает никаких проблем. Некоторые простые узоры эскиза не требуют, вообще, к примеру, если речь идет о «горохе» или простых геометрических фигурах. В это же время продумывается и цветовая гамма.
Так как однослойный горячий батик подразумевает плавное «перетекание» цветов, необходимо подбирать их так, чтобы они гармонично сочетались.
Для начинающих мастериц лучше выбрать один ключевой цвет и работать с его оттенками как светлыми, так и темными.
При создании многослойного батика цвета подбираются таким образом, чтобы их наложение один на другой не выглядело некрасиво. В идеале перед началом работы выбранные цвета тестируются на отдельном тканевом фрагменте.
Само полотно перед покраской проходит процедуру обезжиривания. Достаточно будет просто постирать ткань, что также предотвратит возможную усадку. Есть еще более сложный способ, подразумевающий вымачивание полотна в содовом растворе. Применяется именно сода, так как она способна вымыть все химические растворы, которые производитель мог добавить на этапе производства. Раствор готовится из обычной соды и чистой воды, а ткань в нем отмачивается около 30 минут.
Готовый материал закрепляется на подрамнике, а иногда и смачивается. Стол, на котором будет происходить окрашивание, лучше дополнительно защитить, например, затянув прозрачной пленкой. Рамка устанавливается горизонтально, причем необходимость применения козел определяется в зависимости от ее размера.
На ткани прорисовывается эскиз при помощи специального устраняемого карандаша или маркера. Важно делать это аккуратно, чтобы не продавливать поверхность. В том случае, когда планируется работа в теплых и светлых оттенках, ни в коем случае не следует использовать ручку для прорисовки.
Если эскиз требуется приблизительным, то его разрешается разместить под тканью, а воск располагать, основываясь на виднеющихся контурах. То же относится и к полупрозрачному полотну, под которым эскиз будет легко просвечивать.
Суть использования резервирующего вещества заключается в том, что оно защищает естественный оттенок полотна от попадания краски. Сначала используются светлые цвета, а затем уже боле темные. Воск фиксирует цвет на окрашенных участках, а последующий распределяется уже по свободным местам.
Воск можно наносить разными инструментами в зависимости от формирующегося узора. Сухая ткань обрабатывается кистью, валиком из поролона или штампом.
В принципе разрешается использование штифта – специального инструмента, работающего от электричества и сохраняющего неизменную температуру.
Профессионалы же просто выливают воск на ткань из удобной емкости, формируя линии, пятна, капли и иные абстрактные узоры. Перед работой воск прогревается на водяной бане или электрической плите, так как он далее должен полностью пропитать тканевый кусок.
Качества прогрева можно определить по внешнему виду воска. Если материал хорошо прогрет, то воск пройдет насквозь, а полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным, если посмотреть на просвет. Когда воск остается белым на поверхности, значит, он недостаточно разогрет. Непосредственное окрашивание осуществляется с использованием кисти из поролона, обычной кисти или ватки. Работа обязательно качественно просушивается.
Некоторые специалисты предпочитают на последнем этапе использовать эффект кракле, который создается при помощи наиболее темного оттенка. В этом случае все полотно покрывается воском, а затем деформируется созданием заломов. Получившиеся трещины окрашиваются смесью мыльного раствора и красителя. В результате на работе образуются эффектные трещинки «под старину».
Удалить резерв особых сложностей не представляет. Хорошенько просушенное произведение снимается с подрамника, после чего полотно активно разминается. В результате воск разламывается и в виде крошек спадает с рисунка. Чтобы убрать остатки резервирующего вещества, потребуются бумага и утюг. Выстелив ткань, к примеру, обычными газетами и бумажными полотенцами, ее необходимо прогладить горячим утюгом. Процедуру придется повторять какое-то время, заменяя бумагу, пока весь воск не выйдет.
В том случае, если работа происходила с использованием парозакрепляемых красящих веществ, то их дополнительно потребуется зафиксировать отпаривателем.
Подробнее о технике горячего батика вы узнаете, посмотрев следующее видео.
Техника горячего батика
Техника горячего батика
Горячий батик известен как техника росписи ткани, традиции которой корнями уходят вглубь веков. Еще в древности для создания узоров на ткани использовали смолу или нагретый воск. Наносили состав на участки, не подлежащие окрашиванию, а после весь отрез опускали в емкость с красителем.
В результате получали белый рисунок на окрашенном фоне. Техника горячего батика была распространена в Китае, в Японии, на Шри-Ланке и во многих африканских странах. Традиционно для горячего батика использовалась исключительно хлопчатобумажная ткань и пчелиный воск. В наши дни так красят и шелк, а в качестве резерва применяют состав на основе парафина или стеарина. Некоторые зарубежные производители красок предлагают холодный воск для работы в такой технике.
Особенность технологии
Принципиальное отличие техники горячего батика от холодного в том, что резервирующий состав (или воск) может наноситься на ткань не только линией, но и пятном. Линия не обязательно должна замыкаться, ведь основная функция воска – защищать определенные участки ткани от окрашивания, а не ограничивать растекаемость краски.
Однослойный и многослойный горячий батик
Расплавленный воск можно наносить на ткань в один слой. Такой способ называется однослойным.
Если слоев два и более – это уже многослойный горячий батик.
Принципы работы над однослойным и многослойным батиком схожи, различия только на заключительных этапах росписи.
Подготовительные этапы в технике горячего батика
В работе с техникой горячего батика выделяют несколько подготовительных этапов.
Разработка эскиза
Возможны контурный, пятновой или смешанный эскизы.
Иногда работа может выполняться и без эскиза. Например, если на ткань наносится узор «горох», какие-то произвольные линии, задуман простой геометрический принт или незамысловатые силуэтные картинки.
Подбор цветовой гаммы
Продумывается на этапе подготовки и цветовое решение. При работе в технике однослойного горячего батика на поверхности, не защищенной воском, краска свободно перетекает от одного участка к другому. Поэтому советуют подбирать гармоничную цветовую гамму, красивые сочетания и дополняющие друг друга оттенки. Работу можно выполнить и в рамках одного цвета, используя светлые и темные его оттенки.
При многослойном способе подбирать цветовую гамму нужно исходя из того, что последующий слой краски будет наноситься на уже окрашенный участок. Важно понимать, какой цвет должен получиться при нанесении нескольких слоев друг на друга. А также учитывать, что краски для батика при смешивании не всегда дают ожидаемый результат. Зачастую при смешивании красной и зеленой красок, к примеру, фирмы ”Marabu” получается фиолетовый, а не коричневый цвет. Поэтому перед началом работы сочетаемость цветов проверяют на образце.
Подготовка ткани
Ткань перед работой нужно обезжирить. Для этого ее стирают, что предупреждает и последующую усадку. Правило работает для любой техники батика. После материал натягивают на подрамник. Некоторые мастера для большей эластичности ткань смачивают.
Подготовка рабочего места
Рабочую поверхность защищают, накрывая пленкой.
Подрамник располагают горизонтально.
Если подрамник большого размера, его устанавливают на специальные козлы.
Основные этапы работы
Перенос эскиза на ткань
Для переноса эскиза используют исчезающий маркер для ткани или смываемый карандаш. Следы графитного могут остаться на готовой работе.
Если точность в переносе эскиза не так важна, его можно разместить под тканью и наносить воск по нечетким контурам.
Резервирование воском
Воск наносят для фиксации естественного цвета ткани, то есть краска не проникает на зарезервированные участки. Работа начинается с самого светлого оттенка. Если он белый, то просто резервируют чистое полотно. Когда наиболее светлый цвет в палитре не белый, воск уже наносится на предварительно окрашенную и высушенную ткань.
Инструменты и приемы для нанесения воска
Воск наносится только на сухую ткань при помощи кисти, поролонового валика, штампа, чантинга. Возможно использование и штифта – электрического инструмента, поддерживающего внутри постоянную температуру. Многие мастера свободно выливают воск на ткань из любой удобной емкости. Его наносят каплями, линией, пятном, используют и трафареты.
Подготовка воска к работе
Перед нанесением воск нужно хорошо разогреть, чтобы он насквозь пропитал ткань. Нагревать его лучше на водяной бане (это исключает перегрев) и на электрической плите – на газовой воск может воспламениться.
Перед началом работы степень нагрева проверяется на образце.
Если разогрет хорошо, то воск пропитает ткань насквозь, а в зоне нанесения полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным на просвет.
Если воск остался на поверхности ткани белой непрозрачной каплей, то температура недостаточная и нужно продолжить нагрев.
Нанесение краски
Краска наносится на свободную от воска поверхность кистью, ватным тампоном или поролоновый кисточкой.
Если батик однослойный, то насыщенность цвета может быть любой, зависит только от идеи автора. На поверхности воска не должно оставаться высохших капель краски, иначе они останутся и на готовой работе. Поэтому после нанесения работу протирают и высушивают, избегая нагревания.
При многослойном варианте каждый последующий слой должен перекрывать предыдущий. Поэтому роспись начинают с самого светлого и ненасыщенного участка, постепенно переходя к более темному. Слой за слоем воск фиксирует цвет на окрашенном участке, а следующий цвет наносят на свободные поверхности. После работу высушивают. Процессы нанесения воска и красителя повторяют вплоть до последнего, самого темного цвета.
Эффект кракле
На заключительном этапе можно применить прием кракле. Он выполняется самой темной из имеющихся красок. На всю поверхность наносится воск.
После его полного остывания поверхность ткани подвергают деформации, создавая заломы.
В эти заломы втирают краситель, смешанный с мыльным раствором. Благодаря воздействию щелочи краситель проникает к ткани и окрашивает ее.
В результате получаются ярко выраженные трещинки, создающие так называемый «эффект старины».
Заключительные этапы работы
Удаление воска
- Высушенную работу снимают с подрамника.
- Ткань мнут, чтобы воск скрошился с поверхности ткани.
- После этого изделие прокладывают бумагой, горячим утюгом вытапливают остатки воска. Для этой цели часто используют старые газеты, свежая типографская краска может отпечататься на ткани. Также слой между газетными листами и непосредственно работой можно выстелить белой папиросной бумагой или бумажными полотенцами.
- По мере того, как бумага пропитывается воском, ее заменяют на чистую.
- Процедуру повторяют до тех пор, пока полотно не перестанет «отдавать» воск.
Закрепление красителя
Если работа выполнена акриловыми красителями, то в процессе вытапливания закрепляется и краситель. При работе с парозакрепляемыми красящими веществами фиксация идет при помощи запаривателя.
Обратный батик
Кроме традиционных однослойной и многослойной техник батика существуют экспериментальные – например, обратный батик.
Принцип работы схож с вышеописанным. Главное отличие в том, что эта техника выполнения росписи предполагает работу в обратном порядке – от темных цветов переходят к светлым. В первую очередь расписываются и покрываются воском те участки, которые по эскизу должны быть холодных оттенков. Они лучше теплых удаляются из волокон ткани. После раствором отбеливателя с обеих сторон ткани удаляется краситель, свободный от воска. Используется краситель бес хлора, но даже он может повредить шелк, поэтому чаще всего обратный батик выполняют на хлопке.
После отбеливания изделие промывается чистой водой. Затем роспись продолжают красками теплых оттенков. Очень интересно смотрится эффект кракле с отбеливателем. После финального слоя краски работа над изделием продолжается в обычном порядке.
Горячий батик для новичков и профессионалов
Техника горячего батика может быть очень разнообразной. С одной стороны, горячий батик подходит и для новичков, не имеющих художественного образования. Все потому, что полноценную законченную работу можно получить, используя различные приемы, не требующие специальной подготовки.
Приемы горячего батика
- «Набрызг через трафарет».
- Выполнение графических работ валиками.
- Использование штампов.
- Нанесение точек.
С другой стороны, горячий батик имеет большой потенциал. С его помощью можно решать сложные художественные задачи. К нему зачастую возвращаются, даже овладев другими смежными техниками.
Батик горячий: техника выполнения. Холодный и горячий батик
В наши дни, когда мода меняется каждый день, а любая новинка в самое короткое время становится доступной массе людей, ценится эксклюзивная и необычная одежда. Поэтому мировые дизайнеры трудятся, стараясь придумать новый принт для своих тканей. Их достижения стоят немалых денег и остаются востребованными короткое время, пока во всех магазинах не появятся абсолютно идентичные подделки.
Если вы хотите иметь модную вещицу собственного дизайна – обратите внимание на технику батика.
Батик – это роспись по ткани. Таким способом вы сможете украсить себе блузку, юбку, шарф или любое другое тканевое изделие. Существует холодный и горячий батик.
История техники
Ручная роспись ткани, называемая батиком, известна людям очень давно. Этой техникой пользовались в Японии, Египте, Китае, Африке и на Руси. Местом, где появилась техника, считается Индонезия, остров Ява. Хотя в последнее время археологи находят полотна, раскрашенные в этом стиле еще в древнем Египте и Китае.
До сих пор ученые и археологи ведут споры, когда именно зародилось искусство тканевой росписи. Одни говорят, что данной техникой пользовались в начале нашей эры, другие соотносят ее появление с изобретением «резерва»: так называется прибор для нанесения горячего воска на ткань (14 век). Как бы то ни было, история горячего батика начинается гораздо раньше, чем батика холодного.
Название «батик» впервые встречается в Голландии в 18 веке. Жители острова Ява именовали эту технику «амбатиком».
Яванцы наиболее искусно делают ткани, расписанные в технике “батик горячий”. Этот народ подарил миру ткани нереальной красоты, именно на Яве живут самые известные дизайнеры в мире батика.
И это неудивительно. Искусство ручной росписи ткани передавалось яванцами из поколения в поколение, причем каждый род имел свою личную неповторимую технику. Изначально на Яве одежду, расписанную в стиле “горячий батик”, могли носить лишь представители «голубых кровей», однако со временем, когда ткань стали расписывать и на продажу, аристократия начала подключать к кропотливой работе и простолюдинов.
В 1835 году в Голландии появилась первая фабрика, производящая полотна расписанные в технике батика.
Холодный батик появился лишь в первой половине ХХ столетия. Изобретен раствор, позволяющий без нагрева наносить резерв на ткань, был в России.
Инструменты и материалы
Если вы решили освоить технику батика, вам могут потребоваться следующие инструменты и материалы.
- Ткань. Изначально для росписи ткани использовался натуральный шелк. Теперь, когда краски и материалы вышли на новый уровень, для батика подходят и другие тонкие ткани, например батист, штапель, шифон и т. д. Ткань можно использовать метражом или в виде готового изделия.
- Краски. Краски в технике «батик» имеют немалое значение. Существует большое количество их производителей, как импортных, так и отечественных. По своим свойствам краски делятся на те, которые разводятся исключительно спиртом, и на те, в которые добавляется вода. Главное отличие между ними – способ закрепления. Они могут закрепляться с помощью утюга, горячего пара или воды.
- Контурный состав. Лучше всего контурный состав брать той же фирмы, что и краска. Обычно они бесцветны, в них добавляется красящий пигмент непосредственно перед нанесением.
- Рама для батика. Конечно, можно купить специальную раму для росписи ткани, но вы не потратите много времени, если решите сделать ее самостоятельно.
- Палитра. Нужна для смешивания красок.
- Пипетки. Нужны для набора краски.
- Трубочки для холодного батика. С помощью стеклянных трубочек можно проводить тонкие линии на полотне. Их можно купить в специализированном магазине. Однако если вы не можете их найти или не хотите тратить на них деньги – не отчаивайтесь. Можно просто подобрать подходящий инструмент, например, достаточно толстые центографы, изографы, рапидографы, медицинские капельницы, рейсфедеры и т. д.
- Скотч. Нужен для защиты рамки от краски. Если рама будет испачкана, она может повредить следующую работу.
- Портновские булавки, степлер – любой предмет для закрепления ткани.
- Спирт. Нужен для разведения некоторых красок.
- Кисти для росписи ткани.
- Соль. Нужна для более быстрого высыхания отдельных участков и получения специфического узора.
Холодный батик
Холодный батик считается более простой техникой, чем батик горячий, так как раствор, ограничивающий краску, наносится без предварительного нагрева.
Конечно, холодный батик все равно требует сосредоточенности, твердой руки и четкости линий.
Если кратко описывать ход работы по росписи ткани холодным способом, то вам нужно сделать следующее.
Ход работы
- Кусок ткани, который вы собрались расписывать, с помощью кнопок, степлера и т. п. в натянутом виде прикрепляется к раме.
- Затем специальным карандашом или ручкой наносится рисунок, который вы хотите видеть на вашем полотне.
- Поверх карандашного наброска наносится резервирующий контур, причем он не должен иметь разрывов. В противном случае краска вылезет за пределы рисунка, и ваша работа будет безнадежно испорчена.
- Ткань оставляют до высыхания резерва.
- Кисточками, губками, распылителями раскрашивают рисунок и фон полотна.
- Когда работа закончена, ее обрабатывают так, как требует того производитель красок. Это нужно для закрепления рисунка. Затем изделие промывают теплой и холодной водой.
Батик горячий: особенности
Как было сказано выше, существует два способа нанесения росписи на полотно. Более древняя, натуральная и традиционная ручная роспись ткани называется «горячий батик», техника выполнения которого известна еще древним яванцам, египтянам и китайцам. Смысл данного способа заключается в постепенном нанесении на ткань краски с защитой резервирующим составом отдельных элементов. Причем в качестве резерва используют только натуральные компоненты, которые перед использованием необходимо нагреть.
Восковой состав изначально наносился с помощью медного ковшика с тоненьким носиком – чантинга, сейчас есть целая куча альтернативных способов нанесения резерва, например, специальные штампы, кисти с жесткой щетиной и т. д.
На большую поверхность резерв наносится с помощью широкой кисти, а тонкая кисточка и чантинг необходимы для резервирования контура и мелких деталей рисунка.
Горячий батик, техника выполнения
- Прежде всего нужно подготовить ткань, выбранную вами для росписи. Для этого замочите ее на полчаса в растворе соды (5 л воды на 1 ч. л. соды). Это нужно для вымывания химических составов, которыми производители обрабатывают ткань.
- После высыхания ткань закрепляют на раме.
- Первый, самый светлый слой краски можно нанести до рисования эскиза. Кстати, важно, чтобы изделие пропитывалось краской в последовательности от темного к светлому.
- Специальным карандашом наносится рисунок. Хотя некоторые советуют, чтобы не травмировать ткань, наносить рисунок не на нее, а на лист бумаги с помощью маркера, который будет виден через полотно.
Платок с ирисами
Чтобы вам было легче втянуться в процесс, вы можете сделать платок в технике “горячий батик”. Мастер-класс, описанный здесь, поможет вам разобраться в ней.
Для начала вам нужно запастись соответствующими материалами.
- Шелковым белым платком или просто куском белого шелка.
- Рамкой с булавками.
- Кисточками тонкими и толстыми – для краски и для резерва.
- Резервом.
- Розовой, синей, зеленой, желтой красками.
- Емкостями для разведения краски.
- Пульверизатором.
Мастер-класс
- Вымачиваем ткань в растворе соды.
- После того как ткань высохнет, натягиваем ее на раму.
- Разводим синюю краску в двух емкостях: в одной – посветлее (светло-голубой, почти прозрачный), в другой – потемнее (голубой, но немного интенсивнее).
- Смачиваем ткань водой из пульверизатора и рисуем на ней разводы этими красками.
- Даем ткани полностью высохнуть.
- Так как мы будем рисовать в технике “горячий батик” цветы, изображаем на высохшем платке ирисы с длинными листьями.
- Фон резервируем с помощью воска.
- Когда воск высохнет, погружаем платок в раствор розовой краски (должны окраситься цветы ириса).
- Даем работе высохнуть.
- Покрываем части цветов, которые должны остаться розовыми, воском.
- Когда воск высох, окунаем платок в слабый раствор зеленой краски.
- После высыхания краски покрываем части листьев, которые должны остаться светлыми, воском.
- Когда воск высохнет, кистью закрашиваем части листьев, не покрытые резервом
- Закрашиваем лепестки ирисов, не покрытых резервом, слаборазведенной синей краской (цвет должен остаться достаточно темным).
- Закрашиваем ярко-желтой краской пестики цветков.
- Даем платку высохнуть.
- С помощью утюга и газет удаляем с изделия воск.
- Закрепляем краску согласно инструкции (зависит от фирмы-производителя).
- Промываем изделие сначало в теплой, а затем в холодной воде.
Вот вы и сделали модный дизайнерский платок в технике “батик горячий”.
Горячий батик: техника выполнения, краски, инструменты. Роспись по ткани
Горячий батик – способ расписывать ткань, создавая великолепные яркие мазки. Визуально результат напоминает живопись маслом. Иногда посредством такой технологии создают эффект кракле. В наши дни эта техника прикладного изобразительного искусства считается сложным, требующим высоких навыков занятием. Лучшие образцы, выполненные в таком стиле, стоят более чем серьезных денег.
Почему горячий?
Батик по этой технологии предполагает использование специальных составов. В частности, если некоторый элемент обрабатываемой поверхности необходимо сохранить без окрашивания, на него сперва наносят разогретый состав для резервации ткани. Наиболее удачно подходят в качестве защиты парафин, воск, изготовленный на сое. Этот продукт безопасен для окружающей среды и человека, не выделяет во время работы вредных соединений.
Чтобы обработать материал резервирующим веществом, необходимо использовать специальные инструменты для горячего батика. Это штампы, кисточки, губки. В последнее время широкое распространение получили аэрографы. Иногда для достижения оптимального эффекта стоит применять воронки. Чтобы нарисовать идеально ровные, очень тонкие линии, нужно иметь в своем распоряжении придуманный специально для этого чантинг. Это такое специфическое приспособление из металла, оснащенное тонким носиком и резервуаром для расходного материала.
Возможностей много
Есть несколько техник выполнения горячего батика. Наиболее популярные варианты – перекрытия, пятна. Расходный материал (преимущественно) – анилиновый красящий состав.
Перекрытия
По такой технологии роспись по ткани может быть как в один слой, так и в несколько перекрытий. Сперва наносят краску, затем выбирают небольшие области, заливаемые защищающим ткань составом. Как только ткань полностью просохнет, можно наносить следующий слой защиты. Элементы, не обработанные специфическим материалом, окрашивают подходящими красками. Каждый новый слой перекрытия делают немного темнее предыдущего. Как правило, количество таких циклов не более пяти.
Пятна
Эта технологии росписи по ткани предполагает сперва создание пятен разными задуманными цветами. Уже внутри этих элементов наносится состав для резервирования ткани в соответствии с задуманным рисунком. Завершив покрытие таким методом и дождавшись его высыхания, можно приступать к нанесению следующего окрашивающего слоя. Самый последний этап – максимально темный оттенок, маскирующий расплывшиеся границы разнообразных пятен на ткани.
Дополнительный декор
Даже в исполнении начинающих горячий батик может иметь сложный, эстетичный результат. Для этого стоит попробовать свои силы в дополнительных декоративных методиках. Самая распространенная и популярная – кракелюр. Этим термином принято обозначать эффект украшения, создаваемый прожилками, словно бы трещинками по ткани. Он генерируется искусственно при соблюдении специальной методологии. Готовый продукт будет иметь своеобразный состаренный вид, оригинальный дух старины.
Еще один популярный метод декорирования в технике горячего батика – воском. Для этого на ткань разбрызгивают разогретый состав, используя специальную кисточку, затем дают материалу достаточно времени для полного высыхания. Следующий шаг – покрытие полотна красящим составом. В результате узоры на материи будут напоминать снежные.
Что дальше?
Когда анилиновые краски для горячего батика нанесены и полностью высохли, необходимо обработать завершенное изделие с помощью разогретого утюга. Он расплавляет резервирующий состав и помогает начисто удалить его с материи. После этого можно приступать к закреплению рисунка. Использование надежных материалов и соблюдение технологии помогает создать уникальное изделие, не линяющее при стирке.
Для закрепления следует применять специальную камеру для горячего батика. Внутри создается влажная атмосфера, наполненная раскаленным паром. По завершении запаривания краска плотно крепится на шелке, а оттенки приобретают насыщенность. После этого этапа работа будет иметь эстетичный завершенный вид.
Альтернативный вариант
Кроме горячего, батик бывает холодным. Это технология, в которой создаются резервные линии – именно за их счет краски не растекаются по натуральному тонкому материалу. Техника холодного рисования оптимальна, если предполагается наличие замкнутых контуров, окрашенных либо прозрачных. Готовое изображение, выполненное в такой методике, графично, эстетично и необычно. Наиболее интересных результатов можно добиться, если совместить обе описанные технологии. Предметы, получаемые в итоге, неповторимы, хотя создание их довольно сложно.
Применение обширно
Горячий батик хорошо подходит не только для изготовления одежды и аксессуаров, но может применяться для производства разнообразных декоративных изделий, картин, панно, подушек, украшающих жилище человека. Из одежды чаще всего по такой методике отделывают платья и сарафаны, блузки и шарфы, палантины и парео, галстуки. Так как батик – технология, требующая использования натурального шелка, то она подходит для декорирования предназначенных на летний сезон предметов гардероба.
Резерв: особенности
Роль защитного состава чаще всего играет парафин. Он стоит достаточно недорого, удобен и прост в работе, не требует специальных условий и навыков, безопасен для человека. В некоторых случаях повышения качества резервирующего состава добиваются введением в него воска, вазелина.
Можно в равной степени успешно применять и произведенный в промышленных условиях искусственный воск, и натуральный, добытый из улья. Традиционно считается, что лучше использовать натуральный продукт. Правда, стоит он подороже, нежели искусственный.
Технические моменты
Для приготовления резервирующего состава необходимо смешать воск с двумя другими компонентами. Соотношения в каждом конкретном случае мастер подбирает сам, ориентируясь на используемый материал, собственные привычки, рисунок и его специфику. Чтобы резерв был максимально пластичным, необходимо добавить больше воска, в противном случае сокращают его концентрацию в общей массе.
Приготовление резерва предполагает аккуратное измельчение всех расходных материалов. Подготовленные продукты помещают в металлическую емкость и расплавляют на конфорке на слабом или среднем огне. Важно соблюдать правила пожарной безопасности – воск, парафин легко воспламеняются, поэтому работать с ними нужно с особенной аккуратностью.
Как научиться
В прежние времена горячий батик был достоянием немногих умельцев, готовых передавать свои навыки только выбранным в ученики. В наши дни все стало гораздо проще: существует немало видеоматериалов, подробно разъясняющих, как именно нужно рисовать по ткани. Есть мастер-классы для всех технологий и техник, можно без труда разобраться с особенностями декорирования.
Необходимо понимать, что только лишь доступ к обучающим видео не даст полного представления о том, как создается горячий батик. Необходимо пытаться самостоятельно. И первый блин наверняка получится комом. Как говорят мастера, не только первый, но и десятый может быть все еще неудачным, к этому нужно быть готовым. Технология требует кропотливости, аккуратности, точности, внимательности. Она дается далеко не каждому человеку, но, обладая упорством и талантом, рано или поздно удастся освоить ее в совершенстве.
Чем красить
В специализированных магазинах в продаже представлено довольно большое разнообразие специальных красителей для горячего батика. Преимущественно товары иностранного производства, стоят они достаточно дорого. Более дешевый вариант – это относительно старые составы, в том числе изготовленные в нашей стране. Они заметно доступнее, но не столь ярки по оттенкам, да и сама цветовая карта существенно уже. Такие расходные материалы подходят для начинающих, еще только обучающихся таинству горячего батика. Также можно использовать чернила, тушь, специально созданные для этой технологии росписи шелка.
На чем рисовать
Самый лучший расходный материал – натуральный белый шелк. Стоит он откровенно недешево, поэтому возможность работать с ним есть не у каждого. Выбирая вариант подешевле, нужно помнить, что больше подходят однотонные материи. Можно остановиться на натуральном хлопке. Для первых экспериментов подойдут синтетические ткани, искусственный шелк.
Прежде чем начинать создание картины, материал следует тщательно обработать. Этот процесс называется декатированием, в результате чего удаляются использованные на промышленности пропитки. Когда ткань полностью очищена, ее натягивают на рамку и приступают к созданию картины.
Рамки
В настоящее время используется большое разнообразие рамок. Наиболее простые экземпляры выполнены из четырех совмещенных дощечек, к которым материал крепят простыми кнопками. Для профессионалов придуманы раздвижные столы, где предусмотрены крючки, позволяющие натягивать ткань без повреждения структуры.
Чтобы уберечь рамку от окрашивания, можно защитить ее простым скотчем.
История возникновения горячего батика
Считается, что впервые этот метод декорирования ткани изобрели еще в тринадцатом столетии. Правда, информация пока не имеет безусловно точного подтверждения, поэтому немало есть на этот счет споров. Например, в древних гробницах, сохранившихся с периода расцвета египетской культуры, были найдены образцы материй, оформленных в очень близком по своей сути стиле. Есть информация об окрашивании тканей и в трудах, дошедших до наших дней с первого столетия нашей эры – об этом упоминает Плиний Старший. Он писал о технологии, широко распространенной в ту эпоху в Египте.
Что любопытно, первые официальные упоминания о методе окрашивания натуральных тканей исключительно похожи на описание технологий, практикуемых мастерами в наши дни. Сперва на полотно наносили специальный защитный состав, затем опускали будущее изделие в чан с цветным кипятком, вынимали и просушивали.
Техника “горячего батика”
Что приходит на ум, когда Вы читаете это название? Какие ассоциации? У меня в голове сразу возникают картины: юг, жара, песок, темнокожие женщины в ярких саронгах, Гоген… В ушах шепот волн, на коже зной палящего солнца и легкий ветер в волосах.
Сама родина батика в этом словосочетании. Яркие, красочные наряды, дивные птицы и цветы, ожившие на ткани под умелой рукой мастера.
Итак, почему же все-таки горячий? Потому что в работе в качестве резервирующего состава используется горячий, расплавленный до жидкого состояния воск.
Раньше в специальных чанах растапливали воск, затем инструментом, который называется чантинг или штампом наносили рисунок на ткань.
Сейчас для этих целей художники используют множество инструментов. Это чантинг, щетинная кисть, батик-штифт, вообще любой предмет, пригодный к тому, чтобы окунуть его в воск и оставить оттиск на ткани.
Смысл в том, что расплавленный воск проникает в ткань и отталкивает краситель. В итоге место, покрытое воском, остается неокрашенным. В несколько приемов можно получить очень сложные, красивые, многоцветные орнаменты.
Расписанные подобным образом ткани весьма популярны и ценны в современном мире. Их используют в качестве материала для одежды, как самостоятельные аксессуары и даже для украшения интерьера.
После окончания работы нужно зафиксировать краски и освободить ткань от воска.
Краски для батика делятся на два вида — анилиновые и акриловые. Первые фиксируются обработкой паром, вторые закрепляют горячим утюгом.Краски после закрепления становятся устойчивы даже к стирке, правда, требуют бережного и деликатного обращения. Стирать можно только руками в теплой воде, без использования моющих средств.
Сначала этапы работы над горячим и холодным батиком схожи — разработка идеи, создание эскиза и натягивание ткани на подрамник.
1. Соответственно наше идее создаем эскиз. Чем подробнее проработан эскиз, тем проще будет воплотить его в жизнь. Он должен быть в масштабе 1:1, чтобы нам легко перенести линии рисунка на ткань.
2. Готовим ткань к работе: Стираем ее, тщательно прополаскиваем, сушим, гладим. Можно, конечно, пропустить последний пункт, но по гладкой поверхности приятнее работать. Наша ткань обязательно должна быть размером несколько больше подрамника.
3. Переносим рисунок на ткань, пользуясь подходящими инструментами (карандаш, маркер для батика). Чтобы ткань не скользила и не “убегала”, закрепите ее кнопками на твердой поверхности. Подложите под нее эскиз, он будет просвечивать из-под светлой ткани.
4. С помощью кнопок натягиваем ткань на подрамник как барабан или как мини-батут, который пружинит при надавливании на него пальцем.
Некоторые мастера переносят рисунок уже после натяжки, смотрите сами, какой вариант Вам более близок. Я использую оба.
5. Дальше начинается самый интересный этап работы. Расплавленный воск согласно нашему эскизу наносим на участки ткани, которые должны остаться белыми. Делаем это щетинной кистью, батик-штифтом или чантингом. Даём остыть. Затем берем краски и наносим самый светлый оттенок.
После высыхания краски снова проходим воском по самым светлым местам, как бы закрепляя их. Процесс ведется поэтапно, от светлого к темному, чем-то напоминая работу с трафаретом, но только в свободной живописной манере.
6. Завершив роспись, дожидаемся окончательного высыхания ткани и снимаем её с подрамника. Теперь нам понадобятся утюг и бумага в большом количестве. На ровной поверхности раскладываем бумагу в несколько слоев, сверху располагаем нашу работу лицевой стороной вниз и укрываем ее еще несколькими слоями бумаги. Включаем утюг, выбираем подходящий для ткани температурный режим и начинаем снимать воск, проглаживая нашу работу. Под воздействием горячего утюга воск плавится и впитывается в бумагу. Листы по мере необходимости заменяем чистыми. Этот процесс длится до тех пор, пока ткань полностью не освободится от воска.
7. Далее, если это панно или картина, оформляем работу в раму, снова натянув на подрамник. Платок или шарф стираем в теплой воде, сушим и обрабатываем края оверлоком.
Изделия, выполненные методом горячего батика, очень популярны. Дамы украшают себя шарфами и палантинами. Из ткани, расписанной вручную, получается оригинальная, яркая, неповторимая одежда, модельеры любят использовать батик в своих коллекциях.
Лично меня горячий батик притягивает свободой действий, мне нравится процесс создания новых миров на белой ткани. Когда снимаешь воск, роспись становится более живописной, приобретает глубину и насыщенность.
Горячий батик в отличие от холодного дает больше свободы в самовыражении. Кистью можно наносить пятна воска самой разнообразной формы, без ограничений.
Можно покрыть воском всю работу, потом снять с подрамника и хорошенько помять ткань. В результате этих действий получаются эффектные кракелюры — трещины на воске, которые придадут картине еще большую выразительность.
Эксперименты с воском развивают фантазию. Все неожиданные случайности в процессе творчества могут быть обыграны и внесены в общую композицию.
Первым открытием, удивившим меня, было то, что, оказывается, я могу писать на ткани портреты. Второе случилось при работе над серией городских пейзажей. Пугала сложность изображения архитектуры. Что это будет криво, неумело и вообще ужасно. Я ошиблась, город получился дивным, сказочным, с собственным настроением.
Создав несколько росписей, Вы научитесь чувствовать ткань, регулировать степень влажности для получения оттенков разной насыщенности. Процесс работы очень увлекательный и волшебный. Окунаясь все глубже в нюансы и тонкости батика, Вы будете шлифовать свои навыки и оттачивать мастерство, поднимаясь все выше и выше по ступеням этого искусства.
Любые события окружающей действительности, разнообразные сочетания предметов могут стать сюжетом для Вашего творчества. Весь мир целиком или по кусочкам послужит для Вас источником вдохновения.
Возможности неисчерпаемы, главное — искренний интерес к тому, что Вы делаете и желание двигаться дальше. Успехов Вам!